“Эрирей” ждет возрождения

12 июля в 04:20
51 просмотр

Было это много лет назад. Я присутствовала на репетиции известного в 90-е годы фольклорного ансамбля “Эрирей”, художественным руководителем которого был незабвенный бард и непревзойденный исполнитель народных героических песен Альберт Токов. Всевышний наградил его роскошным голосом (лирический баритон с богатейшими оттенками), и, наверное, при других обстоятельствах он бы запросто мог блистать на подмостках оперных театров. В его исполнении песни-баллады “Хасаука”, “Гапалау”, “Эмина” и другие обретали то возвышенно патриотическое звучание, от которого одновременно захватывало дух, а к горлу подступал комок.
Было это много лет назад. Я присутствовала на репетиции известного в 90-е годы фольклорного ансамбля “Эрирей”, художественным руководителем которого был незабвенный бард и непревзойденный исполнитель народных героических песен Альберт Токов. Всевышний наградил его роскошным голосом (лирический баритон с богатейшими оттенками), и, наверное, при других обстоятельствах он бы запросто мог блистать на подмостках оперных театров. В его исполнении песни-баллады “Хасаука”, “Гапалау”, “Эмина” и другие обретали то возвышенно патриотическое звучание, от которого одновременно захватывало дух, а к горлу подступал комок. Его харизматичный баритон имел потрясающее воздействие на слушателей, это был поистине народный певец, при жизни так и не удостоившийся почетного звания, хотя все ответственные концерты, бардовские фестивали никогда не обходились без участия Альберта. В его репертуар входили и русские романсы, и песни собственного сочинения. Песня о Герое Советского Союза Османе Касаеве, написанная А. Токовым, стала лауреатом краевого конкурса. А как он играл на свирели! Обычно праздники проводов косарей, которые широкомасштабно отмечались в совхозах Карачаевского района, начинались с музыкальной заставки мелодии свирели (сыбызгы) в его исполнении. Как сказал пламенный горец Кайсын Кулиев, “песня – это золотая свирель в устах народа”, а Альберту было подвластно и то, и другое.
Во время репетиции “Эрирея” невольно любовалась лицами поющих… И мягкую грусть, и светлую печаль, и безмятежную радость выражали голоса мужского хора в зависимости от песни. Вот, отправляясь на охоту, горец жалуется на свою горькую долю богу охоты Апсаты и просит удачи для себя в погоне за туром… А вот звучит озорная и веселая “Джерме”, ее сменяет мелодичная “Эрирей”, посвященная жаркой страде на поле…
Как объяснил тогда А. Токов, в обиходном карачаевском языке слово “Эрирей” сейчас не услышишь. Оно очень древнее и относится к далеким языческим временам, когда люди поклонялись божествам: Тейри – богу Вселенной, Апсаты – богу Охоты, Эрирею – богу плодородия и земледелия. Песня сопровождала горца с колыбели до последнего часа жизни. В народе сохранились прекрасные колыбельные и песни-плачи, обрядовые, которые исполнялись во время сенокоса, взбивания масла или пастьбы скота. А когда кого-то сковывал недуг, к нему приходили друзья и пели, чтобы отвлечь от боли и мрачных мыслей. “Песня рождается в Карачае, поется в Баксане, слушается в Чегеме” – эта поговорка говорит о тесной взаимосвязи фольклора карачаевцев и балкарцев. И в репертуаре “Эрирея” звучали поэтому балкарские песни. Исполнялись они а капелла. А это ко многому обязывает – голоса, дополняя друг друга, должны дать гармоничное звучание. Большое место в исполнении уделяется традиционному “эжиу” – подпеванию хора солистам. “Название, которое носит наш ансамбль, подходит именно нам, ведь хор-то в основном состоит из рабочих”, – объяснял тогда А. Токов.
И, правда, все 23 участника фольклорного ансамбля “Эрирей” работали на предприятиях Карачаевска, были среди них инженеры, техники, конструкторы. Коллектив за довольно короткий срок в 90-е годы обрел большую популярность: он являлся лауреатом краевого конкурса “Родники”, о нем рассказал киножурнал “Северный Кавказ”, который обычно показывали перед началом киносеанса. Был снят короткометражный фильм. Солисты Альберт Токов, Манаф Эльканов, Назир Хасанов, Тимур Батдыев, обладая красивыми мощными голосами, артистичными данными, вносили в свое исполнение всю душу и собственное восприятие смысла народной песни.
Из воспоминаний бывшего участника ансамбля Шамиля Бадахова:
– Многим из нас тогда было около тридцати. В этом возрасте к человеку приходит зрелость, слетает шелуха юношеского самовыражения, глубже осмысливаешь истинные ценности. А именно такова народная песня, кладезь народной мудрости, выстраданной веками. И нам черпать из этого родника щедрой, но бережной рукой. Наш ансамбль в те переломные годы, когда настоящее песенное искусство отошло на задний план и его место заняла попса с песнями-однодневками, взял на себя ответственную миссию пропагандировать истинный фольклор, пришедший из глубины веков…
Ансамбль “Эрирей” много работал над аранжировкой народных песен и пополнением своего репертуара. Артисты при любой возможности старались встречаться с аксакалами, чья память сохранила в первозданном виде многие народные песни. Большую помощь самодеятельным певцам оказывал старейшина Сары-Тюза, знаменитый сказитель и джырчи Абу-Галий Узденов, который за свою столетнюю жизнь накопил немало песен. У ансамбля было немало творческих планов, но он распался, увы, по весьма банальной причине – не было финансирования на приобретение костюмов и концертную деятельность. Чуть ли не в один голос тогда самодеятельные артисты говорили о необходимости создания в автономной области специального ателье по пошиву национальных костюмов – подобные уже давно имелись в республиках Северного Кавказа. Но все это в далеком прошлом…
Как-то в разговоре со мной и. о. начальника отдела культуры администрации Карачаевского муниципального района, народный артист КЧР Солтан Байкулов обмолвился, что намерен возродить “Эрирей”. А почему бы и нет? Во-первых, остался бесценный багаж старого певческого ансамбля: запись его песен, клипы, хранящиеся в архиве ГТРК Карачаево-Черкесии, во-вторых, району и городу талантливых певцов не занимать, есть и именитые – тот же Солтан Байкулов, Назбий Кущетеров, Александр Мелекаев, Хорлам Алиев, а также Сухель Багдади, Хасан Хубиев, найдутся самородки и в каждом ауле, было бы только желание…
Как сказал однажды Альберт Токов: “Я еще не нашел свою главную песню, которую могу считать своей визиткой. Такая песня для меня как идеал, подобный звезде в небе, которой хочешь достичь и ориентируешься по ней, как мореход в плавании”.
Сегодня дело отца продолжает популярная певица республики Альбина Токова, исполнительница народных песен, о чем говорит название ее последнего сольника – “Сердце горянки”. И было бы просто замечательно, если бы творчество Альберта Токова нашло продолжение в возрожденном ансамбле “Эрирей”.

НА СНИМКЕ: народный певец Альберт ТОКОВ.
Фото из семейного архива.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях