Что ожидает Маруху, если

6 февраля в 10:50
20 просмотров
Аминат ДЖАУБАЕВА

Джеком Лондоном в его рассказах ярко описан период золотой лихорадки. Напав на золотоносную жилу, старатели на время богатели, но потом, когда жила истощалась, они покидали лагерь, их богатство быстро испарялось. Домики пустели, поселок приходил в упадок.
Сегодняшнее село Маруха ожидает нечто похожее, если… Впрочем, обо всем по порядку…
О каждом населенном пункте написана тоненькая краеведческая книжка: немного географии, немного истории. Особенно подробно освещается, как правило, революционное движение и так называемый советский период. Эти разделы в книжках так похожи, что, если бы не названия, трудно было бы определить, о каком именно населенном пункте идет речь.
Книжку о Марухе, если таковая есть, держать в руках не доводилось, но могу смело утверждать, что в селе, как в никаком другом, активно и дружно в первую очередь вспоминают советский период, потому как жилось селянам тогда относительно не плохо…
Старики вспоминают, что, когда карачаевцы вернулись из депортации в родные края, в Марухе проживало более двух тысяч русских, которые крепко и зажиточно обосновались в верхней части села. Карачаевцы не роптали, поселились на свободных землях. А, собственно, чего роптать? Больше, чем уверенна, каждого, кто когда-либо бывал в Марухе, охватывали восхищение и тоска. Восхищение от красоты, разлитой вокруг, – невысокие горы, поросшие уникальным лесом, в коем произрастает все, что душа пожелает: береза, дуб, клен, ель, сосна, орешник…, изумительная речка, на мелких плесах которой плещутся белые крупные домашние утки и гуси. Усадьбы вольные, раскидистые – никто никому не мешает…
А тоска – из-за невозможности жить и работать в этом чудесном месте…
Жили в Марухе люди всегда на редкость дружно. Село очень органично синтезировало в себе обе культуры. Это проявлялось во всем. И в укладе жизни, и в отношении друг к другу. Всем селом справляли свадьбы, всем миром провожали в последний путь…
И работали все в родном колхозе имени Чапаева. В Зеленчукском районе он долгое время считался одним из лучших, затем в одно время стал хиреть, и можно сказать, совсем загнулся, но тут в колхоз прислали нового председателя Азрет-Алия Уртенова, который вознамерился в кратчайший срок поставить хозяйство на ноги. А ему на слово верить можно было, потому как в послужном списке Уртенова было и “поднятие с колен” совхоза “Лаба” в Урупском районе, “кресло” председателя исполкома в Усть-Джегуте, первого секретаря Карачаевского райкома партии, председателя областного агропромышленного комплекса и т.д.
Сколько лет с тех пор прошло, уже и Уртенова нет на свете (мир его праху!), а селяне до сих пор вспоминают его добрым, проникновенным словом.
Люди пахали, сеяли, работали на фермах, держали скотину. За картофелем, мясом, сыром в Маруху приезжали со всего Ставропольского края, причем, никто никогда не клял последними словами дорогу, ведущую в село. А сейчас сворачиваешь с федеральной трассы, и машина проваливается в яму, затем кочка, дальше яма и еще, еще…
Пока колхоз диктовал ритм жизни, все было иначе. Затем перестройка… Словом, теперь картина иная…
Работы в селе никакой. От хозяйства остались лишь рожки да ножки, которые со временем раздали на паи. Да толку? На 748 га пашни, к примеру, пришлось более восьмисот человек. Получается, что даже полновесным гектаром земли никто обзавестись не смог, а ведь кроме, как работы на земли, у марухчан никаких иных источников к существованию нет. Конечно же, выручают огороды, на которых выращивают практически все – картофель, свеклу, томаты, капусту, но при этом постоянно думают о том, как уберечься от капризов погоды. Вот, например, в позапрошлом году град выбил весь урожай овощных культур. Посмеялась природа и в прошлом году, не позволив многим выкопать картофель. Снег выпал очень рано.
Теперь вся надежда на живность, которая есть в каждом дворе, иные держат по 5-6 коров, обеспечивая молочные аппетиты своей семьи и городской родни. В общей сложности, на 600 семей приходится 2360 коров, 4385 – другого крупного рогатого скота, 4620 овец, более пятисот лошадей. Но и здесь свои нюансы.
В селе жируют перекупщики, закупая молочные продукты за смехотворно-низкие цены. К примеру, литр молока они в Марухе берут за десять рублей, трехлитровая банка, соответственно, стоит 30 рублей. Между тем в молочных городских рядах банку молока дешевле, чем за сто рублей, не купишь, причем, сметается молоко с прилавков за считанные минуты. Очень часто за молочными продуктами в село приезжают краснодарчане, и удивляться нечему. Молоко – это жизнь человеческая, пища, которая, по словам знаменитого Павлова: “…между сортами человеческой еды в исключительном положении находится, ибо в нем и здоровье, и бодрость, и долголетие…”
Любой товаропроизводитель ищет выгоду, невзирая на границы. Но для марухчан – это не выход из положения. Во-первых, мало живых денег, которые непременно потребуют транспортные расходы, во-вторых, везти на продажу товар некому. В поисках работы молодежь, которая считает, что ситуацию трудозанятости, точнее, безработицу, в селе ничем нельзя изменить, все чаще подается в станицы близлежащие, Усть-Джегуту, Черкесск. Причем, таким макаром – рано уезжает, поздно вечером приезжает. Потому что нельзя оставлять старых людей без надлежащего ухода…
Конечно, завидна доля тех, за кем есть уход в семье. А как быть одиночкам? Тому, кому даже стакан воды некому подать?
– На сегодняшний день в селе проживают 1863 человека, из них 300 – русские. Уезжают они, – говорит глава администрации Марухского сельского поселения Хамзат Батчаев, – работы нет. Молодежь – практически вся – подалась в город в поисках заработков. Остались одни старики. Судьбы их, как две капли воды, похожи. От звонка до звонка оттрубили в колхозном строю, а нынче живут в полухолодных домах, но мы им помогаем всем селом: и сено подвезем, и дров нарубим, и крылечко поправим…
Разница менталитетов здесь никогда никакой роли не играла, и потому, проходя мимо пустующих домов, вокруг которых летом растет высокая, немятая трава, а зимой лежит нетоптаный снег и из каждого угла пахнет безлюдьем, сиротством, старики Таубий Батчаев, Джамбай Боташев, Владимир Каракотов, эфенди Ансар-хаджи Биджиев и другие сокрушенно качают головой: “Какие славные, какие хорошие люди поуезжали!”
А кому охота жить в глуши без газа? И главное, почему село без газа, ведь ближайшая от села труба совсем недалеко, в станице Кардоникской?
– К нам даже дачники не стремятся. Вроде село – сказка, село – мечта, а не едут и все, как, допустим, в станицу Красногорскую, шахту № 13 и т. д., потому что нет газа, а с дровами напряг, – рассказывает Хамзат Муссаевич.
Дрова в селе, кажется, захватили все жизненное пространство – они и под навесом, и вдоль заборов, и на обочинах улиц…
– А потому что без их достаточного количества жизнь медом зимой не покажется, а “достаточное количество”, это, как минимум, несколько машин – угля-то нет. Стоимость одной машины дров – 3500-4000 рулей. Причем, заметьте, привозят не готовые уже дрова, а бревна, которые надо распилить и перетаскать под навес. Тут уж без подручных за определенную мзду не только старикам, здоровым людям не обойтись, если в доме нет молодых, сильных рук…, – чувствуется, что Батчаев болезненно неравнодушен ко всему, что происходит в селе.
“Секрет великого правительства состоит в том, чтобы точно знать, какое количество будущего может быть перенесено в настоящее”, – писал Виктор Гюго. Правительство может и знает, когда сможет обеспечить газом селян, что, несомненно, было бы весточкой из будущего, вот только в известность об этом пока конкретно марухчан не ставит.
– Да мы высокое республиканское начальство и забыли, когда в последний раз в глаза видели, – смеются старики, – единственный человек, кому есть до нас дело, это депутат Народного Собрания Роза Чотчаева.
– Кстати, благодаря Чотчаевой нам удалось в этом году поменять порядка 500 метров водопроводных сетей, – поясняет Хамзат Батчаев, – нет, с водоснабжением в селе пока никаких проблем, тьфу-тьфу, как говорится, и, тем не менее, сегодня мы в силах только поддерживать то, что было построено давно и уже изрядно поизносилось…
– Других проблем, требующих своего разрешения, в Марухе больше нет? Или, наоборот, отрадных вестей?
– Отрадного, позитивного тоже немало. Постоянно радуют ученики и учителя средней школы, кстати, в школе учатся более 200 детей. Есть ветеринарный участок. Есть, а точнее, был детсад, вот только в его здании в последнее время все больше “квартировали” люди военные, нежели дети. Квартировали временно, ответственности, разумеется, ни за что не несли – в итоге здание осталось без окон, без дверей. Протекает крыша, так что в случае чего без капремонта не обойтись. Имеется почтовое отделение, работают исправно три почтальона, которые, правда, регулярно порываются уйти с работы ввиду мизерной зарплаты. И нам с той же регулярностью стоит немалых трудов отговаривать их от этого, крайне невыгодного для села, решения.
Работает фельдшерско-акушерский пункт, но, к большому сожалению, нет врача, как нет и аптеки. Потому за самыми необходимыми лекарствами типа анальгина, аспирина и корвалола надо ехать в Кардоникскую, а чтобы показаться тому или иному специалисту – и того далее, в райцентр.
Жителям Марухи нужен не только врач общей практики, как воздух, но и врач-стоматолог. В прошлом году главврач республиканской стоматологической поликлиники Хасан Хубиев пошел нам навстречу и направил в село двух специалистов, которые почти два месяца пользовали людей. Один лечил зубы, другой – протезировал… Пациенты до сих пор под впечатлением от работы зубных врачей, их профессионализма, внимания…
В общем, при желании везде можно найти сдвиги в лучшую сторону, – подытожил разговор Батчаев, – только положение с газификацией не меняется. А это значит, что всеми правдами-неправдами будет вырубаться лес, от которого испокон века народ набирается невиданной энергии и в котором вкус воспитывает, постигая гармонию… Да и срываться с насиженных мест начнут не только русские…
Вот и ответ на вопрос: “Что ожидает Маруху, если…?”
Аминат ДЖАУБАЕВА.
Поделиться
в соцсетях