В память об аулах Джазлык и Дуут…
Длинной вереницей автомобили медленно двигались по Дуутскому ущелью. Узкая грунтовая дорога, прижавшаяся к горам, утрамбована столетиями, но ровной и гладкой ее никак не назовешь – повсюду ухабы и рытвины, в двух шагах – головокружительная пропасть, где внизу змеится речка Дуут – бурный приток Кубани. На большой скорости проехать здесь вряд ли отважится даже самый отчаянный экстремал, преуспевающий в джиппинге. Поэтому дорогу в 28 километров от Красного моста, что в Учкуланском ущелье, до первого заброшенного и исчезнувшего аула Джазлык преодолевали более часа.
Здесь, кажется, каждый камень дышит историей, но в этот день вспоминались не предания старины глубокой, а трагические события сравнительно недавней истории, когда ровно 70 лет назад по этой дороге, только в обратном направлении, военные НКВД 2 ноября 1943 года увозили в неизвестность жителей двух соседних аулов Джазлык и Дуут. Об этом повествует и народная песня – плач (кюу), которую по сей день поют старики в карачаевских селеньях: «В полчаса не стало во всем Большом Карачае ни одного аула, где не померк бы от слез солнечный свет. Наши коровы не дождутся хозяек, ревут взаперти недоенные…А нас огромные грузовики увозят в неизвестность. Последний раз осталось взглянуть на родные Кавказские горы. Солдаты в черных шинелях окружают нас». Длинной вереницей автомобили медленно двигались по Дуутскому ущелью. Узкая грунтовая дорога, прижавшаяся к горам, утрамбована столетиями, но ровной и гладкой ее никак не назовешь – повсюду ухабы и рытвины, в двух шагах – головокружительная пропасть, где внизу змеится речка Дуут – бурный приток Кубани. На большой скорости проехать здесь вряд ли отважится даже самый отчаянный экстремал, преуспевающий в джиппинге. Поэтому дорогу в 28 километров от Красного моста, что в Учкуланском ущелье, до первого заброшенного и исчезнувшего аула Джазлык преодолевали более часа.
Здесь, кажется, каждый камень дышит историей, но в этот день вспоминались не предания старины глубокой, а трагические события сравнительно недавней истории, когда ровно 70 лет назад по этой дороге, только в обратном направлении, военные НКВД 2 ноября 1943 года увозили в неизвестность жителей двух соседних аулов Джазлык и Дуут. Об этом повествует и народная песня – плач (кюу), которую по сей день поют старики в карачаевских селеньях: «В полчаса не стало во всем Большом Карачае ни одного аула, где не померк бы от слез солнечный свет. Наши коровы не дождутся хозяек, ревут взаперти недоенные…А нас огромные грузовики увозят в неизвестность. Последний раз осталось взглянуть на родные Кавказские горы. Солдаты в черных шинелях окружают нас».
У въезда в бывший аул Джазлык многие из нас вышли из автомашин, чтобы поклониться могиле Хаджи-Мырзы Узденова. Это место – первая точка отсчета жертв депортации жителей Дуутского ущелья. Когда военные под дулами автоматов в тот черный вторник ноября 43-го гнали мирных жителей, чьи отцы, сыновья и мужья воевали на фронте, 88-летний старец Узденов взмолился: «О, всемогущий Аллах! Не дай мне исчезнуть из этого ущелья». Разумеется, никто из конвоиров не обратил внимания на его мольбу, да и родные не смогли бросить на произвол судьбы немощного старика. И случилось то, что случилось – на одном из опасных поворотов «студебеккер» перевернулся. Все остались живы, погиб лишь один Хаджи-Мырза (в народе его называли Теке). Здесь же его спешно и предали земле. Многие его земляки в далеком Казахстане завидовали ему… Надгробный современный памятник из белого гранита старику появился сравнительно недавно, и для многих туристов и молодых егерей Дуутского заказника сия могила, окруженная каменной оградой, вызывала, наверное, много вопросов, но сегодня, когда в ущелье возвышаются два памятника исчезнувшим в одночасье аулам Джазлык и Дуут, расставлены все точки над i.
…Идея открыть памятные стелы-мемориалы исчезнувшим в результате депортации пяти карачаевским аулам: Джазлык, Дуут, Схауат, Красный Карачай, Джеганас – принадлежала Карачаево-Черкесской общественной организации по содействию защите прав и законных интересов карачаевского народа «Къарачай алан халкъ» под руководством Руслана Хабова, заместителя председателя Парламента КЧР. Эту идею поддержало Правительство республики, благодаря чему в свет вышло специальное Постановление Правительства КЧР №131 от 04.04.2013г. Первыми соорудили такие памятники а аулах Джазлык и Дуут, торжественное открытие которых состоялось накануне 70-летней годовщины со дня депортации карачаевского народа. Сюда и направлялись делегации районов республики, члены общественной организации «Къарачай алан халкъ», студенческая молодежь.
…Бывший аул Джазлык встретил первозданной тишиной. Здесь сохранилось здание школы, от довоенного жилья кое-где остались лишь каменные фундаменты. Селение тянулось на 12 километров по обоим берегам Дуута. Этимология названия аула весьма поэтична – в переводе на русский язык оно означает «весенний». Селение это находилось на самой солнечной стороне ущелья, и в народе говорят, что весна сюда приходит намного раньше, чем в другие уголки этого прекрасного места в окружении хвойных и лиственных лесов, ручьев и родников. Здесь было родовое гнездо Аджиевых, Биджиевых, Кипкеевых, Текеевых, Байчоровых и др. Обладая богатыми природными землями, сенокосами и пастбищами, местные жители, объединенные в колхозе имени Комсомола, занимались животноводством, пчеловодством, выращивали зерновые и картофель. По статистическим данным, до войны здесь проживало 1230 человек, на фронт ушло 202 воина, на полях сражений погибли 137 джазлыкцев, боевыми наградами были отмечены 159 человек, трудовыми – 23 человека. С 1943 по 1957 годы аул носил грузинское название Ахалсопели. В 1964 году в районе Джазлыка впервые в СССР был построен молокопровод, по которому молоко с альпийского пастбища поступало на молокоприемный пункт Карачаевского гормолзавода.
Митинг по поводу открытия памятника аулу Джазлык открыл председатель первичной общественной организации «Къарачай алан халкъ» Карачаевского района, директор МУП «Водоканал» г. Карачаевска Джашарбек Кочкаров. Благодаря его незаурядным организаторским качествам оба памятника в аулах Джазлык и Дуут были возведены на народные средства в течение одной недели. Большую материальную помощь (денежные средства, стройматериалы, техника) оказали: и.о. главы администрации Карачаевского муниципального района Спартак Кущетеров, и.о. мэра Карачаевского городского округа Руслан Текеев, генеральный директор ЗАО «Фотон» Альберт Дотдаев, директор завода ЖБИ в г. Черкесске Сегдул Коджаков, директор Карачаевского ДРСУ Хасан Темрезов. Ударно трудились до поздней ночи при свете автомобильных фар директор Нижне -Маринской СОШ Казбек Кочкаров, газоэлектросварщик Александр Дзугоев, водители Абуюсуф Долаев, Ислам Шоштаев, строители Тимур Кочкаров, Таулан Долаев, Расул Биджиев… Список этот можно продолжить не на одну газетную колонку. Просто люди, объединенные общей идеей, решили внести свой весомый вклад в мероприятия, посвященные 70 – летию со дня депортации карачаевского народа, и, как прозвучало на митинге, «пусть такие памятники станут последними на земле, и да не исчезнет с карты России ни один населенный пункт, как это случилось с пятью карачаевскими аулами».
Поминальный обряд дуа в память о жертвах депортации населения бывшего аула Джазлык провел имам мечетей аула Каменномост и поселка Мара-Ягъы Ислам-хаджи Аджиев. Право открыть памятник было предоставлено старейшинам
г. Карачаевска Наурузу Кубанову и Мурату Эсеккуеву. С гранитной глыбы спадает покров, и взору присутствующих открывается изображенная на черном мраморе скорбная картина изгнания народа, а также исторические сведения об ауле Джазлык. К месту здесь же приведена цитата известного историка И. Ильина: «Когда однажды пробьет час непредвзятого исследования истории народов СССР и выяснится число уничтоженных, заключенных в лагерях, изгнанных и сосланных людей, мир не поверит ни глазам своим, ни ушам…». Автором данного проекта и художественным оформителем является известный в республике художник и поэт Вениамин Хубиев, в чьем «арсенале» 16 подобных памятников, которые в основном установлены на кладбищах карачаевских аулов…
На митинге выступили: заместитель председателя общественной организации «Къарачай алан халкъ» Сулеймен Боташев, Аубекир Узденов (с. Учкекен), заместитель мэра КГО Сергей Панферов, ректор КЧГУ им. У. Алиева профессор Бурхан Тамбиев и др. В заключение митинга студенты университета возложили к подножию монумента алые гвоздики.
Затем делегации районов и городов продолжили путь дальше, в Дуут, который находится в 8 километрах выше. До войны здесь проживало 900 человек, на фронт ушли 210 защитников Отечества, погибли 103 человека. Аул состоял из кварталов Батчаевых, Кочкаровых, Батдыевых, Джанибековых, Коркмазовых и др. Люди на совесть трудились в колхозе им. Кагановича, здесь была хорошо развита оросительная система, о чем свидетельствуют сохранившиеся узкие канальчики. В грузинский период аул носил название Цуамта.
Здесь, на митинге в честь открытия памятника аулу Дуут, в центре внимания всех присутствующих был знаменитый Файзулла Кочкаров, кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета». В свое время он являлся героем очерков газет и своим присутствием украшал президиумы высоких собраний. Ему одному из первых среди знатных животноводов Карачаевского района в 70-х годах государством был преподнесен весомый по тем временам подарок – автомобиль «Волга ГАЗ-24». Но Файзуллу еще знают в народе как единственного аборигена бывшего аула Дуут. Здесь он живет с семьей и, несмотря на свои 83 года, занят овцеводством и яководством. «Когда после возвращения на родину в 1957 году власть предержащие распорядились, чтобы дуутцы и джазлыкцы селились в низине, в основном в Зеленчукском районе, я наперекор всем остался в родном ауле,- вспоминает Файзулла Муссаевич. – Так по сей день и охраняю свое родовое гнездо»…
Подойдя к памятнику, он долго вглядывался в сюжет запечатленной на нем картины (на снимке). А мне невольно вспомнились стихотворные строки незабвенной Халимат Байрамуковой, посвященные таким мужественным и несгибаемым людям, как Файзулла: «Какие высокие горы! – проезжий турист произнес, не глянув на горца, который все горы душой перерос».
Наверное, в этот незабываемый день мы, почтившие память двух высокогорных аулов, стали на порядок мудрее и чище душой, а молодая поросль сердцем соприкоснулась с трагическими событиями 70-летней давности. Хотя, разве есть «срок давности» для общенародной трагедии, если она затронула каждую семью?! Памятником ли, возведенным на «родном пепелище», искренним ли интересом к рассказу аксакала, пережившего депортацию, стихами ли, сложившимися после подобных встреч, мы должны сохранить для потомков эту седую память суровых и беспощадных лет.
Людмила ОСАДЧАЯ.
Фото автора.
{{commentsCount}}
Комментариев нет