Все решают только знания

25 сентября в 04:58
3 просмотра

Как повысить качество образования в наших школах – именно об этом пошел очень серьезный разговор на традиционном августовском совещании педагогических работников республики, состоявшемся 27 августа в Черкесске, в Доме Правительства. В нем приняли участие Глава республики Рашид Темрезов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Сергей Кравцов, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, члены Правительства КЧР, главы администраций городов и районов, начальники городских и районных отделов и управлений образования, директора образовательных организаций, педагоги республики.

Как повысить качество образования в наших школах – именно об этом пошел очень серьезный разговор на традиционном августовском совещании педагогических работников республики, состоявшемся 27 августа в Черкесске, в Доме Правительства. В нем приняли участие Глава республики Рашид Темрезов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзора) Сергей Кравцов, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, члены Правительства КЧР, главы администраций городов и районов, начальники городских и районных отделов и управлений образования, директора образовательных организаций, педагоги республики.
Поздравив собравшихся с началом нового учебного года, Рашид Темрезов сразу обозначил главную тему совещания. Отметив, что «действенным механизмом оценки образовательного процесса и его результатов, в том числе учебных достижений учащихся, является единый государственный экзамен». Рашид Бориспиевич напомнил, что в 2015 году ЕГЭ в Карачаево-Черкесии сдавали 2326 человек по 12 общеобразовательным предметам. Средний балл по сравнению с 2014 годом по всем предметам, за исключением информатики и ИКТ, вырос. (Например, по русскому языку в прошлом году средний балл составлял 49,51, а в этом – 54, 53; по математике – был 31,68, стал 45,36; по физике – был 35,56, стал 42,9; по обществознанию был 43,8, а стал 47,38 и т. д., и только по информатике и ИКТ нынешние выпускники «съехали» с 37,11 до 30,01 балла). Не набрали минимальные баллы для получения аттестата 168 человек, что на 67 выпускников меньше прошлогоднего. Общие показатели в республике выше, чем в среднем по СКФО, но ниже общероссийских. Только 157 выпускников получили 80 и более баллов, из них 68 (43%) – по русскому языку. Стобалльных результатов у нас нет вообще.

И все эти цифры красноречиво свидетельствуют о том, что, хотя показатели сдачи единого госэкзамена в этом году в КЧР улучшились, однако говорить о повышении качества образования в целом по республике пока рано.
Совершенно очевидно, что ключевая роль в изменении ситуации к лучшему принадлежит учителю. «Учителя должны осознать свою персональную ответственность за знания учеников, понять, что экзамен проходит объективно и повлиять на результаты можно только во время обучения, а не в период итоговой аттестации. Качество образования, повышение квалификации и социального статуса педагогов должны быть главными вопросами работы педагогических коллективов образовательных организаций в рамках модернизации региональной системы общего образования», – сказал Рашид Бориспиевич.
Напомнив, какие меры предпринимаются руководством республики для решения обозначенной проблемы в рамках Года русского и родных языков в КЧР (учреждение 15 грантов Главы республики для лучших учителей русского языка, летняя школа на базе МГУ для повышения профессионального уровня учителей русского языка, где прошли обучение 50 наших педагогов, и т. д.), Глава республики призвал собравшихся продолжать серьезную работу по повышению качества образования в школах и в 2016 году не снижать планку.
Прежде чем подводить итоги прошедшего учебного года и обозначить задачи на новый, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов вручил Главе республики Рашиду Темрезову Грамоту Министерства образования и науки РФ за объективность и высокий уровень подготовки и проведения единого государственного экзамена в регионе.
Он подчеркнул, что объективность полученных результатов ЕГЭ в Карачаево-Черкесии не вызывает никаких сомнений..
«Второй год подряд экзамен проходит максимально объективно. И эта объективность вселяет уверенность в том, что на экзамене все решают только знания. Причем такая же ситуация во всех регионах Российской Федерации. Каждый школьник нашей страны находится в равных условиях со своим сверстником в другом регионе. И мы видим, что средний балл в этом году превышает прошлогодний. Причем улучшение пошло по всем предметам во всех регионах. Ученики стали лучше учиться, учителя стали более ответственно относиться к своей работе», – отметил Сергей Кравцов.
Но как сделать так, чтобы об уровне своих знаний ученики заботились не только перед ГИА и ЕГЭ, а на протяжении всего процесса обучения в школе (тем более что для это есть масса возможностей. К примеру, на совещании представители Института Пушкина презентовали портал «Образование на русском», с помощью которого любой желающий может бесплатно улучшить свои знания русского языка. К слову, на сегодняшний день на портал заглянуло всего около 170 жителей КЧР, а хочется, чтобы в разы больше), как заставить работать честно, профессионально учителей, которые нередко вместо того, чтобы вытягивать из болота невежества неуспевающих учеников, «три пишут, оставляя два в уме»? Рособрнадзор видит выход из ситуации в объективном проведении оценочных процедур на всех уровнях школьного образования. Это, отметил Сергей Сергеевич, наша стратегическая цель. Только непрерывный контроль (тестирование учеников по предметам по окончании каждого класса, внесение результатов в информационную систему и их анализ по каждому учащемуся, по каждому педагогу и т. д.) поможет… нет, не наказывать «слабое звено», а точечно определять, какому школьнику, какому педагогу нужна помощь, и эту помощь своевременно оказывать. Тогда не нужны будут «героические усилия по ликвидации пробелов в знаниях» перед экзаменами, снимутся вопросы с расхождением оценок в журналах и по ЕГЭ…
Кстати, и по результатам ЕГЭ Сергей Сергеевич призвал не наказывать педагогов и директоров школ. Ведь наказание одного учителя, чьи ученики сдали плохо ЕГЭ, может сподвигнуть других на разные нарушения для достижения более высоких результатов. Здесь куда эффективнее действенная помощь слабым школам, педагогам, ученикам. (То, что таковые у нас имеются, это факт. Например, как стало известно на совещании из доклада министра образования и науки КЧР Мурадина Мамбетова «Использование результатов ЕГЭ в управлении качеством образования в целях обеспечения единства образовательного пространства», в этом году из 3 выпускников СОШ а. Кара-Паго аттестаты не получили двое, в СОШ с. Таллык из 8 выпускников без аттестатов остались 5, в СОШ с. Маруха не получили аттестаты 7 из 15 выпускников, в СОШ п. Орджоникидзевского из 7 выпускников нужные для получения аттестата минимальные баллы не набрали 3 выпускника, в СОШ с. Светлое из 5 выпускников без аттестатов остались двое…)
Именно поэтому Рособрнадзор разработал большую программу по подготовке к ЕГЭ школьников, имеющих пробелы в знаниях. В этой программе с сентября будут участвовать девять регионов страны, в том числе Карачаево-Черкесия. И с ней собравшихся подробно ознакомил Анзор Музаев. Он рассказал о «Дорожной карте» по реализации названной программы. Согласно ей, уже в сентябре выпускники-2016 должны четко определиться, по каким предметам они будут сдавать ЕГЭ, и до 25 сентября в школах должны пройти собрания родителей выпускников. В первый же учебный месяц среди одиннадцатиклассников будет проведен внутришкольный срез знаний по материалам, разработанным Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), по математике, русскому языку и обществознанию для диагностики уровня знаний нынешних выпускников. А далее начнется работа учеников и учителей по подготовке к ЕГЭ.
Для оказания методической поддержки педагогам и будущим участникам ЕГЭ, направленной на успешное преодоление минимальной границы по предметам: русский язык, обществознание, математика (базовый и профильный уровни) – разработаны методические пособия: рабочая тетрадь с диагностическими заданиями (для ученика) и методика подготовки (для учителей). Как работать с этим материалом, будет разъяснено педагогам 24 сентября на установочном семинаре «Организация и совершенствование предметной подготовки к итоговой аттестации». Уже в конце первой четверти в рамках теперь уже региональной диагностики выпускников ждет второй срез по материалам ФИПИ. В феврале – третий срез, а в апреле – четвертый – республиканская проверочная работа. По ее итогам педсоветы будут решать, допустить к итоговой аттестации того или иного выпускника или нет. А еще станет понятно, насколько хорошо поработал тот или иной педагог.
«Наказывать учителя надо не после ЕГЭ, в июле, а в мае, до ЕГЭ, когда станет ясно, что он не занимался с учениками как следует, что никакой динамики роста знаний учеников не наблюдается», – сказали представители Рособрнадзора.
Жестко? Конечно. Но ведь речь идет о наших детях, о том, с каким багажом знаний они выйдут во взрослую жизнь… Анзор Ахмедович с горечью рассказывал на совещании, какие шпаргалки порой проносят на ЕГЭ выпускники. Вы не поверите, но среди них есть даже таблица умножения (слабо утешает, что такая «шпора» была обнаружена не в КЧР!). У выпускника с такой «подсказкой» явно никакого багажа знаний за спиной нет. И как ему жить? Где работать? Кем быть?
Жестко? Но разве не обливается сердце кровью, когда слышишь в докладе М. Мамбетова такие цифры: соотношение среднего балла выпускников десяти лучших и десяти худших школ республики в этом году по русскому языку составило 67,90 к 33,94, а по математике: 65 к 43,61? Скажите, чем виноваты дети, попавшие учиться в худшие школы?
По словам А. Музаева, как показали опыт проведения ЕГЭ, его анализ, напряженность вокруг сдачи ЕГЭ в обществе создается как раз теми, кто боится не сдать экзамен. И нарушений во время сдачи ЕГЭ фиксируется гораздо больше там, где аттестацию проходят слабые ученики. Значит, надо усиливать «слабое звено»!
Иного выхода нет. И послаблений никому не будет. Вот и тем, кто не сдал ЕГЭ по русскому языку и математике в мае-июне и хочет пересдать экзамен в сентябре, не стоит надеяться на авось. Сдача экзаменов, отметил С. Кравцов, должна пройти максимально объективно, с соблюдением всех необходимых требований. «Это дополнительная возможность школьникам продемонстрировать свои знания, а также поступить на заочное отделение в высшее учебное заведение, если прием еще идет», – сказал руководитель Рособрнадзора. Но если выпускник не «подтянулся» за лето – чуда не произойдет, экзамен снова будет не сдан.
По итогам состоявшегося разговора Рашид Темрезов поручил провести во всех городах и районах совещания и донести до всех школ информацию, касающуюся подготовки к единому государственному экзамену и проведению контрольно-измерительных срезов среди выпускников по материалам ФИПИ.
А затем Сергей Кравцов вручил Благодарственные письма от Рособрнадзора педагогам республики за плодотворную работу в течение учебного года и в период проведения единого государственного экзамена.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях