Алло, «Скорая»?
Поднялось давление, «прихватило» сердце, резко заболел живот – мы сразу набираем «03». Фельдшеры бригады скорой медицинской службы в любое время суток и при любой погоде, в будни и праздники, спешат на помощь больным. Как выглядит работа этой незаменимой службы изнутри? Корреспондент «ДР» провела один день с теми, кто каждый день спасает людей от смерти.
Рабочая смена на Станции скорой медицинской помощи г. Черкесска начинается с восьми утра и длится двенадцать часов. Я на станцию пришла в начале одиннадцатого утра. Приветливо встретив, мне выдали форму – куртку и кофту – и марлевую повязку. Переодевшись, отправляюсь прямиком в диспетчерскую – то место, с которого, собственно, и начинается «Скорая помощь».
Поднялось давление, «прихватило» сердце, резко заболел живот – мы сразу набираем «03». Фельдшеры бригады скорой медицинской службы в любое время суток и при любой погоде, в будни и праздники, спешат на помощь больным. Как выглядит работа этой незаменимой службы изнутри? Корреспондент «ДР» провела один день с теми, кто каждый день спасает людей от смерти.
Рабочая смена на Станции скорой медицинской помощи г. Черкесска начинается с восьми утра и длится двенадцать часов. Я на станцию пришла в начале одиннадцатого утра. Приветливо встретив, мне выдали форму – куртку и кофту – и марлевую повязку. Переодевшись, отправляюсь прямиком в диспетчерскую – то место, с которого, собственно, и начинается «Скорая помощь».
Ежедневно на пульт диспетчера поступает порядка ста пятидесяти вызовов, но это не предел, говорит фельдшер Эмма Джангетова. На городской станции скорой помощи она работает уже больше тридцати лет. Ее рабочее место – телефоны, компьютер, рация.
– Поступает вызов, мы его регистрируем, записываем данные и отправляем на вызов бригаду скорой помощи. Если в данный момент свободных бригад на станции нет, связываемся с ними по рации, – рассказывает о специфике своей работы Эмма Мухамедовна. – От звонящего нам нужны следующие данные: фамилия, имя, отчество больного, точный адрес – улица, номер дома, квартиры, код домофона, если таковой установлен, повод для вызова «скорой» и фамилия, имя отчества звонящего. Кстати, очень важно, чтобы звонящий указывал, с какой стороны лучше подъехать к дому, если, например, во дворе ведутся ремонтные работы и проезд перекрыт. Водителю «скорой» в таком случае не придется тратить лишнее время на поиск проезда.
– Ложные вызовы часто бывают?
– Часто. Мы реагируем на каждый поступающий вызов. Бывает так: идет кто-то по улице, видит, что человек где-то в клумбе лежит, сразу вызывает «скорую» и… уходит. Считает, что свой долг он выполнил. А когда «скорая» приезжает по месту вызова, то ни звонящего, ни «больного» либо уже нет на месте, либо «больной» оказывается просто в состоянии алкогольного опьянения, и все, что ему нужно – пойти «проспаться». Хотелось бы, чтобы люди чувствовали свою ответственность за того, кому они вызывают помощь.
Наш разговор прерывает телефонный звонок. Записав нужную информацию, Эмма Мухамедовна передала ее бригаде № 5, и уже через две минуты мы вместе с фельдшером Натальей Хмелевой и водителем Мурадином Мударовым отправились по месту вызова.
Наш больной – мужчина, пятьдесят лет, страдает хроническим бронхитом, жалуется, что тяжело дышать. Его дом находится в частном секторе довольно далеко от центра города. Мы доехали быстро, только дом нашли не сразу – частично на улице отсутствовала нумерация. Тем не менее, на «все про все» потратили ровно десять минут.
То, что больной оказался из категории граждан, ведущих асоциальный образ жизни, стало понятно, едва мы вошли: затхлое помещение, специфический запах алкоголя. Злоупотребление спиртными напитками привело мужчину к поражению периферической нервной системы – алкогольной полинейропатии, одному из распространенных осложнений при злоупотреблении алкогольными напитками. Мужчина пожаловался на то, что уже несколько дней его душит сильный кашель и ему тяжело дышать – ощущение, что не хватает воздуха.
– Температура повышенная есть? – Наталья Ильинична опрашивает больного, попутно подготавливая необходимые медицинские инструменты, которые она извлекает из своего медицинского ящика. Весит такой ящик, кстати, восемь килограммов.
– Была, тридцать восемь с половиной, но я градусник потерял, так что сейчас какая, не знаю. У меня бронхит хронический.
– Как давно?
– Да лет двадцать пять уже.
– Лечитесь?
– Нет. Вот «скорая» недавно приезжала, укол мне сделали.
Тем временем фельдшер поставила мужчине градусник, измерила давление и попросила поднять свитер, чтобы послушать легкие. Спина у мужчины оказалась испещрена следами от ожогов. «Я банки ставил, думал, кашель пройдет», – пояснил больной.
Наталья Ильинична, определив, что у мужчины пневмония, предложила ему пройти лечение в стационаре. Он согласился. Заполнив талон на госпитализацию, фельдшер усадила больного в карету скорой медицинской помощи, и мы отправились в городскую больницу. Оформив бумаги, больного передали врачам.
Не успели мы вернуться на станцию, как снова нужно было выезжать. Мужчина, 51 год, недавно была проведена операция на сердце, жалуется на высокое давление, которое держится уже несколько дней подряд. Пока едем к месту назначения, фельдшер рассказывает о себе. Для нее скорая медпомощь – давно уже не работа, скорее, это образ жизни. В эту службу Наталья Хмелева пришла тридцать один год назад, как сама признается, по призванию. Говорит, что в «Скорой» случайных людей не бывает – такие попросту не задерживаются: не выдерживают нагрузки, да и зарплата не устраивает. Зато если медики остаются, то это уже навсегда.
– Сейчас, конечно, условия лучше стали, не то, что еще несколько лет назад. В машине есть и дыхательная аппаратура, и акушерский набор, и портативный электрокардиограф «Валента» – современный цифровой аппарат, позволяющий на месте сделать кардиограмму, отправить данные на расшифровку и тут же получить заключение, – рассказывает Наталья Ильинична.
Работу электрокардиографа мне довелось увидеть воочию. Сделав кардиограмму, фельдшер с помощью специального аппарата передала данные на компьютер в станцию скорой помощи и через несколько минут получила расшифровку. Данные были переданы для консультации кардиолога и в сердечно-сосудистый центр. Больному была предложена госпитализация. Забрав мужчину, мы привезли его в горбольницу.
Следующий вызов – снова жалоба на высокое давление. Ехать пришлось на самый конец города, водитель выбирал объездные пути – в центре города, говорит, не проедешь – пробки, а уступать дорогу «скорой» автомобилисты не спешат. В этом я убедилась лично. Водителей не смущали даже включенные спецсигналы – никто и не подумал пропустить карету скорой помощи вперед. Интересно, а будь это автомобиль ДПС – так же не пропустили бы?
Отработав по этому вызову, отправляемся на следующий, в центр города. Здесь новая проблема – отсутствие заезда, пришлось искать «окольные» пути. Кроме того, двор был перегорожен припаркованными как попало «легковушками». Повод для вызова все тот же – высокое давление, боль в груди. У врачей, кстати, есть примета: как встретишь смену, так ее и проведешь. Наталья Ильинична сделала больному ЭКГ, и мы увезли его в больницу.
Вообще, согласно статистике, наибольшее количество вызовов «скорой» приходится именно на высокое артериальное давление. На втором месте по числу звонков в «03» стоят различные локализации болей. В межсезонье (осень-зима) обостряются хронические заболевания, например, бронхиальная астма. Зимой жалобы на высокое давление уменьшаются, возрастает количество случаев, связанных с травматизмом, летом – с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Для себя я отметила, что рабочий день бригады скорой помощи проходит относительно спокойно, но, как пояснила Наталья Хмелева, такое бывает редко. Пик вызовов приходится на утреннее и, главным образом, вечернее время суток, когда заболевания обостряются. По-хорошему, чтобы понять, каков же на самом деле труд медиков «Скорой помощи», нужно провести с ними целые сутки. На такой «подвиг» я, признаюсь, не готова – за полдня моего «дежурства» я уже чувствовала себя, как выжатый лимон. Могу себе представить, что чувствуют люди в белых халатах. Выдержать огромную нагрузку под силу далеко не каждому.
По сути, мне «повезло» – больные, которых мне довелось увидеть, попались адекватные. Медики рассказывают, что порой не обходится без вмешательства полиции и «психбригады» – больные могут и оскорбить, и с кулаками кинуться. И если раньше позвонить в «Скорую» и сообщить, что больной «перепил», считалось зазорным, то теперь это стало нормой. Число подобных вызовов резко увеличивается в праздники и выходные.
И еще. Пора бы горожанам всерьез задуматься о своем поведении: верно ли мы указываем адрес,вызывая «скорую», уступаем ли место на дороге и действительно ли повод, по которому мы набираем «03», нуждается именно в скорой, в прямом смысле этого слова, помощи. И прекратить, наконец, играть и звонить в «Скорую» ради развлечения. Думаю, не стоит говорить, чем это чревато.
Мария ОЛЕФИРЕНКО.
НА СНИМКАХ: фельдшер Наталья ХМЕЛЕВА и водитель Мурадин МУДАРОВ;
фельдшер по приему-передаче вызовов Эмма ДЖАНГЕТОВА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет