Образование и культура как основы национальной идентичности

17 декабря в 06:50
1 просмотр

На конференции Общественного народного фронта «Форум действий», которая состоялась на прошлой неделе в Москве, обсуждались ключевые вопросы реализации основных направлений политики Президента Российской Федерации В. Путина в социально-экономическом и политическом развитии страны. Встретившись с участниками конференции, Владимир Путин был откровенен, доброжелателен, вел открытый разговор о насущных проблемах нашего общества. Лично мне показалось, что этот диалог между представителями народа и властью был очень конструктивным и взаимополезным.
На форуме я был участником «круглого стола», где обсуждались вопросы развития системы образования, культуры и улучшения межнациональных отношений. Позволю себе высказать собственную точку зрения по этим вопросам.
Система государственного образования – один из важнейших элементов национальной безопасности, и не удивительно, что происходящее в этой сфере волнует всех, тем более, что в ней накопилось множество проблем. Остановлюсь на некоторых из них. На конференции Общественного народного фронта «Форум действий», которая состоялась на прошлой неделе в Москве, обсуждались ключевые вопросы реализации основных направлений политики Президента Российской Федерации В. Путина в социально-экономическом и политическом развитии страны. Встретившись с участниками конференции, Владимир Путин был откровенен, доброжелателен, вел открытый разговор о насущных проблемах нашего общества. Лично мне показалось, что этот диалог между представителями народа и властью был очень конструктивным и взаимополезным.
На форуме я был участником «круглого стола», где обсуждались вопросы развития системы образования, культуры и улучшения межнациональных отношений. Позволю себе высказать собственную точку зрения по этим вопросам.
Система государственного образования – один из важнейших элементов национальной безопасности, и не удивительно, что происходящее в этой сфере волнует всех, тем более, что в ней накопилось множество проблем. Остановлюсь на некоторых из них.
Мы все верили, что с введением ЕГЭ исчезнет коррупция в вузах. Но, как известно, она перешла в места проведения ЕГЭ и в школы. В коррупционной составляющей теперь принимают «участие» разные представители общественности. Воистину, не хватает только введения в стране чрезвычайного положения во время сдачи ЕГЭ. Похоже, чиновники Минобрнауки поняли, что кроме полицейских мер надо предпринимать что-то другое по улучшению проведения ЕГЭ. С этого учебного года вводится средний балл аттестата и портфолио школьника. А это, на мой взгляд, еще добавит виток накала. Нельзя допустить того, чтобы портфолио и средний балл аттестата были лучше и выше у выпускников, родители которых больше «помогают» школе.
Я хорошо знаком с китайской системой ЕГЭ, где все по-честному, где нет ни телефонов, ни ответов в Интернете, ни тем более коррупции. И нам необходимо совершенствовать подготовку и проведение ЕГЭ так, чтобы он прошел в следующем году максимально объективно и независимо. Известно, что руководство республики в этом направлении сегодня делает многое, но еще больше зависит от самих педагогов.
Хочу обратить внимание на то, что и в системе профессионального образования происходит много изменений в связи со вступлением в силу нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», где начальное профессиональное образование вообще выпало из правового законодательного поля, оно просто не прописано в законе, что уже признается как «простая ошибка». В связи с этим возникли противоречия между Законом «Об образовании в РФ», в котором НПО отсутствует, и федеральными образовательными стандартами начального и среднего профессионального образования. Участники конференции ОНФ предложили устранить это противоречие за счет изменения федеральных государственных образовательных стандартов, где фактически начальное профессиональное образование станет частью среднего.
Нельзя забывать о сверхважной задаче, поставленной В. Путиным, по подготовке 25 млн. рабочих, из которых 10 млн. так называемых «рабочих аристократов». Для подготовки этих кадров необходимо провести модернизацию существующих профессиональных учебных заведений и создать реальные многофункциональные центры прикладных квалификаций. Задача их создания определена в указе Президента РФ от 7 мая 2012 года.
Работники вузов и сузов хорошо понимают, что принимаемые меры по совершенствованию системы профессионального образования будут действительно работать на модернизацию только в том случае, если в них будет четко просматриваться реальная заинтересованность всех: государства, учебного заведения, работодателей и непосредственно обучающихся. В противном случае модернизация может осуществляться только за счет административного ресурса, что заведомо делает ее малоэффективной.
Руководство нашей республики, учитывая все это, приняло, на мой взгляд, совершенно правильное решение о преобразовании профессиональных лицеев в колледжи. Повышение статуса обязывает к повышению качества подготовки специалистов. Это, несомненно, приведет к дальнейшему развитию всей системы подготовки рабочих кадров.
Мы все хорошо понимаем, что есть еще и другие проблемы, связанные с обеспечением экономики страны, в том числе и нашей республики, необходимыми специалистами и рабочими кадрами.
Так, в течение многих лет эксперты объясняют, что в России – дефицит рабочих рук и без мигрантов не обойтись. Это правда. Но не вся. Ведь правда заключается еще и в том, что, к примеру, на таджике-дворнике работодатель может сэкономить 300-500 долларов в месяц, а на российском гражданине – не может. Поэтому собственникам предприятий выгодно нанимать трудовых мигрантов. И, скажите, работает это на повышение престижа рабочих профессий?
Кроме того, сегодня внимание общества акцентируется, в том числе и с помощью средств массовой информации, не на труде, а на отдыхе, не на производстве, а на потреблении. Об этом говорилось и на конференции ОНФ, где была обозначена необходимость воспитания подрастающего поколения в духе труда, а не праздности. Звание Героя Труда возродили с прицелом на новую индустриализацию и с целью повышения статуса человека труда. И если мы хотим в полной мере использовать весь резерв трудовых ресурсов, необходимо проводить целенаправленную работу в этом направлении.
Следует обратить внимание на еще один важный этап развития образования. Согласно Закону «Об образовании в РФ» с 1 сентября детские сады стали частью общего непрерывного образовательного пространства страны. В связи с этим детские дошкольные образовательные учреждения должны    готовить к школе наших малышей, что повышает ответственность работников дошкольных учреждений и родителей. Сегодня необходим совершенно новый подход в организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных учреждениях, обеспечивающий реализацию государственных образовательных стандартов…
Большое внимание на конференции было уделено улучшению преподавания истории, русского языка и литературы в школах, которые всегда играли в многонациональной России могучую объединяющую роль, формировали общекультурные ценности.
И раз уж речь зашла о многонациональности, я бы хотел остановиться и на проблемах межнациональных отношений. Любая страна не может жить без идеологии. Идеология – это всегда государственная позиция, направленная на воспитание патриотизма. Сегодня мы от советской идеологии отказались, а к новой идеологии так и не пришли. За эти «безыдейные» годы в России родилось около 23 млн. человек, которые имеют совершенно новые взгляды на наше прошлое, на нашу страну и народы, проживающие в ней. Люди в современной России социально, идейно, культурно, морально разобщены. И национальные проблемы являются, на мой взгляд, продолжением всего этого. Сегодня идеологической базой национальной политики является Стратегия государственной национальной политики, а на ближайшие годы – правительственная программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России».
Несомненно, каждый из нас обратил внимание на то, что ключевая роль в новом документе принадлежит понятию «российская нация», которое мы должны воспринимать как стратегическую цель, поддержанную на высшем государственном уровне и, действительно, необходимую для блага всех российских народов. Эта стратегическая цель ни в коей мере не ставит задачу превращения всех народов в носителей только русской культуры. В этом документе четко говорится о необходимости сбережения и роста этнического самосознания, культуры всех народов, проживающих в нашей стране. На последнем Всемирном русском народном соборе Патриарх Кирилл сказал: «Мы отвергаем позицию тех, кто считает, что Россия должна быть страной исключительно только для русских. Но мы также никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть ее «Россией без русских», лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства». Понятие «российская нация» должно стать собирательной, консолидирующей политической идеей. На форуме В. Путин четко по этому поводу сказал: «Все граждане РФ вне зависимости от вероисповедания и национальности равны. Все должны соблюдать наши законы при одинаковом подходе, и все должны нести одинаковую ответственность за соблюдение закона». И от того, какие практические выводы будут сделаны региональными и местными властями, напрямую зависит дальнейшее развитие этнополитического процесса на местах и в стране. И здесь необходимо отметить, что ответственность чиновников и жителей страны очень велика, ибо каждый из нас является непосредственным участником и непосредственным экспертом этого самого этнополитического процесса. Я понимаю, проще всего сказать, что в том или ином регионе проблемы в межнациональных отношениях нет. Но в действительности проблема в том, что проблема есть, и ее надо решать общими усилиями.
К сожалению, отдельные руководители субъектов РФ, чиновники и политики разных уровней не в полной мере это понимают и даже допускают националистическую риторику, которая не способствует реализации государственной национальной политики. Есть и такие, которые говорят о дружбе, а вот конкретные их дела расходятся со словами. Чиновник, членом какой бы партии он ни состоял, на мой взгляд, должен отстаивать не партийный и не классовый, не личный и не клановый, а всенародный интерес.
Считаю очень своевременным подписанный Президентом В. Путиным закон об определении полномочий региональных и муниципальных властей и их ответственности за возникновение межнациональных конфликтов, вплоть до отправки в отставку руководителей, которые не смогли предотвратить конфликт.
Мы все с вами подвергли резкой критике так называемые инициативы лидера ЛДПР по разрешению национальных конфликтов. В противовес этому не менее резонансным, на мой взгляд, является высказывание Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, который заявил на заседании Антитеррористической комиссии: «Если наши школы выпускают бандитов, террористов, фанатиков, то зачем государству тратить на это деньги?» Это, прежде всего, на мой взгляд, крик души, желание вовлечь все общество в подлинно культурную среду и повысить ответственность всех за воспитание подрастающего поколения. Все это еще раз подтверждает необходимость законодательного закрепления вопросов воспитания в образовательных организациях.
Необходимы новые подходы в работе по улучшению межнациональных отношений. Нужно создавать новый образ Северного Кавказа. Очень приятно было смотреть 7 декабря по Первому каналу Центрального телевидения программу «Умники и умницы», посвященную Северному Кавказу, с участием Главы нашей республики Рашида Темрезова в качестве члена жюри, где Карачаево-Черкесия была преподнесена как один из великолепных уголков нашей страны. Такой подход, несомненно, будет способствовать улучшению межнациональных отношений.
Действительно, сегодня в нашей стране, и в частности в нашей республике, происходят серьезные позитивные изменения во всех сферах жизни нашего общества. Это стало возможным благодаря реализации основных направлений социально-экономического и политического развития нашей страны, определенных в известных предвыборных статьях В. Путина.
Очевидно, что в сфере межнациональных отношений нам необходимо уйти от взаимных упреков и искать то, что нас объединяет, а не разъединяет.
Сегодня нам необходимо понять, что будущее России – дело всех россиян. Его невозможно переложить на плечи отдельных политиков, партий, общественных групп и структур. Мы все являемся строителями новой страны, и ее новизна заключается в том, чтобы быть примером всему мировому сообществу, оказывая помощь другим народам в поддержании жизни и мирного сосуществования. Мы едины в мысли жить достойно и справедливо, жить в такой стране, в которой есть мир, порядок и процветание.

В. КИТАОВ,
доверенное лицо Президента РФ В. Путина,

доктор педагогических наук.

Поделиться
в соцсетях