Театр и жизнь

18 июля в 09:33
 просмотров

Есть в Москве уникальное образование в системе российской театральной культуры — Театр Наций под руководством Е. Миронова. Созданный в 1987 г. как Театр Дружбы Народов (в 1991г. переименован в Театр Наций), он не имеет аналогов в мире. Именно здесь более 10 лет назад родилась идея проведения ежегодного Фестиваля театров малых городов России. В этом году честь проведения такого фестиваля выпала г. Пятигорску. Для нас, жителей Северного Кавказа, этот фестиваль — важнейшее событие культурной жизни, собирающее все лучшее, что создано на сценах “малой” России. Знакомясь с отзывами о блестящих театральных находках июньского фестиваля, я прочитала, что премия “За лучший актерский ансамбль в спектаклях малой формы” вручена Национальному театру Адыгеи за спектакль “Лавина”.

Есть в Москве уникальное образование в системе российской театральной культуры — Театр Наций под руководством Е. Миронова. Созданный в 1987 г. как Театр Дружбы Народов (в 1991г. переименован в Театр Наций), он не имеет аналогов в мире. Именно здесь более 10 лет назад родилась идея проведения ежегодного Фестиваля театров малых городов России. В этом году честь проведения такого фестиваля выпала г. Пятигорску. Для нас, жителей Северного Кавказа, этот фестиваль — важнейшее событие культурной жизни, собирающее все лучшее, что создано на сценах “малой” России. 

Знакомясь с отзывами о блестящих театральных находках июньского фестиваля, я прочитала, что премия “За лучший актерский ансамбль в спектаклях малой формы” вручена Национальному театру Адыгеи за спектакль “Лавина”. И сразу воспоминаниями перенеслась на два месяца назад, когда зрители г. Черкесска имели счастье лицезреть этот спектакль самолично.
 В апреле на улицах города появились совсем неброские театральные афиши с названием спектакля – “Лавина”. И, наверное, я, как и многие рядовые зрители, прошла бы мимо не обещающей яркого зрелища афиши, если бы не название пьесы. Что-то всколыхнулось в уголках памяти. Отдыхая в Турции, мы услышали однажды от местного гида весьма необычную информацию. “ В Восточной Анатолии, одном из семи регионов Турции, в селении, окруженном со всех сторон массивами гор, местные жители громко не разговаривают, не смеются во весь голос, иными словами, стараются не производить ни малейшего шума, потому что звуковые волны могут вызвать сход снежных лавин. Самое необычное в этой ситуации то, что опасность схода лавин сохраняется девять месяцев в году. И только три месяца эти люди могут кричать, стрелять из оружия, праздновать свадьбы, рожать детей. То есть могут выплескивать свои эмоции только три безопасных месяца в году…” Информация поразила, но вскоре забылась. Мало ли какие у кого проблемы. И вдруг, увидев афишу спектакля Адыгейского театра, интуитивно поняла, что обязательно нужно посмотреть эту театральную постановку. Как хорошо, когда интуиция не подводит.
 Спектакль поразил. Еще больше, чем рассказ о необычном горном селении.
 Людей в зале было немного, человек семьдесят-восемьдесят. Позже, к удивлению и радости, стало понятно, что на этот спектакль продается определенное количество билетов, чтобы можно было всех зрителей разместить на сцене, на стоящих прямо рядом с декорациями скамьях, нет, не принимать участие в действе, а как бы собрать всех в небольшом замкнутом пространстве, поближе друг к другу (это всегда так важно в минуту опасности). Мы-то, непосвященные зрители, сразу и не поняли, что над нами уже нависла лавина, которая при малейшем шуме накроет всех.
 Начало спектакля. Абсолютная тишина. Эта тишина сохраняется на протяжении всей пьесы, до ее завершения… Никакого музыкального сопровождения. Герои стараются передвигаться по сцене бесшумно, громко не разговаривать. Создавалось ощущение, будто демонстрируются кадры замедленной съемки. Невольно чувство тревоги передавалось и нам, зрителям.
 Герои пьесы — представители трех поколений — живут под одной крышей в затерянной в горах деревушке. Чувство, которое управляет всей их жизнью — страх. Девять месяцев они должны соблюдать тишину, находясь под угрозой схода снежной лавины. Живут люди по установленным много десятилетий назад своим, пусть и жестоким законам. Живут боясь, чтобы выжить. И не мыслят даже о другом месте обитания. Даже детей научились рожать “ по расписанию”. Старшее поколение воспитывает младшее в духе полного повиновения законам старейшин. Жить жизнью, которая измеряется только волнениями и страхом. И вот у молодой женщины, героини пьесы, начинаются преждевременные роды. Этого никак нельзя допустить: крики роженицы и младенца могут спровоцировать катастрофу, и все жители погибнут под массой снега. В подобных, очень редких, случаях старейшины принимают решение закопать живьем нарушителя спокойствия, предварительно плотно закрыв ему рот. И как это ни ужасно, все всегда подчинялись жестокому закону. Только на этот раз гордый, безгранично любящий свою жену и будущего, еще не родившегося, ребенка юноша решил защитить их от блюстителей закона, угрожая открыть пальбу из ружья. И никто — ни родные, ни стража – не смогли противостоять этому напору сильных человеческих чувств.
 Крик новорожденного пронзил тишину зрительного зала. Одержимые страхом, все невольно втянули головы в плечи, озираясь по сторонам. Ведь опасные девять месяцев еще не миновали! Но…о, чудо! Лавина не обрушилась на людей, все мы выжили! Ощущения потрясающие!
 Автор пьесы, современный турецкий драматург Тунджер Джудженоглу в интервью одной из российских газет рассказал: “Узнав о жителях этой горной деревушки, я почувствовал острую необходимость сценически воплотить эту столь взволновавшую меня ситуацию. Но как из этой реалии соткать художественную ткань и сделать свое произведение нескучным для зрителя? Какой художественной ценностью будет обладать написанная мною пьеса, если в ней я опишу только лишь природное явление? Как, отталкиваясь от этого природного явления, создать пьесу, отражающую общемировые проблемы? И сформулировал для себя такую мысль: лавина — это не только природное явление, может быть, это порождение страха в нашем сознании…”
 А через несколько дней после спектакля по телевизору мы увидели репортаж о взрывах в Бостоне. Тревожное чувство не покидало многих из нас. Почему столько смертей, столько жестокости в нашем и так уже напуганном войнами и убийствами мире? До боли жалко было погибших и пострадавших. Но двадцать второго апреля случилось страшное в Белгороде. Не может быть?! Уютный, красивый, спокойный российский город. И такая трагедия средь бела дня! Вот тогда я, как, наверное, очень многие жители нашей страны, почувствовала, как накрывает лавина страха. Это был уже не спектакль, это была жуткая реальность, в которую не хотелось верить. Помнится, после просмотра спектакля “Лавина” мне на память пришли слова М. Горького: “Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” Сейчас я воздержусь произнести вслух эти слова классика русской литературы. В нашем мире, где уже и так безумства — через край, безумство храбрых вряд ли кого-то спасет. Но как же жить дальше? Тихо, шёпотом, в вечном страхе? Звучит ужасающе, и тоже — не гарантия спасения. Как добиться того, чтобы не гибли ни в чем не повинные люди, а тем более дети?
 В ходе бурного обсуждения закона о легализации оружия звучат предложения вооружиться всем. И все мы будем жить под прицелом друг у друга? Лавина не успеет обрушиться на нас – многих уже не будет в живых. В чем же искать мудрость жизни? Как не сойти с ума, как уберечь себя, своих детей, родных и близких? Кто ответит на этот вопрос? Как жить, когда на тебя отовсюду обрушивается лавина криминальных новостей, репортажи об убийствах, страшных авариях, природных катаклизмах?! Думаю, ответ один — жить, стараясь не причинять боль тем, кто рядом с тобой, жить, не вызывая страха у окружающих тебя людей.

 И. ЯТЛЕНКО.

Поделиться
в соцсетях