“Институт джегуако”

22 августа в 08:12
16 просмотров
 
Под таким названием в г. Нальчике вышла в свет на русском языке большая монография, автором которой является старший научный сотрудник местного института гуманитарных исследований, известный литературовед и детский писатель, доктор наук Заур Налоев.
В монографии автор тщательно исследует одно из интереснейших явлений народной культуры, которое уходит корнями в историю адыгского народа и было неоднократно отмечено видными отечественными и зарубежными авторами в прошлые времена. 

Адыгские джегуако – это народно-профессиональные песнетворцы, неподражаемые певцы, танцоры, бессменные участники и организаторы общественных и семейных торжеств, хранители вековых традиций адыгского народа и его истории.

 
Под таким названием в г. Нальчике вышла в свет на русском языке большая монография, автором которой является старший научный сотрудник местного института гуманитарных исследований, известный литературовед и детский писатель, доктор наук Заур Налоев.
В монографии автор тщательно исследует одно из интереснейших явлений народной культуры, которое уходит корнями в историю адыгского народа и было неоднократно отмечено видными отечественными и зарубежными авторами в прошлые времена.  
Адыгские джегуако – это народно-профессиональные песнетворцы, неподражаемые певцы, танцоры, бессменные участники и организаторы общественных и семейных торжеств, хранители вековых традиций адыгского народа и его истории. Джегуако – народные специалисты в области ряда искусств: музыки, танца, песни, стихосложения, акробатики, эквилибристики и т. д., которые изначально понимались как средства воздействия на природу (чтобы вызвать изобилие хлеба, скота, дичи, исцелять больных, навести и отвести порчу), на судьбу (чтобы добиться от нее счастья, благополучия, успеха в трудовой деятельности). Джегуаковская магия-искусство проявлялась главным образом в трудовых, военных, обрядовых, праздничных сферах народной жизни и сопровождала человека в течение всей его жизни от рождения до похорон.
Среди девяти бывших джегуако, творчество которых исследовано автором, четверо наших земляков. Среди них, может, это и звучит нескромно, мой родной дед Сагид Мижаев, творчеству которого в монографии отведено значительное место.
Материал о нем Заур Налоев собрал в 50-70 годы прошлого столетия, когда приезжал в Карачаево-Черкесию, работая над будущей монографией.
“Сагид Мижаев, – пишет автор, – был знаменит игрой на камыле (къамылапщэ, т. е. умело играющий на трубочке медного или бронзового изделия – С. М.) и цирковыми номерами, а песнетворчеству его придавалось второстепенное значение, хотя им написано немало песен, положенных на собственные стихи, исполнителем которых был он сам”.
Тексты многих песен Сагида Мижаева автор воспроизводит в своей монографии как на адыгском, так и на русском языках в переводе самого Заура Налоева. Среди них “Уэдобнэ джабэ” (“Удобненский склон”), “Нысашэ уэрэд” (“Свадебная песня”), “Шыху уэрэд” (песня об угонах лошадей), “Къэрабгъэ уэрэд” (песня “Осмеяние трусов”), “Ауаныщ” (“Хулительная”) и другие, многие из которых в исполнении современных певцов и поныне звучат на радио Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Сагид Мижаев прожил долгую и нелегкую жизнь. У него было 14 сыновей и дочерей, от которых нынче нас, его потомков, насчитывается более 80 человек. Его внук Михаил Мижаев и правнучка Мадина Паштова пошли по стопам деда-прадеда – кандидаты филологических наук. Праправнук Замир Шевхужев – доктор медицинских наук. Потомки Сагида Мижаева – учителя, экономисты, агрономы, инженеры, писатели, журналисты… Родился он в 1850 году, а умер 22 февраля 1949 года, прожив 99 лет. “Но его имя, – пишет З. Налоев, – популярно до настоящего времени”.
В книге “Институт джегуако” автор рассказывает и о других наших земляках, живших в конце – начале веков. Это Салих Бугашев из аула Боташей (современный Малый Зеленчук), ушедший из жизни в 1933 году, а также Хапту Тлисов, из современного аула Апсуа и Мысоет Харабузов из Хабеза, который скончался незадолго до начала Великой Отечественной войны. К сожалению, пишет автор, ни один из информаторов так и не смог назвать ему точный возраст двух последних наших джегуако – Тлисова и Харабузова.
Монография З. Налоева хорошо иллюстрирована фотоснимками многих джегуако Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Она, несомненно, представляет большой интерес для всех, кто свою жизнь посвятил филологической деятельности. К удивлению, монография издана ничтожно малым тиражом – всего лишь 1000 экземпляров, хотя она и является первым научным трудом, исследующим подобный жанр.
С. МИЖАЕВ,
член Союза журналистов РФ.
Поделиться
в соцсетях