Дорогой горькой правды
Недавно мне в руки попала книга Г. Аргунова, изданная в Черкесске, «Сломанное детство». Читал ее и верил каждому слову, искренне сопереживал горестной исповеди автора. Остаться равнодушным к тому, о чем поведал Галим Алиевич, на мой взгляд, невозможно даже самому черствому сердцу.
Книга Аргунова рассказывает о наших земляках, высланных в тридцатые годы из ЧАО в далекую Омскую область. Оказавшись в безлюдных таежных лесах, под бдительным оком комендатуры, эти люди умирали и выживали, как могли. В то страшное время абазины, русские, ногайцы и черкесы из бывшей автономной области, лишенные всех гражданских прав как «враги народа», имели лишь одно, обязательное для всех мало-мальски трудоспособных, право на работу. Недавно мне в руки попала книга Г. Аргунова, изданная в Черкесске, «Сломанное детство». Читал ее и верил каждому слову, искренне сопереживал горестной исповеди автора. Остаться равнодушным к тому, о чем поведал Галим Алиевич, на мой взгляд, невозможно даже самому черствому сердцу.
Книга Аргунова рассказывает о наших земляках, высланных в тридцатые годы из ЧАО в далекую Омскую область. Оказавшись в безлюдных таежных лесах, под бдительным оком комендатуры, эти люди умирали и выживали, как могли. В то страшное время абазины, русские, ногайцы и черкесы из бывшей автономной области, лишенные всех гражданских прав как «враги народа», имели лишь одно, обязательное для всех мало-мальски трудоспособных, право на работу. Потомственные скотоводы, люди крестьянского труда, привыкшие выращивать хлеб, валили в сорокаградусные морозы лес, заготавливая материал для строительства светлого будущего человечества. А сами выживали в немыслимых условиях, ютясь в вырытых землянках и наспех сколоченных убогих хижинах. Умирали, прежде всего, немощные старики и старухи, отдававшие долю своей пищи маленьким лишенцам, босоногим “врагам народа”, дабы не прервался род и чтобы дожили они до дней справедливости.
А каково было детям! Сотни километров дорог исходил маленький Галим, вымаливая подаяние, чтобы не умереть с голоду. Простые, добрые сибиряки не отказывали бродяжкеспецпереселенцу. Они делились чем могли, пускали на ночлег. И благодарный ребенок на всю жизнь запомнил название каждой деревни, имена и лица этих неравнодушных людей. Запомнил он и голод, и вкус оладий, испеченных из перепрелой картошки, и вкус горькой черемши, репы, жгучей крапивы. Галим до сих пор помнит страх быть растерзанным волками в глухих лесах. Но в сердце достигшего преклонных лет Галима Аргунова не нашлось места праведной обиде на тех, кто обокрал его детство, отнял жизнь матери, родных и близких и исковеркал судьбы сотни земляков.
В его рассказах не встретится не единой строчки, проклинающей существовавший строй, правителей и отдельных личностей, на ком лежит вина за все содеянные изуверства. Не осуждать, но и не забывать – вот парадокс психологии незаслуженно пострадавших в жерновах нашей истории. Может, это покажется нескромным, но всё же осмелюсь здесь процитировать строки из моего собственного стихотворения:
По прошествии лет быть судьёю над прошлым так лестно,
И бросаться упрёком в историю бывшей страны,
Но судить – высший грех, потому как лишь Богу известно,
Как бы ты поступал, оказавшись в руках Сатаны…
Удивительно, но факты остаются фактами – из репрессированных и депортированных народов выдвигались личности, становившиеся передовиками производства, орденоносцами за свой самоотверженный труд. И неслучайно в далекой Сибири были когда-то колхоз переселенцев «Красный Черкес», и село Лаховское, названное именем лишенца из абазинского аула Апсуа Аслан-Герия Канамотовича, и до сих пор существует урочище Черкес. С чувством гордости рассказывает Галим Алиевич и о том, как во время Великой Отечественной войны взрослые мужчины и юноши из числа переселенцев добровольно ушли в действующую армию. А после войны фронтовики вновь вернулись в места своей ссылки. Разве это не есть проявление истинного патриотизма?! И разве это не говорит о широте души людей, которым выпало на долю столько испытаний! Они не копили обид, не «лелеяли» в себе озлобленности, они оставались, несмотря ни на что, Гражданами страны, которая для них оказалась мачехой.
В этой книге многое удивляет и трогает до слез. Например, вспоминая своё пережитое сибирское детство, автор говорит о нем как о счастливейшем времени и приводит подтверждения своим ощущениям. И в его искренности нельзя усомниться. Ведь у всех детей той голодной поры, как у местных, так и у вынужденных переселенцев, жизнь была одинаково обездоленной. В таёжной глуши им не с чем было сопоставлять и сравнивать свои маленькие радости. Пределом счастья было – досыта наесться, хоть чем угодно наполнив свои желудки. «Были случаи, – пишет Галим Алиевич, – когда я, бродя по деревням в поисках милостыни, оказывался на ночлеге в семьях, где не было и крошки хлеба. И с какой же великой радостью я делился с этими людьми своей добычей…»
Особенно пронзительны по своей правде строки о том, как автор, через много лет побывав на родине детства, попросил местного жителя угостить его репой и ел эту скудную пищу с наслаждением, какое не испытывал с тех самых пор своего скитальчества…
Омская ссылка – это еще одна мрачная страница истории нашей страны. В своё время она искусственно замалчивалась, а позже, когда стало возможным, упоминалась лишь в редких общих публикациях. Занавес забвения более явственно для нас приоткрыл замечательный человек, гражданин, достойный сын своего народа Галим Алиевич Аргунов. Через 65 лет после возвращения на родину он сумел выпустить книгу “Сломанное детство”. Тем самым он исполнил свой человеческий долг перед многочисленными жертвами злодейских репрессий. Для этого Аргунов неоднократно выезжал в Омскую область, посещал могилы земляков, встречался с очевидцами их нелегкой жизни. И это не были праздные туристические поездки, это – дань памяти и поклонение останкам великомучеников. Благодаря Галиму Алиевичу был открыт уголок в школьном музее, а юными сибиряками сегодня пишутся рефераты, посвященные вынужденным переселенцам с Кавказа. Он, как истинный мусульманин, сумел озвучить над кладбищем молитву упокоения, записанную на диктофон, и, зарезав жертвенного барашка, раздал его местным малоимущим селянам. Люди приняли это с пониманием и благодарностью. Ведь это, быть может, кто-то из них или их родители когда-то подавали милостыню нищему черкесскому мальчонке.
Нынешние главы сельских поселений в тех далеких сибирских краях пошли навстречу Г. Аргунову и его спутникам Р. Молову и Н. Такушинову. Помогали с транспортом, приобретением проездных билетов и организовали телесъемку фильма о судьбе спецпереселенцев. И сегодня хотелось бы, если на то будет Божья воля и желание заинтересованных, благородных земляков, увидеть в недалеком будущем художественно-документальный фильм с неброским, но много значащим названием “Омский этап 33 года”.
А пока есть одна единственная книга, подтверждающая горькую правду о судьбах наших народов. И написана она не чернилами, а пережитой болью собственного сердца.
Ю. ШИДОВ,
член Союза писателей РФ,
заслуженный деятель искусств КЧР.
{{commentsCount}}
Комментариев нет