Срок человеческой памяти
Срок человеческой памяти короток, и свидетельство тому – старые кладбища. Полувековая дата смерти чревата заброшенной могилой – ушли те, кто помнил умершего, ушла и память. Чтобы человека не забывали и сто лет спустя – он должен быть совсем особенным, необычным.
Абдурахмана Алимурзовича Петижева помнят. Помнят, хотя он появился на свет в далеком 1913 году. Естественно, время рождения во многом определяет судьбу, и горе человеку, если время его появления на свет совпадает с крутыми виражами истории: революциями и войнами, всегда чреватыми резкими переломами человеческих судеб. Семья Петижевых ни в чем не нуждалась, но пришедшие переломные времена провозгласили таких кулаками. Сегодня трудно даже представить, сколько бед, горестей и унижений испытал сын раскулаченного, ограниченный в правах, травимый и оскорбляемый… Любознательного юношу и на порог школы-то пускали с опаской, и можно представить, сколько препятствий было на его пути к высшему образованию. Срок человеческой памяти короток, и свидетельство тому – старые кладбища. Полувековая дата смерти чревата заброшенной могилой – ушли те, кто помнил умершего, ушла и память. Чтобы человека не забывали и сто лет спустя – он должен быть совсем особенным, необычным.
Абдурахмана Алимурзовича Петижева помнят. Помнят, хотя он появился на свет в далеком 1913 году. Естественно, время рождения во многом определяет судьбу, и горе человеку, если время его появления на свет совпадает с крутыми виражами истории: революциями и войнами, всегда чреватыми резкими переломами человеческих судеб. Семья Петижевых ни в чем не нуждалась, но пришедшие переломные времена провозгласили таких кулаками. Сегодня трудно даже представить, сколько бед, горестей и унижений испытал сын раскулаченного, ограниченный в правах, травимый и оскорбляемый… Любознательного юношу и на порог школы-то пускали с опаской, и можно представить, сколько препятствий было на его пути к высшему образованию. Тем не менее, окончив школу в родном ауле, Абдурахман Алимурзович поступает в Черкесский педтехникум, который с отличием оканчивает в 1933 году. Успешно сдав вступительные экзамены, поступает в Саратовский юридический институт. Но по анонимному доносу из родного аула его, студента 2 курса, исключают из института.
В 1935 году уже всю семью Петижевых репрессируют и выселяют в Узбекскую ССР. Находясь на спецпоселении, Абдурахман Алимурзович самостоятельно обучает грамоте детей спецпереселенцев, а сам, преодолев большие трудности, добивается разрешения поступить на исторический факультет Ташкентского педагогического института. В 1938 году с отличием окончил его и стал учителем истории, а затем директором семилетней школы в Ховастском районе Ташкентской области.
Война стала особой страницей в биографии учителя Петижева. В 1941 году с первых дней войны Абдурахман Алимурзович был призван на военную службу – и шел на запад дорогами войны в составе 73-го стрелкового полка 19-й стрелковой дивизии, 315-го стрелкового полка 131-й отдельной роты 5-й армии. В составе 5-й гвардейской армии дошел до Праги. А еще красноречивее о его военной биографии говорят награды: орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 2-й степени, медали “За боевые заслуги”, “За оборону Сталинграда”, “За освобождение Праги”, “За победу над Германией”, 15 благодарностей от Главнокомандующего: за освобождение городов Ново-Украинка, Первомайка, за форсирование реки Висла и освобождение Сандомира, за прорыв обороны немцев западнее Сандомира, за освобождение города Дембица, за вторжение в немецкую Силезию и овладение городами Крайсбург, Розенберг; за выход на реку Одер и овладение г. Намслау; за форсирование Одера, за прорыв обороны немцев на реке Нейсе; за овладение городом Дрезден и благодарность от 9 мая 1945 г. за освобождение столицы Чехословакии Праги.
Вся послевоенная деятельность Петижева была связана со школой, обучением и воспитанием подрастающего поколения. Помнят его директором Верхне-Тебердинской, затем Хумаринской, Бесленеевской средних школ. 12 лет до ухода на пенсию Абдурахман Алимурзович работал директором Эрсаконской СШ. За многолетний добросовестный труд, за заслуги в области народного образования Президиум Верховного Совета РСФСР Указом от 18 декабря 1975 года присвоил ему почетное звание “Заслуженный учитель школы РСФСР».
Долго и с большой благодарностью вспоминали своего учителя бывшие поселенцы. Среди них композитор Карачаево-Черкесии Меджид Ногайлиев. “Мне посчастливилось быть учеником Петижева в средней школе № 9 в поселке Баяут-1. Он преподавал историю и был завучем, потом директором. Необыкновенно одаренный педагог, умный и высокообразованный. В то далекое время знания его были энциклопедическими. Он мог заменить любого предметника, и когда случалось быть у него уроку по математике, это было так же интересно, как и на истории.
Я каждое утро приходил в школу за час до начала уроков и разучивал песни. Однажды, разучивая песню “Скажите, девушки, подружке вашей”, я так достал Петижева своим пением, что он сделал мне замечание, а это было так редко. В остальном же он всегда меня поддерживал в желании стать артистом, даже убеждал моего отца, который противился моим занятиям музыкой. И я считаю его не только своим учителем, но и наставником в музыке”.
Вспоминает Зоя Жанова (Дарова): “Я как педагог выросла на уроках педагогического мастерства Абдурахмана Алимурзовича. Сдержанность, тактичность, умение вести диалог – все это ему было свойственно. Он пользовался огромным авторитетом в коллективе. Сегодня его уже нет среди нас. Но живы еще те, кто у него учился и кто с ним работал. Он вырастил немало хороших учителей, охотно передавая им свои знания и опыт по методике преподавания различных дисциплин. Глубоко порядочный, скромнейший человек надолго останется в памяти своих учеников…”
Среди его учеников – доктор технических наук Хизир Тохтамышев, ректор аграрного института Фуад Шевхужев, доктор экономических наук Хамзет Психомахов… Сегодня жители аула Эрсакон надеются, что откликнутся и многие другие ученики Абдурахмана Алимурзовича, приедут в Эрсаконскую школу, поделятся воспоминаниями о своем учителе…
Спецпоселения, война, годы разрухи – все осталось в прошлом. Только память о прошлом еще жива. Нельзя, чтобы оборвались нити памяти. Память должна жить в каждом поколении, а для этого нужно продолжать традиции отцов и помнить их имена. В сентябре этого года в школе, где последние годы работал Петижев, будет открыта памятная доска в его честь…
{{commentsCount}}
Комментариев нет