Белый корабль на желтых песках…
У заслуженного работника культуры РФ и заслуженного журналиста КЧР Тамары Дышековой – юбилей. Начав свою трудовую деятельность учителем малокомплектной школы в далеком ногайском ауле Каршага Шелковского района Чечено-Ингушетии, она через несколько лет получает приглашение на работу в газету «Ленин йолы» (ныне «Ногай давысы») в Черкесске. И в первые же годы неутомимой деятельности проходит путь от корректора до редактора отдела. Ее творческое становление пришлось на время работы известных корифеев журналистики и литературы. Унаследовав и развив опыт этой блестящей плеяды, Тамара Борисовна с честью прошла путь к обретению своего неповторимого и присущего только ей стиля творчества. Женщина нелегкой судьбы, но большой жизнелюб и оптимистка по натуре, Тамара Дышекова не только газетчик, чьи очерки все эти годы ярко, вдохновенно и достоверно рассказывали о самых разных людях. Ею издано несколько книг стихов и прозы, также свидетельствующих о разностороннем даровании этой неординарной женщины. За многолетний самоотверженный труд у Тамары Борисовны много наград. У заслуженного работника культуры РФ и заслуженного журналиста КЧР Тамары Дышековой – юбилей. Начав свою трудовую деятельность учителем малокомплектной школы в далеком ногайском ауле Каршага Шелковского района Чечено-Ингушетии, она через несколько лет получает приглашение на работу в газету «Ленин йолы» (ныне «Ногай давысы») в Черкесске. И в первые же годы неутомимой деятельности проходит путь от корректора до редактора отдела. Ее творческое становление пришлось на время работы известных корифеев журналистики и литературы. Унаследовав и развив опыт этой блестящей плеяды, Тамара Борисовна с честью прошла путь к обретению своего неповторимого и присущего только ей стиля творчества. Женщина нелегкой судьбы, но большой жизнелюб и оптимистка по натуре, Тамара Дышекова не только газетчик, чьи очерки все эти годы ярко, вдохновенно и достоверно рассказывали о самых разных людях. Ею издано несколько книг стихов и прозы, также свидетельствующих о разностороннем даровании этой неординарной женщины. За многолетний самоотверженный труд у Тамары Борисовны много наград. Одна из последних – премия Главы КЧР за заслуги в области литературы и искусства, которой наша коллега удостоена в 2012 году. Сегодня за плечами Тамары Дышековой 48 лет, отданных беззаветному труду на ниве журналистики в родной Карачаево-Черкесии. И наша беседа с ней в канун ее дня рождения – своеобразный творческий отчет журналиста с большой буквы.
– Уехав сразу после учебы далеко от дома в бедный край песков и барханов, вы столкнулись с немалым количеством трудностей, но не спасовали, а, напротив, выстояли. Расскажите немного об этом времени.
– Действительно, местность, куда я прибыла после окончания Черкесского педучилища, была унылой и малоприспособленной для жилья и работы. Школа малокомплектная, в одну комнату, на полозьях. При необходимости, из-за песчаных бурь, ее трактором перетаскивали с места на место. Желание уехать сразу же было, не скрою, но, в силу своего характера, я не привыкла отступать и осталась. Учила детей, видела, как нелегко приходится их родителям, возмущалась отсутствием самых элементарных удобств для людей в ауле. Тогда же стала писать проблемные статьи в местную прессу.
– Словом, азы журналистики вы осваивали параллельно с педагогикой. И впоследствии в своем творчестве вы не раз касались «темы песков», вспоминая начало своей трудовой деятельности. Что из тех лет явилось самым незабываемым?
– Я никогда в жизни не была сторонней наблюдательницей, и если что-то могла сделать сама – делала, не откладывая. Так, видя, что никаких перспектив по улучшению ситуации в ауле не предвидится, набравшись смелости, обратилась напрямую в Верховный Совет СССР, а по пришествию оттуда ответа имела серьезную беседу с представителями местной власти. Но меня уже ничто не могло остановить – жители аула заслуживали лучшей доли себе и детям. Спустя еще некоторое время я поставила условие: построят за летние каникулы новую школу – буду работать дальше, и уехала домой с мыслью, что моя учительская карьера в Каршаге закончена. Меня вызвали телеграммой обратно уже в конце августа, и еще с пригорка над аулом я увидела перед собой незабываемую картину – на фоне желтых песчаных барханов белым кораблем стояла новая школа. Не большая, тоже малокомплектная, но уже более приспособленная к обучению. Это было победой и запомнилось на всю жизнь. Хотя проблем было еще немало.
– Как состоялся ваш окончательный переход в журналистику?
– Кроме аула Каршага мне довелось поработать еще не в одной школе Шелковского района, даже в интернате – воспитателем. На это ушло шесть лет. Заочно в эти годы я получила высшее педагогическое образование, и, когда вернулась в родной аул Карамурзинский с намерением продолжать учительскую работу, мне сделали неожиданное предложение. Главный редактор газеты «Ленин йолы» Энвер Джанибеков, знакомый с моим творческим «багажом», пригласил на работу в штат редакции. Внутренний голос мне тогда подсказал, что это – момент истины или, как говорят, «знак судьбы». И я пошла, как привыкла: без долгих раздумий, но с решительным настроем, понимая, что завтра может быть уже поздно. Сегодня я могу сказать, что это действительно было судьбоносное решение.
– Тогда, в далеком 1966 году, вы пришли работать в газету. Помните ваш первый материал и своих первых наставников, помогавших вам обретать опыт работы в журналистике?
– Первая моя статья была о творческом мероприятии в Доме культуры аула Адыге-Хабль. И, как ни странно, получилась критической. Я высказала ряд некоторых соображений, которые пришлись не по вкусу и руководству района, и управлению культуры области в целом. Но факты – вещь упрямая, и я отстояла свою правоту. А помогали мне профессионалы,такие мэтры журналистики, как Баубек Карасов – он был самым первым моим наставником; Амит Найманов, Алик Катаганов, Аскерби Киреев. Их уроки были уникальными, их не заменит ни одна лекция даже в самом престижном университете мира. Ведь журналистика – это человековедение, наука на стыке всех наук, возможность не только рассказать о чем-то или о ком-то, но и самовыразиться, тем самым определив свою позицию, свое видение любой проблемы современности. Также постоянно оказывали мне помощь известные представители ногайской культуры и литературы: Фазиль Абдулжалилов, Суюн Капаев, Магомет Киримов. Именно они привили мне любовь к родному слову, безграничную ненасытность интереса к жизни людей, своим трудом украшающих землю предков, настоятельную необходимость постоянного самосовершенствования. Их я всегда чту и помню, им я всегда бесконечно благодарна.
– Тамара Борисовна, вся ваша трудовая деятельность – учительская и журналистская – всегда была сопряжена с общением. Вначале – с учениками, потом – просто с самыми разными людьми. Легко ли удавалось находить общий язык с каждым из них?
– Чтобы рассказ о человеке получился интересным и запоминающимся, нельзя быть равнодушным к его судьбе. Все услышанное не должно быть «вскользь», нужно пропускать сквозь себя, сопереживать и сочувствовать. Только тогда можно говорить о работе как о творчестве. А со всеми героями моих очерков и статей я всегда общалась непринужденно, но с уважением. Старалась больше слушать, тактично спрашивать, проявлять неподдельный интерес и уважение к людям.
– Все, о ком вы писали все эти годы, – люди разных национальностей, профессий, судеб. Скажите, что вы больше всего цените в человеке?
– Для меня очень важны нравственные и моральные качества личности, профессионализм, любовь к своей родине, к работе. Что бы ни говорилось, это остается незыблемым во все времена и двигает колесо истории в нужном направлении. И свою работу я люблю в первую очередь именно за возможность открыто говорить о людях хороших. Показывать в своих материалах правдивый и позитивный образ современников – мое жизненное кредо. Не нужно только бояться противостоять хамству, цинизму и подлости.
– Назовите самых известных героев ваших очерков…
– Их очень много – Герои Социалистического Труда, ветераны Великой Отечественной войны, передовики производства, матери-героини. А среди самых известных – космонавт Владимир Джанибеков, танцор Махмуд Эсамбаев, композитор Александра Пахмутова, которая назвала нашу республику «кладезем талантов». Все эти люди мне помнятся, все дороги по сей день.
– А что вы можете сказать о журналистике, ведь 48 лет – это немало. Как изменилась она за это время?
– Изменилось, в первую очередь, само журналистское сообщество. В годы моей юности оно было гораздо сплоченнее и дружнее. Мы с удовольствием организовывали брифинги, «круглые столы», конференции; создавали клубы по интересам, секции по жанрам, часто ходили в гости к коллегам; сообща узнавали и учились новому.
В то время иным было и отношение общества и власти к нам. Мы имели возможность отдохнуть в подведомственных местах, получить жилье. Демократия дала нам свободу слова, но многое и забрала. В наше время мои коллеги годами живут в неустроенных общежитиях, зарплата порой мизерная. Поэтому хотелось бы больше внимания к проблемам работников СМИ, ведь и сегодня их труд актуален, нужен и важен.
– Что бы вы пожелали нынешнему молодому поколению журналистов?
– Хочется отметить, что сегодня профессиональная подготовка журналистов, увы, не на уровне. Единственная надежда на школу опытных журналистов-наставников. Так вот, желаю, чтобы таких учителей было больше, чтобы материалы, которые дает молодежь, не были малоинтересными и легковесными, а «хватали» за живое с первого слова. Нужно постоянно оттачивать перо, работать над собой, не повторяться, а искать новые способы подачи информации. А главное, чтобы все статьи находили своего читателя, а фамилия всегда была «на слуху». Есть такая ногайская поговорка: «На острие пера – сила сабли». Вдумайтесь в это, и вы поймете, как нужно писать.
Лариса НИКОЛАЕВА.
Комментариев нет