Никто не ждал беды…
В многовековой истории карачаевского народа нет, пожалуй, более трагичного дня, чем 2 ноября 1943 года. «Черный вторник», как до сих пор его называют в народе, стал началом долгого пути бед и страданий длиной в тринадцать с половиной лет, в то же время ставшего путем мужества, чести и достоинства. О том, как разворачивались трагические события осенью 1943 г., мы попытаемся рассказать с помощью документов, хранящихся в республиканском архиве.
Освобождение территории Карачая в январе 1943 г. вызвало в среде карачаевского народа подлинное ликование. Люди с энтузиазмом трудились, отдавая все силы на восстановление родного края. В течение весны и лета была восстановлена деятельность почти всех промышленных предприятий, заработали учреждения культуры и образования. С успехом шли полевые работы, восстанавливалось скотоводство.
В многовековой истории карачаевского народа нет, пожалуй, более трагичного дня, чем 2 ноября 1943 года. «Черный вторник», как до сих пор его называют в народе, стал началом долгого пути бед и страданий длиной в тринадцать с половиной лет, в то же время ставшего путем мужества, чести и достоинства. О том, как разворачивались трагические события осенью 1943 г., мы попытаемся рассказать с помощью документов, хранящихся в республиканском архиве.
Освобождение территории Карачая в январе 1943 г. вызвало в среде карачаевского народа подлинное ликование. Люди с энтузиазмом трудились, отдавая все силы на восстановление родного края. В течение весны и лета была восстановлена деятельность почти всех промышленных предприятий, заработали учреждения культуры и образования. С успехом шли полевые работы, восстанавливалось скотоводство.
В своем решении Х сессия областного Совета депутатов трудящихся 20.07.1943 г. отмечала: «Из месяца в месяц растет в тысячи раз количество собранного скота, МТФ, СТФ, КТФ восстановлены на 99,1 %. Колхозы Учкуланского района выполнили план: по лошадям – на 117,8 %, по крупному рогатому скоту – на 101,2%, по овцам и козам – 146,5% ».
С успехом и в кратчайшие сроки прошел в Карачае и сбор средств на военные нужды. Так, после получения благодарности от Верховного Главнокомандующего И. Сталина (за сбор 1,5 млн. рублей на строительство самолетов «Красный Карачай») жители Мало-Карачаевского района за сутки «закончили подписку на Второй государственный военный займ на сумму 1253347 рублей и внесли наличными деньгами 814269 рублей, превысив предполагаемый план подписки почти в три раза».
В своем обращении к населению Карачая председатель исполкома Ставропольского крайсовета В. Щадрин и секретарь Ставропольского крайкома партии М. Суслов писали: «Дорогие товарищи! Краевой комитет Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) и исполком краевого Совета депутатов трудящихся приветствуют вас с успешным завершением весеннего сева и блестящим проведением подписки на государственный военный займ. Мы знаем, товарищи, что в основе этих побед лежит горячая любовь всего карачаевского народа к своей советской Родине и страшная неугасимая ненависть к проклятым гитлеровским собакам».
17 октября областная газета «Красный Карачай» сообщала о том, что «благородное движение рабочих, колхозников и всех трудящихся Нагорного Карабаха по оказанию братской помощи Карачаю (жители Карабаха после освобождения Карачая оказали области большую финансовую и материальную помощь – авт.) вызвало новую волну трудового подъема среди трудящихся нашей области. В ответ на братскую помощь коллектив рабочих Микояншахарского хлебокомбината обязался улучшить качество выпускаемой продукции, оказывать всемерную помощь семьям фронтовиков и своими силами в кратчайший срок убрать урожай со своего пригородного хозяйства. Работники и работницы хлебокомбината, воодушевленные этой помощью и вступив в предоктябрьское социалистическое соревнование, ежедневно выполняют свои задания на 120 процентов».
За неделю до выселения, 26 октября 1943 г., областная газета сообщала: «Успешно проходит сбор средств на постройку самолета «Комсомолец Карачая» в ауле Нижняя Мара. Молодые патриоты с большим подъемом отдают свои сбережения на постройку еще одного нового самолета. Комсомольцы Лепшоков, Чотчаев и другие внесли по двести рублей каждый. Бекмурза Хапаев из колхоза «Красный Октябрь» этого же аула внес наличными 500 рублей. Всего по аулу Нижняя Мара собрано на постройку самолета «Комсомолец Карачая» две тысячи рублей».
На последнем перед депортацией заседании исполкома Микояновского районного Совета депутатов трудящихся 23 октября 1943 г. в числе прочего рассматривалось заявление жены фронтовика Семеновой Айшат из с. Верхняя Теберда. Установив, что она «является женой военнослужащего, имеющая 8 человек детей, все нетрудоспособные, имеет тяжелое материальное положение», райисполком обязал председателя местного колхоза им. Ленина выделить семье «…возможного количества зерна через кассу взаимопомощи, предоставить дойную корову во временное пользование. Поставить вопрос о выделении ей ссуды для приобретения жилья…».
Все вышеприведенные факты свидетельствуют лишь об одном – карачаевский народ, как и все народы Советского Союза, отдавал все свои силы, трудясь под лозунгом «Все для фронта! Все для победы!». Эти факты свидетельствуют о ложности и надуманности обвинений, положенных в основу указа от 12 октября 1943 г.
Следует отметить, что Указ получил гриф «Не для печати», ибо государство не желало афишировать этот юридический акт. Ведь он полностью противоречил тем посланиям и телеграммам, которые в адрес карачаевского народа посылались в течение года руководством страны и края с благодарностью за героизм на фронте и самоотверженный труд в тылу.
Ранним утром 2 ноября солдаты войск НКВД, в течение нескольких месяцев находившиеся в Карачае (под предлогом отдыха), начали операцию по выселению карачаевцев. На каждый двор были выделены по два солдата и офицер. В течение нескольких часов жители карачаевских селений на американских грузовиках «Студебеккер» были вывезены к железнодорожной станции, где происходила их погрузка в эшелоны, состоящие из вагонов, предназначенных для перевозки скота. При этом в большинстве случаев депортируемые даже не успели взять с собой положенные по закону вещи и продукты, так как руководители операции спешили отрапортовать о ее успешном завершении. Вследствие подобной спешки произошел ряд аварий, в которых погибли как высланные карачаевцы, так и сопровождавшие их конвоиры. Большую известность получила трагедия, произошедшая с жителями с. Джеганас, машина с которыми на крутой горной дороге сорвалась в пропасть.
Карачаевский народ стал первым среди народов Юга России, подвергшихся тотальной депортации. Всего было выслано 69267 человек (15980 семей), в том числе 12500 мужчин, 19444 женщин и 36670 детей.
Более тринадцати лет провели карачаевцы на чужбине. Насильственно оторванные от родной земли, испытывая голод, холод, постоянные издевательства и унижения, они не сломились, выжили, сохранили себя как народ. Несмотря на пренебрежение и недоверие местного руководства, они героически проявили себя в труде, выдвинули из своей среды Героев Социалистического Труда, десятки кавалеров орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», тысячи были награждены медалями.
Ш. БАТЧАЕВ,
начальник отдела использования и
публикации документов госархива КЧР.
{{commentsCount}}
Комментариев нет