Возврат к главным ценностям

2 ноября в 09:41
2 просмотра
Появившись на свет на Дальнем Востоке, Людмила Перекрестова, как это часто случалось в семьях военных, успела в юности сменить немало городов и школ, пока семья более или менее основательно не осела в Саратове. Круг её интересов был обширен: она была ученицей физматкласса, участвовала в художественной самодеятельности, при этом с детства любила петь, чему немало способствовала и атмосфера в доме: отец играл на балалайке, мать и сестра – на гитаре, дедушка с пятью братьями прекрасно пели, обычными были и посещения консерватории, театров, филармонии с одноклассниками и матерью, приобретавшей для них месячные абонементы.
И все-таки для матери Людмилы решение дочери забрать документы с 9 класса и пойти в музыкальное училище было настоящим шоком. Ведь девочка начала заниматься музыкой серьёзно довольно поздно, с 12 лет. Правда, её педагоги А. Давидович и Г. Славкин были музыкантами, известными всей стране, немало вложила в нее и Евгения Сидорова, её первая учительница- хормейстер, и в итоге матери пришлось смириться с решением дочери.
Появившись на свет на Дальнем Востоке, Людмила Перекрестова, как это часто случалось в семьях военных, успела в юности сменить немало городов и школ, пока семья более или менее основательно не осела в Саратове. Круг её интересов был обширен: она была ученицей физматкласса, участвовала в художественной самодеятельности, при этом с детства любила петь, чему немало способствовала и атмосфера в доме: отец играл на балалайке, мать и сестра – на гитаре, дедушка с пятью братьями прекрасно пели, обычными были и посещения консерватории, театров, филармонии с одноклассниками и матерью, приобретавшей для них месячные абонементы.
И все-таки для матери Людмилы решение дочери забрать документы с 9 класса и пойти в музыкальное училище было настоящим шоком. Ведь девочка начала заниматься музыкой серьёзно довольно поздно, с 12 лет. Правда, её педагоги А. Давидович и Г. Славкин были музыкантами, известными всей стране, немало вложила в нее и Евгения Сидорова, её первая учительница- хормейстер, и в итоге матери пришлось смириться с решением дочери.

Музыкальное училище Людмила окончила по двум отделениям – фортепьянному и дирижерскому, её педагогами были знаменитый Генрих Нейгауз и Михаил Серебряков, затем она окончила Саратовскую консерваторию, с 18 лет работала преподавателем ДХО в Саратовском музучилище, преподавателем фортепиано в городской музыкальной школе, хормейстером в театре.

Еще на первом курсе консерватории она познакомилась со студентом духового отделения Вячеславом Городецким, вскоре, в 1967 году, они поженились и с тех пор 45 лет вместе. В Черкесск на родину мужа, семья приехала в 1979 году, некоторое время Людмила Городецкая работала в ДК завода РТИ, где стала инициатором открытия музыкальной студии и организовала смешанный хор, а с 1982-го она бессменно 30 лет работает преподавателем дирижерско-хорового отделения колледжа культуры и искусств им. Аслана Даурова.
Это время сама Городецкая вспоминает как самое интересное и творческое. Все горели работой, на каждом предприятии был свой хор, руководители предприятий поддерживали культуру. За эти годы через её руки прошли свыше 300 молодых музыкантов, и почти все они не изменяют специальности. Её гордостью являются Сергей Богорош, работающий сегодня во Владивостоке, Татьяна Анисимова-Минчук, хормейстер Никольского Собора в Кисловодске, Инна Черненко, заслуженный работник культуры КЧР, руководитель ансамбля «Ностальжи» в микрорайоне «Московский», Андрей Бутенко, преподаватель Саратовской государственной филармонии, Андрей Кобельков, хормейстер ансамбля «Криница» и Кубанского казачьего хора в Краснодаре, ставший лауреатом первой премии Всероссийского конкурса молодых дирижеров в Астрахани в 2003 году. Организованный ею женский хор колледжа был лауреатом первой степени конкурса «Дружба» в Краснодаре, лауреатом конкурсов «Память жива», «Молодежная хоровая ассамблея» и десятков других. В 1984 году Городецкая создала в республике хор ветеранов войны, труда и вооруженных сил и поныне его возглавляет. В 1989 году хор получил звание народного и неизменно подтверждает, его давая около сорока концертов в год, в репертуаре коллектива – свыше 200 произведений, несколько тематических программ для разных аудиторий. Хор является лауреатом Всесоюзного фестиваля патриотической песни, дипломантом многих республиканских конкурсов, получил Гран-при на Фестивале-конкурсе «Нам дороги эти позабыть нельзя» в Пятигорске, а в 2001 году стал победителем фестиваля «НИМБ»…
Перечислить и пересчитать все награды Людмилы Ивановны не может и она сама.
Однако в начале 90-х Городецкая, как и многие деятели культуры, стала замечать отнюдь не благие изменения – собственно, не заметить их было невозможно. Власть и многие деятели культуры пытались тогда изменить самое сокровенное в культуре России. В культурных проектах тех лет было отрицание почти всего того, что россияне с детства почитали как добро. В отдельные годы оскорбления в адрес «совков», «рабов», «люмпенов» доходили до истерики. В культурном слое общества, который стали переделывать с целью «смены типа цивилизации», «реформаторы», но мнение Людмилы Ивановны, произвели разрушения, которые и стали причиной нынешнего культурного кризиса. Конечно, при этом шло и разворовывание материальной основы культуры России – науки, музеев и театров, издательств и многого другого. Но это вторично, мы говорим о главном. О том, что общество стало скатываться от Пушкина и Толстого к утверждению зверя в человеке!»
Что мог ответить на это человек культуры, истинной, русской? Только продолжать работать на подлинную культуру. Людмила Ивановна создавала творческие коллективы, приобщая людей к истинной культуре, пыталась сохранить в репертуаре своих коллективов лучшие образцы музыкальной культуры России. Она считает, что искусство в республике будет развиваться, пока есть люди, преданные искусству, те, кто, несмотря на мизерную зарплату и бытовые сложности, не бросает любимое дело. Значима для неё только одержимость работой, профессиональный фанатизм. Ведь музыка не зависит от национальности и языка, ибо понятна без слов, она развивает мысль и способствует сближению людей. По счастью, в республике есть не только прекрасные музыканты, но и работники культуры, подобные Розе Хаджиголовой из городского отдела культуры, которые делают все возможное для поддержки музыкантов. Так, недавно отдел культуры мэрии сшил для хора ветеранов 30 костюмов, что своими средствами осуществить было невозможно. Искусству не прожить без меценатов, и если хору нужен новый концертный баян, а стоит он около 150 тысяч рублей, это превращается в серьезную проблему…

Но Людмила Ивановна не склонна сводить все проблемы культуры к отсутствию меценатов. «Суть кризиса не в нехватке денег. В годы войны и театр, и кино имели меньше денег, чем сегодня, и питались актеры и музыканты хуже – а кризиса не было…» Кризис культуры возникает, когда в нее внедряется, как вирус, идея, находящаяся в непримиримом противоречии с устоями этой культуры. Происходит расщепление сознания людей, они теряют ориентиры, начинают путаться в представлениях о добре и зле. Это повергает людей в тяжелый стресс, который ведет к пьянству и апатии, взрыву насилия и преступности, росту числа самоубийств. Все эти объективные признаки глубокого кризиса культуры сегодня в России налицо. Смущая журналиста, Городецкая задавалась жесткими вопросами: знают ли сегодня сами русские свои национальные танцы? Могут ли спеть свои народные песни? Знают ли их? Помнят ли? Что мы слышим сегодня по радио? Что исполняется по телевидению? “Ничего священного, все покупается и продается, ценности заменены ценой… Сегодня в России официально воцарилась культура хама…”
Интеллигенция в основном поддержала реформу – она желала свободы. Да, она получила свободу от цензуры, но что такое культура нецензурщины? Глумливое нарушение всех норм морали и совести. Понятно, что кризис культуры вызывает и глубокий духовный кризис в самом сообществе музыкантов, художников, творцов, людей искусства. При этом возникает порочный круг – многие из них неспособны задуматься, а усугубляют раскол. Но преодоление кризиса культуры возможно только через возврат художественной интеллигенции к главным ценностям нашей вечной культуры, к бережному восстановлению ее сути…
И Людмила Городецкая воплощает эти главные ценности.
Ольга МИХАЙЛОВА.
Фото из семейного архива: 1) Л. ГОРОДЕЦКАЯ с А. ДАУРОВЫМ и женским хором музучилища (1981 год) 2) Л. ГОРОДЕЦКАЯ с любимым учеником А. КОБЕЛЬКОВЫМ.
Поделиться
в соцсетях