Как разрешить конфликт
В январе 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». С этого момента в нашей стране начался новый этап в формировании системы досудебного урегулирования споров. С принятием данного правого акта в системе арбитражных судов РФ процедура медиации становится все более востребованной.
Наш корреспондент встретилась с председателем Арбитражного суда КЧР Игорем Мельниковым и попросила рассказать о принципиальных отличиях медиации от судебного разрешения спора, актуальности данной примирительной процедуры в разрешении споров и др.
– Медиация, – отметил Мельников, – процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо – посредник (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения.
В январе 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». С этого момента в нашей стране начался новый этап в формировании системы досудебного урегулирования споров. С принятием данного правого акта в системе арбитражных судов РФ процедура медиации становится все более востребованной.
Наш корреспондент встретилась с председателем Арбитражного суда КЧР Игорем Мельниковым и попросила рассказать о принципиальных отличиях медиации от судебного разрешения спора, актуальности данной примирительной процедуры в разрешении споров и др.
– Медиация, – отметил Мельников, – процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо – посредник (медиатор), содействующее сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения.
При наличии конфликта, спора стороны разрешают возникшие разногласия путем переговоров. Переговоры как способ примирения могут проходить непосредственно между сторонами. Эти переговоры и могут сказаться на благоприятном разрешении спора. Однако не все переговоры имеют положительный результат. Именно для таких случаев в правовой практике была выработана процедура медиации, то есть разрешения спора через посредника. Медиатор – это лицо, обладающее необходимыми знаниями, с помощью которых он приводит стороны к мирному урегулированию споров с учетом интересов обеих сторон, на началах справедливости, для гармонизации их интересов. Таким образом, главная задача деятельности медиатора – помочь сторонам войти в переговорный процесс и завершить его по возможности положительно, с последующим заключением соглашения об урегулировании спора.
– Какие споры можно разрешить посредством медиации?
– В арбитражном судопроизводстве примирением могут разрешаться споры, вытекающие из гражданских, административных и иных правоотношений, то есть дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной деятельности.
К первой категории относятся споры, вытекающие из гражданских и иных правоотношений, а конкретно – в исковом производстве и процедуре банкротства. Стороны в данном случае могут посредством медиации разрешить спор путем заключения мирового соглашения, которое утверждается судом, отказом от иска истцом, признанием иска ответчиком, признанием фактических обстоятельств дела, освобождающим от бремени доказывания и заключением соглашения о признании фактических обстоятельств дела. Споры, вытекающие из административных и иных публичных правоотношений, также могут разрешаться применением аналогичной процедуры. Разрешение спора сопровождается заключением соглашения о примирении, отказа от требований заявителем, признанием требований заинтересованным лицом, признанием фактических обстоятельств дела сторонами и заключением соглашения о признании фактических обстоятельств дела.
Возможность разрешения вышеперечисленных споров с помощью медиации предполагает собой успешное развитие этого института, что благополучно скажется как на отношениях сторон, так и окажет большую помощь в уменьшении нагрузки на всю систему арбитражных судов Российской Федерации.
– Игорь Михайлович, каковы, на ваш взгляд преимущества медиации?
Процедура медиации, которая применяется в нашей стране уже более шести лет, становится все более востребованной российским обществом. Это проявляется в эффективности разрешения конфликта и устранения судебного спора.Медиация не заставит стороны нести существенные расходы, освобождает от продолжительных сроков судебного рассмотрения и разрешения дела. Следует отметить, что нормами налогового законодательства при заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы, уплаченной им государственной пошлины.
Плюсы медиации и в сохранении и укреплении деловых отношений между спорящими сторонами в будущем. Помимо этого, существует самостоятельная возможность для выбора способа разрешения спора. Осуществление медиации основано на принципах взаимного волеизъявления сторон на основе принципов добровольности, что даст сторонам свободу выбора результата примирения. Важно отметить то, что Закон о медиации предоставляет право любой спорящей стороне отказаться от процедуры медиации, конфиденциальность самой процедуры и свободу во мнениях или предложениях, высказанных одной из сторон в отношении возможности урегулирования спора.
– Расскажите, каков порядок обращения за помощью в проведении процедуры медиации?
– Применение процедуры медиации осуществляется на основании соглашения сторон о применении этой процедуры. Она может быть применена при возникновении спора как до обращения в суд, так и после начала судебного разбирательства. Стороны могут примириться на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта.
Для проведения процедуры медиации необходимо выбрать организацию, предоставляющую услуги по проведению процедуры медиации или медиатора, а затем подать заявление о проведении примирительной процедуры. Заявление может быть подано одной стороной или сторонами совместно.
При проведении процедуры медиации сохраняется конфиденциальность всей относящейся к указанной процедуре информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, и случае, если стороны не договорились об ином.
Медиатор не вправе разглашать информацию, относящуюся к процедуре медиации и ставшую ему известной при ее проведении, без согласия сторон. Это будет способствовать сохранению деловой репутации обеих сторон.
– Существуют ли какие-нибудь профессиональные объединения медиаторов, организации, институты?
– В настоящее время в нашей стране в целях проведения процедуры медиации могут быть привлечены как конкретные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, одним из основных видов деятельности которых является организация проведения процедуры медиации.
Ближайшими организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации для Карачаево-Черкесской Республики являются: – Некоммерческое партнерство «Центр переговоров и разрешения конфликтов (медиации)» в г. Краснодаре и «Центр корпоративного права и медиации» там же).
– На ваш взгляд, почему вопрос медиации стал актуален в последнее время?
– Практическое применение медиации обусловлено в первую очередь её эффективностью, о чем свидетельствует мировая практика. В связи с этим, и в России возникла необходимость введения такого института, создания законодательной базы, расширения практики применения этой процедуры. В нашем государстве функционирует множество центров медиации, которые пользуются спросом, но далеко не во всех регионах они есть, что создает определенные сложности для тех организаций, которые намерены разрешить спор мирным путем.
Актуальность медиации относительно заинтересованности в этом судов имеет ряд оснований.
Во-первых, вся система арбитражных судов загружена большим количеством дел. В связи с этим и возникает необходимость внесудебного разрешения споров. Дело в том, что само примирение как таковое возможно по многим категориям дел, то есть когда спор между сторонами не требует судебного рассмотрения. Наличие в судебной практике таких споров и является так сказать «лишней нагрузкой» судов.
Во-вторых, актуальность медиации также обусловлена предпочтением самих организаций в разрешении спора путем примирением. При этом неважно, какая сторона выражает такое предпочтение, важно само наличие возможности для каждой из сторон проявить инициативу.
И в-третьих, актуальность медиации, опыт её применения позволит усовершенствовать этот институт и оказать большую помощь судебной системе.
– Что необходимо сделать для того, чтобы граждане и организации в первую очередь стали обращаться к медиаторам, а не в суд?
– На сегодняшний день, наверное, одним из самых главных является информирование как граждан, так и организаций. Это в первую очередь информационно-просветительская деятельность. Существует мнение, что одним из наиболее действенных рычагов является применение медиации как обязательной процедуры, хотя это в определенной степени противоречит самой природе, сути медиации. При этом имело бы смысл введение при судах обязательных консультаций по урегулированию споров посредством применения процедуры медиации. Все эти меры могли бы быть очень эффективны в первые годы внедрения института медиации, тем более что у нас уже есть законодательная база.
Но нельзя обойти стороной в ответе на этот вопрос и зарубежную практику привлечения лиц к применению посредством медиации. Так, в качестве примера можно привести Великобританию, где успешно функционирует «горячая линия», действующая на всей её территории. Эта служба содействует и консультирует в выборе медиатора, что является высоким показателем развитости этого института. Сюда же можно отнести и Германию, где медиаторы работают при судах, снимая с судебных органов бремя разрешения споров. Исходя из этого, следует сказать о том, что это вопрос времени.
П. ВЛАДИМИРОВА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет