Город-курорт как жемчужина и место жительства

26 июля в 07:35
39 просмотров

Теберде – 130 лет
“Твои красоты в сердце унесу я…”
Золотое солнце и островерхие белоснежные вершины на ультрамарине неба, целебные хвойные леса, амфитеатром спускающиеся к чашам озер и бирюзовым потокам, водопады и нарзанные родники – это Теберда – жемчужина в ожерелье курортов России.
Выгодное географическое положение сделало ее идеальным местом для отдыха, восстановления и лечения органов дыхания задолго до того, как здесь появились первые бальнеологические санатории, дома отдыха, турбазы.
Теберде – 130 лет
“Твои красоты в сердце унесу я…”
Золотое солнце и островерхие белоснежные вершины на ультрамарине неба, целебные хвойные леса, амфитеатром спускающиеся к чашам озер и бирюзовым потокам, водопады и нарзанные родники – это Теберда – жемчужина в ожерелье курортов России.
Выгодное географическое положение сделало ее идеальным местом для отдыха, восстановления и лечения органов дыхания задолго до того, как здесь появились первые бальнеологические санатории, дома отдыха, турбазы. Под лучами ласкового солнца здесь в свое время нежились местные князья и заезжие аристократы, купцы и промышленники, художники, ученые, писатели, и каждый оставил в этом благодатном уголке частицу своего характера и души, чувство прекрасного, трудолюбие и талант. И если бы кто-то взялся собрать все стихи и песни о Теберде воедино, то получился бы весомый том, моментально ставший бы бестеллером, особенно для туристов и пациентов здравниц, очарованных этим поистине райским уголком. Не зря ведь Теберда в переводе с карачаевского означает “Дар Божий”. Но так уж выходит в жизни, – мы, местные жители, к окружающему относимся как к данности, и любовь к родным краям храним в потаенных уголках души. Наверное, это чувство лучше всех выразила незабвенная Халимат Байрамукова в своем посвящении Теберде:
          Твои красоты в сердце унесу я
          И напишу о чем-нибудь другом
          Не лучше ли, чем словословить всуе,
          Порой молчать о самом дорогом?!

Но, как говорится, юбилей обязывает – в этом году Теберде исполняется 130 лет, и лично для меня это не просто точка на карте республики, но и нечто большее… Здесь у меня появилась первая запись в трудовой книжке, когда учительствовала в одной из местных школ, потом, став на журналистскую стезю, знакомила читателей газеты с замечательными тебердинцами. Это были егери и ученые заповедника, врачи-фтизиатры санаториев и обслуживающий персонал, проводники турбаз и горнолыжники, а еще – образцовые матери семейств, работники канатных дорог, барды, художники… Как и в любом населенном пункте, так уж сложилось и здесь, что всем им не жить друг без друга. Объединенные на одной территории люди разных этносов, культур, исторического прошлого пересеклись судьбами, как корни деревьев на склонах гор.
Твои люди, город-курорт!
В 1921 году один из крупнейших советских фтизиатров В. Эйни в докладе на Всероссийской съезде по курортному делу осветил перспективы лечения в Теберде, указав на уникальность ее климатических возможностей. В 1923 году в помещении частной дачи открылся первый санаторий “Большевик” для больных туберкулезом. С 1927 года начала работу экспедиция Северо-Кавказского института туберкулеза, всесторонне изучившая климатические условия и особенности клинического лечения заболевания в Теберде. В 1970 году здесь уже было 6 санаториев, где ежегодно лечилось до 7 тысяч человек со всех концов бывшего СССР: “Горное ущелье”, “Теберда”, “Джамагат”, “Алибек”, “Клухори”, “Домбай”.
История курорта – это история уникальных судеб людей в белых халатах, которые не считались с опасностью, самоотверженно спасая жизни больных детей, эвакуированных в военное лихолетье в Теберду. В мирное время вдохновенная забота врачей и медсестер, тяжелый труд санитарок творили чудеса исцеления от тяжелого недуга. Ежедневная борьба за жизнь больных опасной инфекционной болезнью, риск подвергнуться заражению среди медицинского персонала не считались подвигом. Одним из первых в Теберде применил хирургические методы лечения туберкулеза заслуженный врач РСФСР Ираклий Топурия, воспитавший десятки фтизиатров высокого класса, он же являлся главным врачом курорта с 1949 года по 1964 год, впоследствии возглавил Северо-Кавказское зональное управление спецсанаториев. В благодарной памяти тебердинцев осталась и деятельность других руководителей курорта – Гарика Акоповича Адамяна, Юсуфа Ибрагимовича Есенеева, катарального хирурга, главного врача “Горное ущелье” Мурата Хаджи-Ахматовича Кубанова, мастера спорта по вольной борьбе и шестикратного чемпиона Киргизии, главного врача санатория “Клухори” Владимира Степановича Голосовского и многих других.
О каждом из них с теплотой отзывалась и заведующая Тебердинским краеведческим музеем, отдавшая ему не один десяток лет, истинная хранительница народной памяти Сеир Магомедова. Собственно, как говорится, ей и карты в руки – она собрала богатейший материал для будущей экспозиции, посвященной медикам санаториев. С благоговением Сеир Саидовна показывала грамоты и фотографии, среди них была и пожелтевшая, почти истлевшая копия телеграммы, датированной – аж захватывает дух – ноябрем сурового 1943 года, за подписью уполномоченного Союзнаркомздрава Школьникова. Краткий текст гласит: “Препровождается для широкого оглашения в Тебердинское курортное управление Грабильцеву и Кесселю. Передайте сотрудникам благодарность за сохранение жизни 1200 детей и мужественно перенесшим фашистскую оккупацию”.
“Я хорошо знала медсестру Лидию Николаевну Калинич, она была одна из тех, кто участвовал в спасении детей костно-туберкулезного санатория “Пролетарий”, – с волнением говорила С. Магомедова. – Долгие годы продолжала работать, отдавая всю себя лечению больных. Ее прах покоится у нас на Джамагатском кладбище”.
Благодаря материалам музея, которые собираются по крупицам Сеир Магомедовой и ее младшей коллегой, научным сотрудником Динарой Кубановой, здесь в полной мере представлена и история становления Тебердинского государственного заповедника, материалы о его руководителе Джаппаре Салпагарове, ученом-женьшеноведе Алексее Малышеве и других.
Теберда всегда славилась и своим педагогическим корпусом. Достаточно вспомнить корифея педагогики, бывшего директора СОШ № 2 Магомеда Исмаиловича Халилова. Эту известную в России школу посещали не только учителя КЧР, но и видные ученые из различных вузов и НИИ, Министерства образования РФ. В одном из отзывов в альбоме посещений московский академик З. Мальцева написала: “То, что мы увидели в этой школе – это педагогический подвиг”. А посмотреть здесь было на что. К примеру, когда еще и в помине не было никаких инноваций, во второй Тебердинской школе использовали кодоскопы, выполнявшие на уроках функцию светового табло, освещавшего на доске нужный текст, задачу или задание. Поговаривали с восхищением учителя, побывав у Халилова, и об удивительных магнитных досках немецкого производства, на которых очень удобно писать и объяснять новый материал, проводить разновариантные контрольные, вести опрос сразу нескольких человек. Халиловский “храм науки” являлся неоднократным лауреатом Всесоюзного конкурса “Школа года”….
Здесь, в сказочном уголке царственной природы, краю древних легенд и сказаний всегда рождались и приживались люди искусства. К примеру, известный в республике и за ее пределами художник Иван Жильцов, 30 лет жизни отдавший Теберде, написал свыше 100 акварелей, – это маленькие гимны чарующим пейзажам горных массивов, экзотических водопадов, суровых ледников, разноцветью альпийских лугов.
Среди инструкторов-проводников было немало бардов, и у старожилов по сей день на слуху их имена: Халит Акаев, Анзор Кипкеев, Альберт Байчоров, Борис Кипкеев и другие, черпавшие мастерство и вдохновение у Юрия Визбора, обожавшего Теберду и не расстававшегося с гитарой. Песни Визбора не стареют, как и голос его поколения, они будут жить, пока мы их поем: “Теберда, Теберда, голубая вода, нет красивей твоих тополей. Я б остался всегда коротать здесь года, если б не было русских полей”.
… Торжество по поводу празднования 130-летия Теберды намечено провести осенью, – так планирует глава городской администрации Альберт Байчоров. А вот местные библиотекари Любовь Байрамкулова, Светлана Доюнова, Лейла Хубиева уже провели в кинотеатре (в Теберде как нигде в округе он работает, народ ходит, как и прежде, в кино, здесь проводятся концерты, массовые мероприятия) замечательный вечер, посвященный юбилею родного города. С содержательными краеведческими исследованиями выступили работник музея Д. Кубанова и старший научный сотрудник заповедника А. Овчинникова, школьники оформили выставку рисунков, приняли самое активное участие в литературно-музыкальной композиции. После летних каникул они обязательно напишут к празднику конкурсные сочинения, посвященные городу-юбиляру…
Когда определена цель
Альберта Байчорова я застала за делом весьма прозаическим, – он контролировал работу экскаваторщика и рабочих, которые ремонтировали прорыв водных сетей. На должности главы администрации он с июня 2011 года, но земляки по достоинству оценили его хозяйственную жилку и внимание к нуждам земляков. До этого он являлся депутатом Народного Собрания КЧР, работал заместителем директора объединенного санатория “Теберда”, где отвечал за хозяйственные дела.
За время работы главой администрации он успел немало сделать для родного города. Это и ремонт улиц, и освещение микрорайона, и очистка озера Кара-Кель от водорослей. Жители Теберды наконец-то добились бесперебойного автобусного сообщения внутри города, был произведен ремонт помещений администрации, продолжается реконструкция Дворца культуры и спорта, для которого Главой республики Рашидом Темрезовым был подарен борцовский ковер.
Сегодня в Теберде успешно функционируют лечебно-оздоровительные центры “Азгек”, “Зори Кавказа”, “Теберда”, “Жемчужина”, федеральные санатории “Теберда” и “Нарат”. Как считает А. Байчоров, науке рачительно хозяйствовать, повышать статус города-курорта он учится у руководителей здравниц. К примеру, когда в 1989 году Башир Кипкеев возглавил бывшую старую турбазу “Азгек”, здесь было всего 24 коттеджа. Сейчас в этом лечебно-оздоровительном центре их свыше 40, недавно здесь построен внушительный зал с двумя боксерскими рингами, борцовскими коврами, тренажерами, что позволяет проводить крупномасшатабные соревнования и сборы спортсменов высокого класса. “Азгек” принимает участие в тендерах на организацию отдыха детей, студентов и зачастую их выигрывает. Частые гости здесь школьники Чечни, чей отдых за пределами республики оплачивается за счет средств соцстрахования. Функционирует здесь и ЛОУ “Жемчужина”, где инструкторы водят отдыхающих в походы к Джамагатским нарзанам, Бадукским и Форельному озерам, Сентинскому храму и т. д.
Теберда гордится и другим руководителем – главным врачом объединенного санатория “Теберда” Людмилой Байчоровой, много сделавшей для подъема инфраструктуры известной здравницы.
– Альберт Солтан-Муратович, как известно, в Теберде проживает около 40 процентов русского, а скорее я бы сказала, православного населения. Уже не один год говорят и планируют построить в Теберде церковь. Какие перспективы на этот счет?
– Это – один из главных вопросов, стоящих сейчас на повестке дня нашей администрации. Проблема все предыдущие годы заключалась в том, что не находили землю для строительства православного храма. Сейчас этот вопрос почти решен, мы определили прекрасный участок в 10 соток рядом с федеральной трассой. За строительством дело не станется – найдутся и меценаты для такого благородного дела.
– Теберда всегда отличалась толерантностью, веротерпимостью, уважением к русскому человеку – просветителю, “рабочей косточке”, классному специалисту, отважному воину…
– И это идет из уникальной истории курорта. В центре Теберды стоит памятник воинам пограничного отряда, павших смертью храбрых 10 июля 1918 года. Здесь в братской могиле похоронены Трофим Тальчук, Иван Гуров, Федор Нечистяков, Григорий Кожуха, Степан Матвеев, Кирилл Новоселов, Герасим Щеренко, Михаил Шинкарь. Здесь часто останавливаются экскурсионные автобусы. Мы провели у памятника большие восстановительные работы. Поддержку администрация города нашла у пограничников местной заставы, в работу включились и заповедник, санатории, турбазы, местные предприниматели. Принял участие в пожертвовании средств и депутат Народного Собрания КЧР Ренат Акбаев.
– Потенциал Теберды в плане развития туризма огромен, тем более, за всю ее историю накоплен огромный опыт, основу которого заложили первые проводники. Каким вам видится будущее города-курорта?
– Сегодня с ростом туристических кластеров необходимо по-новому раскрыть туротрасль и привлечь потребителя. Большая роль здесь отведена Государственному биосферному заповеднику, который занимается распределением туристских маршрутов на уровне допустимых нагрузок, пропагандой экологического и познавательного туризма. При этом разрабатывается стратегия достижения экономического эффекта в развитии туризма без экологического ущерба заповеднику. Данная стратегия должна быть направлена как на сохранение природных комплексов, так и на увеличение занятости в рекреационной сфере местных жителей.
С приближением юбилея города у главы администрации забот и хлопот прибавилось вдвойне. Он хочет видеть Теберду ухоженной и облагороженной, с чистыми асфальтированными улицами, залитыми по вечерам огнями фонарей, цветниками в палисадниках, дабы место жительства земляков органично сочеталось с самодостаточностью здравниц и окружающей природы. А еще – мирной, успешной, конкурентоспособной для жизни, бизнеса и отдыха.

НА СНИМКЕ: глава администрации

г. Теберды Альберт БАЙЧОРОВ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях