Мусорные «баталии»

Вчера в 05:24
 просмотров

Пять часов корреспондент «ДР» провел в кабине машины МУП «Спецавтохозяйство»
Рабочий день Валерия Сундиева, водителя мусоровоза МУП «Спецавтохозяйство» Черкесска, начинается ни свет ни заря – в пять часов утра. Признаюсь, встать так рано оказалось мне не под силу, и с Валерием Николаевичем мы встретились в половине седьмого, аккурат перед тем, как он завершал свой первый рейс. Забравшись в высокую кабину ЗИЛа, мы отправились на полигон – выгружать первую партию отходов.
На улице еще темно, город только-только начал просыпаться, а потому дороги почти свободны – проезжающих автомобилей совсем немного. Едем быстро. В кабине мусоровоза тепло и, что особенно радует, нет характерного «аромата». Пока добираемся до места назначения, Валерий Николаевич рассказывает о себе. До того, как устроиться в Спецавтохозяйство, он несколько лет служил по контракту в Чеченской Республике.

Пять часов корреспондент «ДР» провел в кабине машины МУП «Спецавтохозяйство»
Рабочий день Валерия Сундиева, водителя мусоровоза МУП «Спецавтохозяйство» Черкесска, начинается ни свет ни заря – в пять часов утра. Признаюсь, встать так рано оказалось мне не под силу, и с Валерием Николаевичем мы встретились в половине седьмого, аккурат перед тем, как он завершал свой первый рейс. Забравшись в высокую кабину ЗИЛа, мы отправились на полигон – выгружать первую партию отходов.
На улице еще темно, город только-только начал просыпаться, а потому дороги почти свободны – проезжающих автомобилей совсем немного. Едем быстро. В кабине мусоровоза тепло и, что особенно радует, нет характерного «аромата». Пока добираемся до места назначения, Валерий Николаевич рассказывает о себе. До того, как устроиться в Спецавтохозяйство, он несколько лет служил по контракту в Чеченской Республике.
– Здесь уже три года работаю. Непросто, конечно, приходится, но в целом меня все устраивает. За один рабочий день совершаем порядка четырех рейсов, вывозим мусор примерно со ста адресов, – рассказывает водитель. – Пожалуй, самый большой минус в нашей работе – это отношение горожан. Бывает, приедешь на один адрес, а машина к мусорным бакам проехать не может из-за припаркованных автомобилей. И ведь каждый раз просим не загораживать проезд, но все бесполезно. А люди потом жалуются, что мы мусор не забираем. Да вы сами сможете в этом убедиться.

Тем временем мы уже подъезжаем к полигону. Над кучами мусора стелется утренний туман, кружат вороны. Несмотря на столь ранний час, здесь уже вовсю развернулась кипучая деятельность: туда-сюда снуют мусоровозы, тракторы, ходят люди. Полигон обнесен высокой металлической сеткой, территория круглосуточно охраняется, так что желающим чем-то поживиться с городской свалки сюда не попасть.
Валерий Николаевич вышел из кабины, чтобы разгрузить кузов, а у меня вылезти наружу не хватило смелости – исходящий от мусорных груд тошнотворный запах, кажется, ощущается на вкус. Неподалеку замечаю тоненькую струйку дыма, тянущуюся от одной из куч. Оказалось, в прошлом году кто-то поджег траву. Огонь распространился довольно быстро и, метр за метром «пожирая» сухостой, добрался и до полигона. Чтобы не случилось пожара, мусор постоянно заливают водой, но, чтобы потушить огонь полностью, нужно разгрести эту огромную кучу и найти его источник. Сделать это крайне сложно. Может быть, где-то на глубине плавится пластмасса или пластик, может, тлеют листья – это все равно, что искать иголку в стоге сена.
Вообще, пожары на городских свалках – обычное дело. Основная причина кроется в том, что некоторые горожане имеют привычку поджигать отходы в мусорных баках, как правило, выбросив туда предварительно сухую траву, листья, старые покрышки от колес своих машин. Это строго запрещено. Мусор не успевает сгорать полностью, заметить, что где-то в баке теплится маленький огонек, непросто. Несложно представить, что случится, попади он в кузов мусоровоза. Бывало, что заполненные отходами машины загорались прямо на ходу…
Разгрузив свой ЗИЛ, Валерий Николаевич запрыгивает обратно в кабину, и мы, к моему большому облегчению, ибо сил терпеть столь ужасный запах больше нет, уезжаем. Впереди – новый рейс.
– Город поделен на участки, – рассказывает Валерий Николаевич. – Самый большой и сложный начинается от улицы Демиденко и заканчивается в районе троллейбусного парка (от одного конца города в другой – прим.авт.). Труден он своими непростыми заездами, пространства для маневров почти нет. Приходится проявлять все свое мастерство вождения.
Первый адрес, куда мы приехали, – улица Ставропольская, 22. И сразу – первый «сюрприз». Из ловко поднятого манипулятором вверх бака посыпался то ли песок, то ли сухой цемент. А рядом – доски и прочий строительный мусор. Подобные отходы складировать на контейнерных площадках нельзя, за это полагается штраф. Но поймать нарушителя нелегко – поди узнай, кто это. А вот соседи обычно знают, кто из жильцов их дома делает ремонт. Знают, но молчат, скорее всего, из равнодушия – кому какое дело.
Следующий адрес – Кадастровая палата. Из мусорного бака по всей площадке разлетелись клочки бумаг. Их Валерий Николаевич собирает вручную, веником и совком. Почему перед тем, как выбросить бумажки в бак, их нельзя упаковать в мусорный пакет, – неизвестно.
– Мы тут забираем мусор одного из городских ресторанов, – рассказывает мой спутник. – Много раз просили их упаковывать отходы в пакеты, иначе они потом оказываются около баков. Нам сказали: «А у нас дворник есть, он зарплату получает, вот пусть и убирает». И что им на это ответишь?
– Ну, может, ресторанный бизнес продвигается плохо, вот они на мусорных пакетах и экономят, – улыбаюсь я. Только на душе становится грустно. Грустно от того, что нет у людей мусорного «этикета», что ли. Не умеют наши жители правильно обращаться с отходами.
Карачаево-Черкесию часто сравнивают с маленькой Швейцарией: чистый, свежий воздух, бескрайние леса, прозрачные озера, захватывающие дух горные вершины, горнолыжные курорты. Только в Швейцарии граждане гораздо осознаннее относятся к окружающей среде, и отношение к мусору там совсем иное. К этому подталкивает государство: бесплатно можно выбрасывать только пищевые отходы и неперерабатываемый мусор. Остальное швейцарцы везут на сортировочные станции, а если этого не делать, то за вывоз каждого контейнера придется заплатить примерно, переведя на нашу валюту, девяносто рублей. Принимаемый мусор сортируется: бумага, пластик, бутылки, банки, пенопласт, одежда и т.д.
В Германии иначе. Каждый немецкий дом имеет свои личные мусорные контейнеры, а в каждой квартире есть как минимум три емкости для сбора мусора. В один бак выбрасываются пищевые отходы, в другие – весь остальной мусор, для каждого из видов которого предназначен отдельный контейнер. А у нас мусор даже не убирается в пакеты…
Долгий автомобильный сигнал вырывает меня из раздумий и возвращает в суровую российскую действительность. Мы подъехали к одному учреждению, не буду говорить, к какому именно. Скажу только, что здание обнесено бетонным забором и колючей проволокой. Сразу заехать на территорию не получается: ворота долго не открывают. Мой спутник выходит из машины и идет пешком на пропускной пункт.
– Не так-то просто сюда попасть, – улыбается водитель. Потеряв довольно много времени, мы едем дальше. На часах около восьми. Город окончательно проснулся, и на дорогах уже образовались пробки. Пушкинская, 72 – наш очередной пункт назначения. Только сделать свою работу Валерию Николаевичу не удалось: жильцы заставили двор машинами, и мусоровоз не смог проехать к контейнерной площадке.
– И так уже третий день. Каждый раз просим не загораживать проезд, но все без толку, – вздыхает Валерий Николаевич и тут же звонит на работу сообщить о сложившейся ситуации. – Или вот еще как бывает. В одном из дворов на улице Умара Алиева жильцы установили бетонный блок, перегораживающий один из двух заездов, мол, чтоб машины через двор не ездили. Мы неделю не могли мусор забрать – мусоровозу не развернуться, а выезжать «задом» запрещено. Пока, наконец, жильцы не согласились блок убрать.
Мы едем дальше. «Первомайский Арбат», двор, расположенный напротив Главпочтамта. На контейнерной площадке – несанкционированная свалка.
Лет шесть назад, еще будучи студенткой-практиканткой, я приезжала сюда. Жильцы близлежащих домов вышли на улицу и, пригласив журналистов, жаловались на то, что кафе и магазины выбрасывают в контейнеры свои отходы, баки постоянно заполнены, мусор выносить некуда. С тех пор, судя по всему, мало что изменилось. Все те же груды коробок, пакетов, пищевых отходов, все те же переполненные баки. Каждый раз сюда приезжает трактор и вывозит мусор. На следующий день он появляется снова. Решать эту проблему должна управляющая компания…
Забрав мусор с остальных адресов, согласно маршруту, мы выдвигаемся на полигон. Второй рейс подходит к концу.
– Поломки часто случаются? – спрашиваю водителя.
– Частенько. Вот выбросят в контейнер строительный мусор, а манипулятор его поднять не может, ломается. Возвращаемся в гараж, чиним. Машину «сдаем» только в рабочем состоянии, – отвечает Валерий Николаевич.
Быстро выгрузившись, возвращаемся обратно в город. Я смотрю на часы – 11.20. Мы ездили почти пять часов.
– А у меня еще один рейс, – улыбается водитель. На том и расходимся: он дальше делать наш город чище, а я – домой, а потом в редакцию, писать этот материал.

НА СНИМКАХ: Валерий СУНДИЕВ, водитель

мусоровоза МУП «Спецавтохозяйство»

Черкесска; несанкционированная свалка

на ул. Первомайской.

Мария ОЛЕФИРЕНКО
Поделиться
в соцсетях