Ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в КЧР

5 июля в 05:01
 просмотров

I.    Введение
Девятый ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2003 года № 40-РЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике”.
Доклад является официальным публичным документом, содержащим информацию по соблюдению прав и свобод человека и гражданина на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2012 году.
Права человека в настоящее время являются одним из важнейших императивов как международной, так и внутригосударственной политики. Их соблюдение и защита являются своеобразным критерием, который показывает “зрелость” государства в отношении демократических и гуманитарных ценностей.

I.    Введение
Девятый ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике подготовлен в соответствии со статьей 13 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 15.10.2003 года № 40-РЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике”.
Доклад является официальным публичным документом, содержащим информацию по соблюдению прав и свобод человека и гражданина на территории Карачаево-Черкесской Республики в 2012 году.
Права человека в настоящее время являются одним из важнейших императивов как международной, так и внутригосударственной политики. Их соблюдение и защита являются своеобразным критерием, который показывает “зрелость” государства в отношении демократических и гуманитарных ценностей.
Соблюдение прав и свобод человека не только способствует раскрытию потенциала личности, ее самосовершенствованию, но и, в конечном итоге, укреплению государства. Партнерские отношения общества и власти, развитые институты гражданского общества являются непременными условиями цивилизованного разрешения политических и социальных конфликтов с учетом противоречивых и разнонаправленных групповых интересов, достижения и поддержания гражданского мира и социального согласия в обществе.

Права и свободы человека являются естественным общественным регулятором государственных интересов, они должны определять настоящую и перспективную государственную политику всех субъектов Российской Федерации, в том числе и Карачаево-Черкесской Республики.
Это нашло самое широкое подтверждение на состоявшейся 16.08.2012 года в Екатерининском зале Кремля официальной встрече Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с Уполномоченными по правам человека в субъектах России.
На встрече, которая прошла впервые за все время существования института региональных уполномоченных, обсуждались актуальные вопросы совершенствования их деятельности, состояния законодательной базы, а также другие вопросы, касающиеся соблюдения и обеспечения прав и свобод граждан.
Открывая встречу, В. Путин отметил: “Прежде всего, хочу сказать, что, конечно, государство многое делает для того, чтобы обеспечить законные права, интересы граждан. Собственно говоря, это основная цель любого государства и исполнительной власти на любом уровне: и на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном”. Обращаясь к уполномоченным В. Путин отметил, что, далеко не всегда у нас получается то, что мы хотели бы видеть как результат нашей работы. К сожалению, много бюрократии, много формального отношения к людям. И в этой связи ваша работа, как работа людей абсолютно не зависимых от государственной или муниципальной власти, безусловно, является очень и очень важной. Говорю это не для красного словца, говорю это абсолютно серьезно. И считаю, что вы являетесь моими прямыми союзниками в работе по защите интересов и законных прав наших граждан. А это, еще раз хочу повторить, так же, как и для любого другого уровня власти, и для Президента является важнейшей частью работы, смыслом и целью всей деятельности”.
В своем выступлении Владимир Владимирович еще раз подчеркнул и обратил внимание на то, что в нашей стране, так же как и во всех других странах, институт по защите прав человека не наделен, как правило, какими-то исполнительными функциями. На самом деле это верно, потому что иначе ваша деятельность опять может оказаться забюрокраченной. Этот институт является личностным, он основан на авторитете конкретного человека, человека, который пользуется авторитетом в обществе, в регионе, в муниципалитете или во всей стране и с мнением которого власть любого уровня должна считаться. И именно поэтому публичность в вашей работе является основным инструментом достижения цели, ради которой ваша деятельность осуществляется. В этой связи считаю и присоединяюсь к мнению тех коллег, которые в том числе в этом зале находятся, которые при формулировании предложений о совершенствовании правовой базы работы омбудсменов указывают на то, что омбудсмен не должен быть связан с какой-то конкретной политической партией и не должен заниматься политической деятельностью, чтобы эта работа была абсолютно выведена за рамки политического процесса и возможного в этой связи личного пиара, потому что, как только возникает искушение заняться личным пиаром, начинается дискредитация самой правозащитной деятельности”.
С чем, конечно, нельзя не согласиться.
Настоящий доклад имеет своей целью привлечь внимание органов законодательной, исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественности Карачаево-Черкесской Республики к существующим проблемам соблюдения конституционных прав и свобод граждан, дальнейшего содействия усилению гарантий государственной правой защиты населения республики, принятия необходимых мер по устранению выявленных фактов нарушений прав и свобод граждан.
В основу доклада положены, прежде всего, анализ обстоятельств, изложенных в жалобах, заявлениях, ходатайствах и других обращениях граждан к Уполномоченному и выводы, сделанные после их рассмотрения.
При подготовке и написании настоящего доклада были использованы сведения, полученные Уполномоченным, и сотрудниками его аппарата в ходе проведения личного приема граждан, целевых выездов в районы и города республики, а также информация, предоставленная органами исполнительной власти, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления, общественными организациями.
Кроме того, в докладе использовались факты и материалы, полученные Уполномоченным при посещении мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, анализ публикуемых в республиканских средствах массовой информации различных критических материалов, связанных с соблюдением прав и свобод наших граждан.
Доклад о деятельности Уполномоченного в 2012 году не претендует на полное и всестороннее изложение дел состояния и соблюдения прав и свобод граждан, так как основан на обобщении и анализе лишь тех фактов, с которыми Уполномоченному и сотрудникам аппарата пришлось сталкиваться в течение года, но затрагивает наиболее значимые и существенные проблемы обеспечения прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, а также международными актами, подписанными и ратифицированными Российской Федерацией.
В силу специфики деятельности института Уполномоченного по правам человека доклад по своему содержанию разносторонен, затрагивает много тем, но все они напрямую связаны с теми вопросами и проблемами, которые ставили перед Уполномоченным жители республики, граждане, чьи права были нарушены на территории Карачаево-Черкесии в течение 2012 года.
При этом необходимо отметить, что по какому бы поводу не приходили к Уполномоченному люди, какие бы проблемы они не поднимали, о чем бы не говорили, первоосновной их тревог и чаяний всегда был один вопрос – вопрос о качестве власти, ее способности разрешать те или иные вопросы, связанные с соблюдением прав и свобод человека.
Представленный доклад наглядно показывает реагирование Уполномоченного на конкретные факты нарушений прав жителей нашей республики, так как именно гласность, открытое апеллирование к общественному мнению являются главными инструментами Уполномоченного в деле восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Конечно, доклад содержит нелицеприятную критику, а также повествует о сложных проблемах, происходящих вокруг нас и в обществе в целом, требующих как разрешения, так и решения.
При подготовке ежегодных докладов Уполномоченный стремится исключить личностные отношения к тем или иным персоналиям, организациям и ведомствам.
Как показывает практика, использование выводов и рекомендаций, содержащихся в докладах Уполномоченного в определенной степени способствовало, прежде всего, более эффективной реализации прав и свобод граждан в республике. С учетом этого, Уполномоченный рассчитывает на то, что приведенные в настоящем докладе факты нарушений прав граждан и рекомендации по их устранению будут использованы соответствующими органами, что, несомненно, явится важным фактором предупреждения нарушений конституционных прав и свобод граждан, снижения их количества.

II.    Общая оценка ситуации соблюдения прав граждан
в Карачаево-Черкесской Республике

Деятельность Уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике в 2012 году была, как и прежде, направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также сотрудниками правоохранительных органов.
В докладе содержатся оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, указываются конкретные государственные органы власти, органы местного самоуправления, организации и должностные лица, допустившие нарушения прав и свобод, либо не предпринявшие своевременных и исчерпывающих мер по защите и восстановлению прав граждан.
Каждый человек, обратившийся за помощью к Уполномоченному, озабочен своей частной проблемой. Но из множества частных проблем, как из фрагментов мозаики, складывается общая картина происходящего, соотношение правды и лжи, добра и зла в нашей жизни. Именно поэтому второй раздел ежегодного доклада Уполномоченного традиционно посвящен анализу статистических данных.
На протяжении последних пяти лет количество обращений, жалоб и заявлений в адрес Уполномоченного неизменно росло. Как правило, наибольшее количество их приходилось на г. Черкесск. Прошедший 2012 год стал, по-своему, уникальным.
Впервые за последний (2012) год наметилось снижение числа граждан, обратившихся к Уполномоченному. Анализ показывает, что снизилось количество обращений граждан в Народное Собрание (Парламент) республики, а также Правительство республики. Депутатский корпус, под председательством спикера Парламента А. Иванова, совместно с Правительством Карачаево-Черкесской Республики разрабатывают и принимают необходимую законодательную базу, и многие проблемные вопросы, поднимаемые нашими жителями, находят разрешение в претворяемых в жизнь программах социально-экономического развития Карачаево-Черкесской Республики. Конечно, все сразу нельзя охватить и сделать. Как говорят в народе – объять необъятное невозможно, но стремиться к этому надо.
По мнению Уполномоченного и его аппарата, это становится возможным и связано с тем, что руководителем республики стал молодой, энергичный и требовательный человек, смотрящий в завтрашний день, Рашид Темрезов и его молодая команда. Повышенный спрос с руководителей всех звеньев не замедлил сказаться на результатах. Наглядным примером является сокращение количества обращений от жителей республиканского центра, а те, которые поступают, во многих случаях находят довольно быстрое разрешение в рамках действующего законодательства, и граждане – заявители получают ответ на поставленные вопросы.
Характерным примером является преобразование г. Черкесска. Из замусоренного захолустного города он превращается в ухоженный, умытый и уютный республиканский центр, проводится реконструкция, асфальтирование улиц, тротуаров, значительно улучшилось санитарное состояние улиц и дворов, уделяется много внимания местам организации отдыха горожан. В этом большая заслуга Главы республики Р. Темрезова, мэра г. Черкесска Р. Тамбиева.
Это говорит о том, что Глава Республики Р. Темрезов, спикер Народного Собрания (Парламента) А. Иванов, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, мэр г. Черкесска Р. Тамбиев смотрят в завтрашний день и, видимо знают, и помнят, что театр начинается с вешалки, а Черкесск является визитной карточкой республики. Требовательный подход к руководителям различных структур и ведомств не замедлил сказаться на жизни и деятельности всех муниципалитетах городских и районных. Многое делается для развития Усть-Джегутинского муниципального района его Главой Анзором Лайпановым – это и обеспечение водой, теплом, обустройство районного центра. Хусейном Казиевым, главой Прикубанского муниципального района – благоустройство районного центра, обеспечение питьевой водой населенных пунктов, находящихся довольно далеко от водозабора и очистных сооружений. Руководители муниципалитетов ощутили на себе контроль за порученный участок и ответственность за взятое на себя обязательство: или надо работать на благо республики и ее жителей, или надо уходить, освободив место тем, кто придет действительно созидать, а не разрушать. Это требование Главы Карачаево-Черкесской Республики, по моему понятию, абсолютно обоснованное и соответствует требованиям Президента Российской Федерации В. Путина.
В 2012 году к Уполномоченному по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике поступило 756 индивидуальных и коллективных обращений граждан о нарушении их конституционных прав и свобод. 746 обращений поступило в письменном виде и во время устных и выездных приемов, 10 обращений поступило в адрес Уполномоченного по электронной почте. 602 или 80% всех обращений были приняты к тщательному рассмотрению и принятию мер реагирования, 492 из них решены положительно, остальные находятся на стадии рассмотрения. По 91 обращению даны юридические консультации и разъяснения, оказана помощь заявителям в составлении исковых заявлений в суд, в результате чего заявители смогли самостоятельно решить свои вопросы. 63 заявления были отклонены из-за необоснованности требований.
Более 42% всех поступивших жалоб и заявлений были от женщин, они обращаются как за защитой своих прав, так и прав своих детей и родственников.
Анализ обращений граждан, поступающих в адрес Уполномоченного, к сожалению, показывает, что в своем большинстве население (как правило, из сельской местности) не ориентируется в вопросах, касающихся реализации и защиты своих прав (как то: в какие государственные компетентные органы следует обращаться, порядок письменного обращения и др.). Представляется, что такие несложные, но очень важные знания должны даваться в школе (в старших классах на факультативных занятиях).
В 2012 году более 35% всех обращений были связаны с нарушением личных прав и свобод граждан. В основном это жалобы на действия сотрудников правоохранительных и следственных органов, связанные с применением недозволенных методов физического, морального и психологического воздействия на ранней стадии расследования преступлений, и ограничение права на справедливую судебную защиту.
От лиц находящихся в учреждениях пенитенциарной системы, поступило порядка 13,1% жалоб.
 С жалобами, связанными с нарушением социальных прав граждан, поступило около 28% от общего числа всех обращений, 12,1 % из них связаны с нарушением жилищного законодательства. Кроме того, значительно выросло количество обращений, связанных с жилищно-коммунальными проблемами.
Количество обращений, связанных с нарушением трудовых прав, а также на действия (бездействие) сотрудников службы судебных приставов составляют по – 4,2%; нарушение права на охрану здоровья и медицинскую помощь – 3,2%, значительно возросло количество жалоб, связанных с рассмотрением дел в судебных инстанциях – 5,3%.
Сегодня нельзя не сказать о том, что довольно большое количество наших граждан вынуждены также обращаться в органы исполнительной, законодательной власти, органы местного самоуправления в поисках разрешения назревших вопросов.
 По информации, представленной Управлением Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики по работе с обращениями граждан и организаций за 2012 год, в адрес Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики поступило и рассмотрено 3205 обращений. Из них: 2209 – письменных и 996 – устных обращений. Руководством республики на личном приеме было принято 132 гражданина.
Причины обращений граждан были разнообразны, но в основном находились в прямой зависимости от социально-экономического положения республики, отражающегося на уровне жизни всего населения и особенно социально-уязвимых категорий граждан, нуждающихся в поддержке.
Социальный состав обратившихся выглядел следующим образом: пенсионеры -983, домохозяйки-328, служащие-246, безработные-79, рабочие-77, временно не работающие-56, предприниматели-45, научная интелегенция-26, фермеры-18, студенты-11, заключенные-6, учащиеся-4, беженцы-2, у остальных граждан социальный статус не установлен.
Структура обратившихся в адрес Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, пользующаяся определенными льготами, распределена следующим образом: многодетные матери-125, многодетные семьи-46, инвалиды-35, УВОВ-27, мать-одиночка-25, ИВОВ-9, инвалиды детства-5, репрессированные-5, участники боевых действий-2, участники ЧАЭС-1, пострадавшие от стихийных бедствий-1, инвалид труда-1, мать-героиня-1.
Граждане республики при обращении в органы государственной власти все чаще стали использовать современные возможности и методы связи. Анализ по источникам поступления показывает ежегодный стабильный рост популярности обращений через Web-приемную Главы КЧР на официальном сайте Главы и Правительства КЧР. Мониторинг показывает, что данный канал связи между населением и органами государственной власти республики становится все более популярным. Так, в 2012 году в адрес Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики обратилось 616 граждан, что вдвое больше, чем в 2011году.
Активно работает линия “Телефон доверия” Главы Карачаево-Черкесской Республики, по которой обратилось 501 гражданин.
Наибольшее количество обращений было связано с работой ЖКХ – 1159, что составляет 36% от общего числа обратившихся, из них обеспечение жильем – 539 (16%), коммунальное хозяйство – 438 (13,6%), предоставление услуг, оплата строительства, содержание жилья – 185 (5,7); социальной сферы – 934 (29%), а именно социальное обеспечение – 288 (8,9 %) наука и культура – 224 (6,9), здравоохранение – 189 (5,8%), как правило, это обеспечение лекарственными препаратами, выделение квот для оказания высоко-технологичной помощи, качество обслуживания; экономика – 719 (22,4%) в том числе хозяйственная деятельность – 513 (16 %), финансы – 168 (5,2 %), природные ресурсы – 37 (1,1%); государство и политика – 445 (13,8%) конституционный строй – 139 (4,3%), основы государственного управления – 287(8,9%); оборона и безопасность – 132 (4,1%), в том числе безопасность и охрана правопорядка – 64 (1,9%), уголовные преступления и исполнение наказаний – 11(0,3%), правосудие – 14 (0,4%), прокуратура-22(0,6%).
По территориальному признаку наибольшее количество письменных обращений поступило от жителей г. Черкесска – 1397 (63,2%), из г. Карачаевска – 121 (3,8%), Усть-Джегутинского района – 206 (9,3%), Зеленчукского района – 177 (12,6%), Прикубанского района – 145 (6,6%), Урупского района – 131 (5,9%), Карачаевского района – 125 (5,6%), Малокарачаевского района – 118 (5,3%), Хабезского района – 74 (3,3%), Ногайского района – 68 (3,1%), Абазинского района – 61 (2,8%), Адыге-Хабльского района – 52 (2,3%).
В обращениях жителей г. Черкесска в основном поднимались вопросы по качеству предоставления услуг ЖКХ, жителей Зеленчукского муниципального района – газификации, г. Карачаевска – оказания материальной помощи, Карачаевского муниципального района – переселения из ветхого и аварийного жилья, Усть-Джегутинского муниципального района – водоснабжения, Ногайского муниципального района – обращения жителей, пострадавших от стихии 2011-2012 г.г., Прикубанского муниципального района – оказания материальной помощи, Урупского муниципального района – качеству оказания медицинских услуг.
Хотелось бы отметить, что некачественное рассмотрение обращений граждан приводит к повторным обращениям. Тем не менее, на сегодняшний день сложилась тенденция к снижению таких обращений, так, в 2012 году их было 237, что составило 7,3% от общего количества, в сравнении с 2011годом это на 61 обращение и соответственно на 1,9% меньше.
Задача органов власти – уделять должное внимание каждому из этих обращений. Все поступившие обращения граждан были направлены на рассмотрение по компетенции, из них наибольшее количество в Министерство здравоохранения КЧР – 210, Министерство труда и соц.развития населения – 202, Министерство образования и науки КЧР -178, Министерство строительства и ЖКХ КЧР-167, Министерство сельского хозяйства КЧР-134.
В органы местного самоуправления наибольшее количество письменных обращений направлено в г. Черкесск – 824 (25,7%). Карачаевск -123 (3,8%), Зеленчукский район -177 (5,5%), Усть-Джегутинский район -118 (3,6%), Прикубанский район – 94 (2,9%), Урупский район – 85 (2,6%), Малокарачаевский район – 81 (2,5%), Карачаевский район – 64 (1,9%), Хабезский район – 35 (1%), Ногайский район – 50 (1,5%), Адыге-Хабльский район – 36 (1,1%), Абазинский район – 32 (0,9%).
Из общего количества обращений, поставленных на контроль, 1862 авторам писем даны обоснованные разъяснения, отказано в удовлетворении просьб 81 заявителям, по 576 приняты соответствующие меры, а по 164 приняты положительные решения, в 24 случаях – факты, изложенные в обращении, не подтвердились.
Наибольшее количество соответствующих мер по решению вопросов, отраженных в обращениях, принимается Министерством здравоохранения КЧР – 28,2% от общего количества направленных на рассмотрение в данное ведомство. Управлением занятости населения КЧР – 25,4%, Министерством по делам национальностей – 18,2%, МВД по КЧР – 15,5%, Министерством культуры и Министерством образования КЧР – 12,5%, Министерством строительства КЧР – 10,8%, Министерством труда и соц.развития населения КЧР – 8,4%, Министерством сельского хозяйства КЧР – 8,8%.
Достаточно большое количество обращений с просьбой об оказании материальной помощи направляется в Министерство финансов КЧР. В связи с тем, что в бюджете республики отсутствует статья расходов на данные цели, решить положительно данные вопросы не представляется возможным.
Большинство ответов на письма граждан носили разъяснительный характер из-за недостаточной информированности о деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающих соответствующие услуги, и низкой правовой грамотности населения. Например, Министерством промышленности КЧР, Министерством экономического развития КЧР и Управлением КЧР по делам молодежи разъяснения даются по более чем 90% писем, направленных на рассмотрение. Министерством строительства и Министерством сельского хозяйства – 86 %, Министерством труда и Министерством культуры – 81%, Управлением КЧР по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждению ликвидаций, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности – 89%.
Как показывает практика, одним из наиболее действенных методов, влияющих на качество рассмотрения обращений, является контроль со стороны как руководства республики, так и руководителей министерств и ведомств за надлежащим рассмотрением вопросов, поднимаемых гражданами в своих письмах. В Администрации Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики стала традиционной регулярная проверка исполнительской дисциплины при рассмотрении писем граждан. На проводимый еженедельно “Час контроля” приглашаются ответственные сотрудники министерств и ведомств, отвечающие за работу с обращениями граждан.
За анализируемый период с нарушением сроков исполнения было рассмотрено 364 обращения, из них мэрией г. Черкесска-159 (11% от общего количества обращений, направленных на рассмотрение) и Министерством сельского хозяйства КЧР – 16 (11,9%). Имеется положительная динамика по исполнительской дисциплине в Министерстве здравоохранения КЧР, Министерстве строительства КЧР, Адыге-Хабльском районе, г. Черкесске (по сравнению с 2011 годом количество обращений, исполненных с нарушением срока, сократилось в 2 раза).

III.    О соблюдении прав граждан правоохранительными органами

Несмотря на определенные позитивные изменения, наиболее уязвимым звеном государственной деятельности остается работа правоохранительных и судебных органов, жалобы на решения которых остаются по-прежнему самыми распространенными.
Руководствуясь принципом гласности, ежегодный доклад Уполномоченного по правам человека публикуется в средствах массовой информации, в том числе в официальном печатном органе – газете “День республики”. В докладе отражается в целом ситуация с соблюдением прав органами государственной власти, должностными лицами всех уровней на территории Карачаево-Черкесской Республики. И если есть официальное заявление Уполномоченного о нарушении прав, то должен быть и официальный ответ, отражающий реагирование соответствующего органа власти на обозначенную проблему. А если факт нарушения подтвержден, то должно быть сообщено, какие меры приняты для восстановления нарушенных прав граждан.
Во всех ежегодных докладах, начиная с 2004 года, Уполномоченным поднимается проблема применения пыток и жестокого, унижающего человеческое достоинство обращения с задержанными, как одна из острейших проблем в области соблюдения прав и свобод человека в Карачаево-Черкесской Республике. Однако она не решается, а ситуация в последние годы ухудшается.
В соответствии со статьей 75 УПК РФ при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в них лиц (п.4 статьи 164 УПК РФ).

В.В. ТИТАРЕНКО.
Уполномоченный по правам человека в КЧР.
Продолжение…

Поделиться
в соцсетях