Одержимая местью

12 апреля в 04:26
 просмотров

В карачаевском театре идет спектакль, поставленный на грант Главы КЧР, “Электра”
За три недели до премьеры спектакля “Электра” на фасаде здания драматического театра появилась лента, на которой был изображен женский греческий профиль. На фоне сменяющих друг друга анонсов это смотрелось необычно, свежо, интригующе… Наверняка, многие знакомы с сюжетами древнегреческих произведений, среди них – трагедия о девушке Электре, мстившей за смерть своего отца. Если мы вспомним, многие великие греки-драматурги брались за тему возмездия в своих произведениях – Эсхил, Софокл, Еврипид, Сенека… Впрочем, эта тема была актуальная во все времена. Достаточно назвать лишь некоторые имена: Кокто, Жид, Сартр, Гауптман, Гальдос, Жироду, О’Нил. Очевидно, что вечное возвращение к теме возмездия говорит о ее притягательности, неразрешимости и вечности.

В карачаевском театре идет спектакль, поставленный на грант Главы КЧР, “Электра”
За три недели до премьеры спектакля “Электра” на фасаде здания драматического театра появилась лента, на которой был изображен женский греческий профиль. На фоне сменяющих друг друга анонсов это смотрелось необычно, свежо, интригующе… Наверняка, многие знакомы с сюжетами древнегреческих произведений, среди них – трагедия о девушке Электре, мстившей за смерть своего отца. Если мы вспомним, многие великие греки-драматурги брались за тему возмездия в своих произведениях – Эсхил, Софокл, Еврипид, Сенека… Впрочем, эта тема была актуальная во все времена. Достаточно назвать лишь некоторые имена: Кокто, Жид, Сартр, Гауптман, Гальдос, Жироду, О’Нил. Очевидно, что вечное возвращение к теме возмездия говорит о ее притягательности, неразрешимости и вечности.

Но вот карачаевская труппа нашего театра обратилась к постановке античного сюжета впервые (почти за полувековой период существования). Решился на это мастер масштабных театрализованных представлений Хамзат Урусов. Уже можно сказать с уверенностью, что эта работа показала: он обладает высокой режиссерской подготовкой и хорошим сценическим вкусом.
Сценическая композиция, представленная на суд зрителей – это творчески переработанный сюжет трех драматургов – Эсхила, Софокла и Лско Дюрко. Решение оригинальное, так как здесь мотивы неизбежности рока, развиваемые у двух античных авторов, плавно переходят в страстные философские размышления героев, которые, в свою очередь, перекликаются с духовными исканиями современного читателя. Чтобы динамизировать действие, режиссер внес существенные коррективы в исходный материал: сократил литературный текст, четко выстроил линию поведения каждого персонажа, сделал акцент на психологических мотивах, двигающих поступками героев. Урусов в своей постановке не ставил цель рассказать, кто прав, а кто виноват. Действительно, кто может ответить на вопрос: прав тот, кто мстит, отнимая жизнь убийцы (не позволяя ему глумиться дальше) или тот, кто терпит и ждет воцарения истины, показывая при этом, как неприятна жажда мести?..
…Все, кто причастен к спектаклю, сделали все возможное, чтобы он состоялся, имел успех у зрителя. Это художник Умар Мижев, воссоздавший атмосферу античного мира своими декорациями, артисты  Лиана Ижаева (Электра), Руслан Темерезев ( правитель Эгист), Ума Акбаева (мать Электры Клитемнестра), Фатима Коркмазова (сестра Электры Хрисотемида), Артур Маликов (Орест), Роза Хапчаева (кормилица Ореста) и многие другие.
Сложно передать в небольшом тексте всю палитру красок игры, воссоздать настроение и атмосферу спектакля. Отмечу, что очень сильны в спектакле монологи главной героини. Из них мы узнаем, что она изгой, не покорившийся убийцам, что суть ее жизни – борьба со злом и, что в этой битве несчастная женщина превращается в одержимую. Ижаевой удается показать, что ее жизнь пропитана ненавистью, только чувство мести держит ее на этой земле. Как она хороша в тех сценах, когда говорит об отце, которого считает святым, или о брате Оресте! Здесь ее яростный, пронизанный ненавистью голос, переливается другими красками. И тут же, в следующей сцене, она дает понять, что муки совести ей неведомы, она живет лишь мыслью о мести – это убедительно и откровенно!
Артист Артур Маликов также смог понять своего героя Ореста. Перед нами человек, полный душевных противоречий, смертельно спорящий с Эгистом, плачущий и проклинающий мать, принципиальный в спорах с одержимой сестрой. В заключительной сцене артистический талант Маликова раскрылся еще больше. Вот он поднимается с убитой им сестрой на руках, обращается к публике, оплакивая не только Электру, но и себя, свою судьбу…
Можно долго рассуждать об игре актеров, о замысле и сюжете произведения, о том, что удалось режиссеру, а что – не очень. Однако, хочется, чтобы зритель сам насладился магией античного искусства, воплотившейся в нашем театре. А зритель, без сомнения, должен идти, так как история эта поучительна для разноязыковой публики (спектакль идет на русском языке).
Коллективу остается пожелать, чтобы он не терял обретенную художественную высоту и в будущем обязательно сыграл спектакль на карачаевском языке!

З. БОТАШЕВА,
театровед, зав. отделом искусств народов КЧР Карачаево-

Черкесского института гуманитарных исследований.

Поделиться
в соцсетях