«Искусство, как природа…»

20 февраля в 04:36
6 просмотров

Отчетный концерт творческих самодеятельных коллективов Карачаевского районного отдела культуры грозил сорваться из-за непредвиденного обстоятельства – шквалистый ветер в Тебердинском ущелье обесточил многие жилища и учреждения. К большому огорчению сельских культработников и артистов, съехавшихся со всех населенных пунктов района по графику 5 февраля и накануне два дня оформлявших выставку народного творчества в Верхне-Тебердинском досуговом центре, здесь так же вышло из строя электричество. Пришлось разбирать экспонаты  по машинам и, как «переезжим свахам» дислоцироваться в Кумышском СДК, где и состоялся на следующий день  концерт… Разумеется, можно было бы обойтись и без этих подробностей, а сразу приступить к репортажу с места событий, но в том-то и суть, что,  хорошо зная издержки культработников Большого Карачая, стоит начать, наверное именно с них. Самая главная проблема – отсутствие своего районного Дома культуры, который являлся бы, как тому и положено, связующим звеном и методическим центром для 14 СДК, а еще был бы равноудален от населенных пунктов Учкуланского, Тебердинского, Мариинских ущелий. Отчетный концерт творческих самодеятельных коллективов Карачаевского районного отдела культуры грозил сорваться из-за непредвиденного обстоятельства – шквалистый ветер в Тебердинском ущелье обесточил многие жилища и учреждения. К большому огорчению сельских культработников и артистов, съехавшихся со всех населенных пунктов района по графику 5 февраля и накануне два дня оформлявших выставку народного творчества в Верхне-Тебердинском досуговом центре, здесь так же вышло из строя электричество. Пришлось разбирать экспонаты  по машинам и, как «переезжим свахам» дислоцироваться в Кумышском СДК, где и состоялся на следующий день  концерт… Разумеется, можно было бы обойтись и без этих подробностей, а сразу приступить к репортажу с места событий, но в том-то и суть, что,  хорошо зная издержки культработников Большого Карачая, стоит начать, наверное именно с них. Самая главная проблема – отсутствие своего районного Дома культуры, который являлся бы, как тому и положено, связующим звеном и методическим центром для 14 СДК, а еще был бы равноудален от населенных пунктов Учкуланского, Тебердинского, Мариинских ущелий. Кстати, это единственный муниципальный район в республике без собственного РДК (как, впрочем, и районного центра, но это уже совсем другая история), вот и приходится за неимением центральной сценической площадки собираться в разных местах. Хотя, как считает заведующая райотделом культуры, заслуженный работник КЧР Соня Гогуева, наверное, и в этом есть свои плюсы – перемещаясь по населенным пунктам для проведения массовых мероприятий, будь-то конкурс гармонистов, праздник Святого Георгия или День Моркови в Учкулане, ближе узнаешь людей, пласты исторического и культурного наследия. Оптимист по натуре Соня Азнауровна всегда верит в успех дела, за которое берется, и своим оптимизмом способна заряжать других. Поэтому не удивительно, что ее окружает сплоченный коллектив энтузиастов, влюбленных в искусство и преданных избранной стезе сельских полпредов народной культуры…
Выставка народных промыслов и этнографии, словно раздвинув стены небольшого фойе Кумышского СДК, превратила его не то в эксклюзивную антикварную лавку,  не то – в винтажный салон. Здесь старинные женские пояса, инкрустированные драгоценными камнями, бесценные шелковые и бархатные шали, вышитые  золотом, соседствуют с казачьими рушниками, уникальные панно ведут диалог с холстами местных художников, деревянные поделки поражают диапазоном возможностей рук человеческих – от изящной кухонной утвари до кремниевого ружья, желанного украшения любого мужского кабинета (автор Айтек Чагаров, а. Каменомост). Посетители подолгу задерживались у внушительного макета осетинской фамильной сторожевой башни с подворьем (автор Казбек Бараков, с. Коста Хетагорова) – вот оно, «преданье старины глубокой»! По древней традиции на строительство такой башни отводился равно год, и не  днем больше, поэтому малые семьи зачастую ставили небольшие башни, а то и вовсе не успевали закончить строительство. Фамилии строителей передавались из уст в уста, даже если эти семьи перебирались в другие места… С изяществом и совершенством стиля осетинской башни соперничает миниатюрная копия Сентинского храма (автор Марзият Ортабаева, а. Нижняя Теберда), который хранит также немало тайн и поверий… Многие посетители выставки по достоинству оценили обширную экспозицию, «Как многое умели наши предки!», подготовленную Нижне-Маринским СДК, где можно было полюбоваться набором свирелей, подержать в руках чашу айрана, которой свыше 200 лет. Именем ее автора Чуека Чотчаева в Маре назван ручей – видно, хороший след в сердцах земляков оставил народный умелец… Экспонаты были представлены разные, но каждый из них все еще продолжает на крыле времени нести свою значимость. И эта непохожесть прекрасна, ведь без искусства компромисса любая культура обречена…
Забегая вперед отмечу, концерт, последовавший за выставкой, не обманул ожиданий жюри и зрителей, и что отрадно, с каждым годом такие творческие отчеты обретают новые краски и полутона, и значительное место в этой палитре занимает фольклор. Как объявила со сцены очаровательная ведущая Фатима Азаматова: «Фольклор как историческая память народа дает возможность раскрыть красоту подлинно национальных традиций, и в этом его непреходящий смысл». Последововшее затем выступление мужского фольклорного ансамбля «Эжиу» (художественный руководитель – заслуженный артист  КЧР Назби Кущетеров), где звучало акапельное многоголосое исполнение карачаевских народных песен, открыло новые имена солистов с прекрасными вокальными данными. Эта поистине люди из народа, свято чтящие заветы предков, поэтому фермер из Нижней Мары Башир Шаугенов и веттехник из аула Джингирик Къаншаубий Хатуаев вложили в свое исполнение ту исповедальность, благодаря чему их  по достоинству оценили все зрители – от мала до велика. Разумеется, вне конкурса были песни зрелых мастеров сцены, известных именитых вокалистов Солтана Байкулова, Хасана Хубиева, Назби Кущетерова, но они не замыкаются в своем профессионализме, щедро делясь мастерством с юными исполнителями.
Пожалуй, заметным явлением стал дуэт Динары Гагкаевой и Марины Гочияевой с осетинской шуточной песней «Бадола», а также ансамбль гармонисток Правокубанского досугового центра. Нельзя не отдать дань восхищения всестороннему таланту Фатимы Азаматовой, выступившей на концерте и в роли ведущей, и в роли солистки – зрители были в восторге от ее исполнения русской народной песни «Утушка луговая»,  – и в роли  сольной танцовщицы современного танца в стиле хип-хоп. Впервые Фатима на сцену вышла с младшей сестренкой Фаридой, учась в седьмом классе, и вскоре дуэт сестер Азаматовых стал известен во всей республике, они стали участницами многих ответственных концертов. В настоящее время обе девушки учатся в республиканском колледже культуры и искусств, а Фатима к тому же является художественным руководителем в родном Дворце народного творчества в Верхней Теберде. И остается только диву даваться – как это она это успевает! На отчетный концерт Фатима привезла созданный ею танцевальный коллектив «Солнышко», к который входят дети в возрасте 6-9 лет, и, надо сказать, их дебют удался. Главное – маленькие танцоры на сцене раскованны, выступают, как единая команда, не сбиваясь с рисунка и ритма в стиле диско… Зрелищным и романтичным перед зрителями предстал девичий хореографический ансамбль из поселка Кубрань, и, пожалуй, он был самым ярким цветком в букете танцевальных коллективов района. Говорят, всякое творение свидетельствует о творце. Более 30 лет возглавляет СДК поселка Кубрань Валентина Малютина, человек творческий, не унывающий, инициативный. Благодаря ее целеустремленности Дом культуры в маленьком поселке является истинным центром притяжения его жителей, сюда же тянутся и соседи из шахтерского Малокурганного, потому как их клуб давно разрушен, а молодежи, желающей петь и танцевать, хватает. И правду говорят в народе: «Искусство, как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно». Наверное, поэтому, здесь удаются на славу тематические вечера, народные праздники, дискотеки.
В своей оценке отчетного концерта директор РЦНК Лейла Катчиева была довольно объективна. По достоинству были оценены конферанс ведущих и их тексты – заставки, раскрывающие идею фестиваля «Искусство познания культуры», понравился фольклорный ансамбль «Эжиу», но над ним необходимо немало поработать и «шлифовать» вокальное сопровождение солистов, к тому же необходимо обратить внимание на их сценические костюмы. В целом палитра творческих возможностей самодеятельных коллективов была раскрыта в достаточной мере полно и образно, и этот потенциал необходимо сберечь и умножать, чтобы было кому передать это духовное наследство…

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях