Абхазия помнит своих спасителей, Абхазия благодарит

25 сентября в 04:58
18 просмотров

В Черкесске состоялось мероприятие, приуроченное к абхазскому празднику – Дню добровольцев. В ресторане «Золотой дракон» под эгидой Союза абхазских добровольцев КЧР чествовали участников Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Многим ветеранам вручили государственные награды Республики Абхазия. Таким образом эта страна в очередной раз поблагодарила добровольцев из Карачаево-Черкесии за весомый вклад в борьбу за независимость Абхазии.
Благодаря их мужеству, проявленному на территории Абхазии, в историю Карачаево-Черкесии вписаны страницы интернационального добра и участия…
В то время их иногда называли воинами света, потому что они не только первыми почувствовали чужую беду, но и откликнулись на неё, рискуя собственной жизнью.

В Черкесске состоялось мероприятие, приуроченное к абхазскому празднику – Дню добровольцев. В ресторане «Золотой дракон» под эгидой Союза абхазских добровольцев КЧР чествовали участников Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Многим ветеранам вручили государственные награды Республики Абхазия. Таким образом эта страна в очередной раз поблагодарила добровольцев из Карачаево-Черкесии за весомый вклад в борьбу за независимость Абхазии.
Благодаря их мужеству, проявленному на территории Абхазии, в историю Карачаево-Черкесии вписаны страницы интернационального добра и участия…
В то время их иногда называли воинами света, потому что они не только первыми почувствовали чужую беду, но и откликнулись на неё, рискуя собственной жизнью. Это были наученные военным прошлым люди, побывавшие на разных участках армейской службы. К сожалению, не все из них вернулись домой. Из ста пятидесяти одного добровольца тринадцать погибли, навечно отдав Абхазии свои сердца.

«Как их родители, – спросила я председателя правления Союза абхазских добровольцев КЧР полковника в отставке Абу-Юсуфа Банова, – не упрекают оставшихся в живых однополчан своих детей?» – «Нет, – ответил Банов. – Каждый из нас оказался на войне по доброй воле… Ребята погибли за святое дело – герои, главное для них было – не опозорить честь семьи. Те, кто их воспитал, – мужественные люди, понимают, так распорядилась Судьба. Мы разделяем с ними горе, поддерживаем, это придаёт им силы. Все встречи ветеранов-добровольцев начинаются с минуты молчания в память о них и тех, кто скончался гораздо позже – от ран и болезней. В нынешнем году список ушедших в мир иной вновь пополнился. Ушёл из жизни Заур Ашкацао, двадцать два года боровшийся со своим недугом.
Двадцать девять человек получили тяжёлые увечья и ранения, что сказалось, конечно, на их дальнейшей жизни. Однако ни один из них не заявил публично, что сожалеет о своём выборе.
Двум нашим землякам присвоено звание Героя Абхазии – Хасану Эдиеву, к сожалению, посмертно, и ныне здравствующему Мухамеду Килбе, в настоящее время – секретарю Совета безопасности Абхазии, бывшему комбату заместителю министра обороны в военный период».
Согласно указу президента Республики Абхазия Абу-Юсуф Банов вручил орден Леона II Мурату Килбе и Нурику Лапугову.
«Этот орден, – пояснил Банов ещё в начале торжества, – учреждён почти двадцать три года назад для награждения за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите Республики Абхазия, которая помнила, помнит и славит тех, кто действовал в боевой обстановке, не щадя себя, способствуя успеху абхазских войск и, в конечном итоге, – победе, несмотря на яростное сопротивление противника». Затем он открыл коробку и бережно передал мне в руки орден в виде выпуклого ромба, с патриотическим дизайном художника Валерия Гамгиа, поместившего в его центре изображение всадника с поднятой рукой – величавой фигуры Леона II, в честь которого и учреждён этот орден, ибо именно ему удалось «сцементировать» абхазские племена в единую абхазскую народность и стать в 780 году первым царём независимого от Византии Абхазского царства.
В грузино-абхазскую войну была учреждена также медаль «За отвагу» – государственная награда Республики Абхазия, предназначенная для поощрения солдат за отвагу на поле боя и при защите государственной границы. Ею награждены 45 наших земляков, входивших в северокавказский добровольческий корпус, в числе которых – Хезир Куржев, Назымбий Ниппа, Мухамед Биджев, Заур Дзугов и другие.
Заур Шенкао, бывший командир группы, констатировал непреложный факт: «Любая война плоха, но нельзя бездействием потакать агрессорам».
Ислям Ионов рассказал о том, как отправился на войну. «14 августа 1992 года, возвращаясь со старшим братом из рейса в Тапанту, услышал по радио новость о критической ситуации в Абхазии – вторжении под предлогом охраны железной дороги грузинских войск. Не раздумывая решил отправиться на помощь абхазам, никому об этом не сказав. Сыну моему Станиславу было тогда шесть лет, сейчас вот он, стоит рядом, пришёл вместе со мной из уважения к добровольцам. Ему уже двадцать девять лет, он знает всех моих товарищей. Думаю, ему не стыдно за отца.
Группу таких же желающих, как я сам, нашёл быстро. Отправились в Чечню, где потеряли, по незнанию, несколько дней. Вернувшись затем назад, на исходную позицию, вышли через какой-то перевал, так и не понял какой, на озеро Рица, затем добрались до Гудауты. Местные жители кормили-поили нас, снабжали обувью взамен скоропалительно одряхлевшей в пути, предоставляли ночлег и транспорт…
Войну ощутили сразу на перевале. Под пули попадать не хотелось – только дурак не ощущает страха. Но никто не запаниковал, не дрогнул и не вернулся назад. Вот такими были наши ребята. И потом воевали с расчётом на победу. Бывали моменты, вызывали на себя атаку, чтобы отвлечь внимание врага и дать возможность пройти нашим танкам».
Собравшихся добровольцев нелегко было склонить к воспоминаниям о войне. Эти люди молчат о своих подвигах просто потому, что давно не акцентируются на них: война унесла с собой их романтизм, оставив лишь ощущение честно выполненного долга, о чём в их кругу не принято разглагольствовать. Сейчас у них новые заботы, которых у каждого невпроворот: дети выросли, появилась «поросль» внуков.
Председатель правления напомнил собравшимся об апрельской встрече Главы КЧР Рашида Темрезова с президентом Абхазии Раулем Хаджимбой, который заверил, что на его Родине высоко ценят вклад в дело победы добровольцев из Карачаево-Черкесии. «Действительно, – добавил он, – мы убедились в этом, побывав на днях в Абхазии, на празднике Дня добровольцев, посвященном всем людям, пришедшим на помощь Абхазии во время грузинской агрессии в 1992-1993 годах. Побывали на церемонии открытия стелы добровольцев, которая, по словам премьер-министра Абхазии Леонида Лакербая, будет вечно напоминать о роли добровольческого движения, куда вошли представители многих народов. Возложили цветы в память о наших погибших товарищах.
Абхазия благодарна всем, кто помогал ей в тяжёлой борьбе за свободу: предоставляет места в домах отдыха и оказывает разного рода социальную помощь».
Депутат Парламента КЧР, ветеран-доброволец Заур Дзугов посетовал, что не так часто удаётся собраться вместе. «Эта встреча хороша тем, – отметил он, – что пришедшие на неё живы и здоровы. И пусть будет так и впредь».

Фото Таулана ХАЧИРОВА.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях