О чем поведал бы сотрудник ЧОНа…

5 февраля в 06:06
15 просмотров

В книге «Карачаевская автономная область – историко-этнический и культурно-экономический очерк» издательства «Севкавкнига» (Ростов-на-Дону), 1927 г. (стр. 27) первый председатель Карачаевского окружного революционного комитета Умар Алиев отмечал, что Карачаевская организация КСМ организовалась в 1921 году, входя в организацию КЧАО. В мае 1926 года, при разделении области, она выделилась в самостоятельную единицу. В то время Карачаевская организация РКСМ объединяла 35 комсомольских ячеек, разбросанных по всем уголкам области. Причем большинство ячеек находилось в аулах (33) и только 2 – в городе Кисловодске.
На этой фотографии вы видите делегатов 1-й Зеленчукской окружной конференции РКСМ (Poccийского Коммунистического Союза Молодежи), состоявшейся в станице Зеленчукской 14 декабря 1925 года. Это передовая, активная часть молодежи того времени.

В книге «Карачаевская автономная область – историко-этнический и культурно-экономический очерк» издательства «Севкавкнига» (Ростов-на-Дону), 1927 г. (стр. 27) первый председатель Карачаевского окружного революционного комитета Умар Алиев отмечал, что Карачаевская организация КСМ организовалась в 1921 году, входя в организацию КЧАО. В мае 1926 года, при разделении области, она выделилась в самостоятельную единицу. В то время Карачаевская организация РКСМ объединяла 35 комсомольских ячеек, разбросанных по всем уголкам области. Причем большинство ячеек находилось в аулах (33) и только 2 – в городе Кисловодске.
На этой фотографии вы видите делегатов 1-й Зеленчукской окружной конференции РКСМ (Poccийского Коммунистического Союза Молодежи), состоявшейся в станице Зеленчукской 14 декабря 1925 года. Это передовая, активная часть молодежи того времени.

Из забвения времени удалось восстановить имена лишь четырех делегатов конференции. В первом ряду, 3-й справа – сотрудник милиции Аслан Наптугов, во 2-м ряду, 3-я справа – комсомольский активист Елена Антоновна Цирипова, рядом, 4-й справа во 2-м ряду – Андрес Вильгельмович Генно – сотрудник ЧОНа, в 3-м ряду, 5-й справа – сотрудник ЧОНа Иван Федорович Рухлев.
В публикации от 8 ноября 1984 года в «Ленинском знамени» «Юность комсомольская» за подписью А. Лавлинского – та же самая фотография и рассказ – интервью Е. Цириповой об организации и становлении новой жизни в Карачаево-Черкесии… Е. Цирипова с 1925 года по 1927 год работала председателем областной пионерской организации в Микоян-Шахаре и на других ответственных партийных и хозяйственных постах. Вообще, много интересного можно почерпнуть, листая старые подшивки газет и документов. Комсомольская молодежь участвовала в обеспечении безопасности нового строя, ликвидации безграмотности среди горского населения; была в числе тех, кто добывал барит в Архызе (минерал для изготовления буров).
В 1925-1926 годах при активном участии комсомола были построены лесозаводы в поселке Даусуз, станице Зеленчукской, селах Маруха и Аксаут. А вот о чем бы поведал читателям Андрес Генно – сотрудник ЧОНа. Для начала напомню читателям, как эстонцы появились в этих местах.
В верховьях Зеленчукского района в 1867 году были основаны 2 эстонских села: Хуссы-Кардоник (ныне Хуса-Кардоник) и Марухо-Эстонское. Переселенцы арендовали землю у богатых казаков-землевладельцев станиц Кардоникской и Зеленчукской. Пахотной земли в горах было мало, и поэтому жителям села пришлось заниматься животноводством. С началом Гражданской войны в горах появились бандиты, поэтому жители сел Маруха, Хуссы-Кардоник, Нижняя Ермоловка – русские, эстонцы, черкесы, абазины объединились в отряды местной самообороны – более 50 семейств. После трех ночных стычек бандиты оставили в покое эти 3 села.
Переселенцы обзавелись добротными домами, развели поголовье домашних животных. Здешние леса были богаты дикими грушами. Груши, сушеные и в свежем виде, возили в степные районы Кубани, там обменивали на пшеницу и просто продавали. На месте хорошо росли картофель, все овощные культуры, кукуруза.
Женщины-переселенки проявили свое умение в вязании из шерсти носков, рукавиц, теплых кофт, свитеров, что вызывало большое уважение. Отношения с горцами складывались очень благоприятные.
В годы Гражданской войны многие эстонцы служили в Красной Армии, в полках Якова Балахонова и Ивана Кочубея. Отличала их преданность делу революции, железная дисциплина.
В период гражданской войны горные районы являлись очагами контрреволюции, где скрывались остатки войск Деникина. Жители опасались расправы за свою приверженность к новой власти.
Учитывая это обстоятельство и то, что многие земли крупных помещиков, бежавших за границу, пустовали, Советская власть предложила трудолюбивым и лояльным к новому строю эстонцам переселиться в Отрадненское предгорье. Эстонцы – народ рассудительный, основательный, и поэтому подготовка к переезду была неспешной. Селяне направили своих представителей для обследования новых земель.
Но в последующие годы банды изменили свою тактику. От организованных ночных рейдов перешли к засадам на дорогах и одиночному уничтожению активистов. В станице Зеленчукской в своей квартире были убиты инженер-землеустроитель Ю. Сепп и его заместитель Л. Калоев.
В марте 1922 года председатель ревкома села Марухо-Эстонское Ян Милиц и секретарь Ян Гольм, а также представитель села Хуссы-Кардоник Аду Придович Лелло отправились выбирать место для новых сел.
Никто не предполагал, что их ждут тяжелые испытания. Перед Курлюком – южной оконечностью ст. Исправной – из засады на них напали бандиты. Отобрали повозку с лошадьми, всех избили железными прутьями, затем повели на расстрел. В тот момент вторая банда, которая враждовала с нападавшими, решила взять трофеи себе. Пока бандиты дрались между собой, а среди них были уже жертвы, пленники под покровом ночи полуживыми ушли в лес в направлении станицы Зеленчукской.
Наконец после долгих мытарств документы на право переселения были оформлены. Весной 1923 года около 70 семейств сел Марухо-Эстонское и Хуссы-Кардоник, а также 12 семейств из других сел, разобрав свои постройки, двинулись в путь.
Дорогу длиной в 100 км они преодолевали более 1 года. Переезду мешали многочисленные банды, которые грабили переселенцев. Лошадей отбирали, а взамен отдавали старых и больных, отнимали семена, угрожали расправой. Но эстонцам удалось перевезти не только сельхозинвентарь – машины, сенокосилки, плуги, но и свои дома, деревянную школу, церковь.
Кстати, на новом месте, в селе Ново-Эстоновка, сразу восстановили бывшую школу, хотя сами жили в палатках и землянках. Пятью километрами южнее было основано село Банатовка в основном выходцами сел Хуссы-Кардоник и Нижняя Ермоловка. Многие эстонцы остались на прежнем месте и основали село Даусуз и участвовали в строительстве Зеленчукского лесозавода, где и трудились до банкротства Зеленчукской мебельной фабрики уже в наши дни.
1921 – 1922 годы были беспокойным временем. По решению отдельного (уездного) комитета РКП (б) и военкомата в марте 1921 года были организованы части особого назначения (ЧОН) для борьбы с белогвардейскими бандами, оставшимися от разбитых частей деникинской армии. Военкомом отдела в то время был Я. Балахонов. Вначале адъютантом штаба части особого назначения (прообраз современного СОБРА), а затем командиром частей особого назначения Карачаево-Черкесской автономной области с апреля 1921 года по февраль 1923 года являлся П. Окружко. ЧОН функционировали до конца 20-х годов.
Приходилось вести повседневную борьбу с многоплеменными крупными и мелкими группами противников новой власти, которые, как черное воронье, налетали на станицы, аулы, хутора, убивая коммунистов, комсомольцев, советских работников, грабя население и магазины сельской кооперации. Особенно свирепствовали отряды Джентемирова (700 сабель), полковника Серебрякова (800 сабель), поручика Петренко (150 сабель), поручика Васюкова (150 сабель), Курджиева (70 сабель) и другие.
Но как бы ни старались они восстановить прежние порядки, им это не удалось. ЧОН всегда стоял на защите безопасности простого трудового народа.
В 20-х годах руководителями эстонских сел Хумаринского округа Карачаево-Черкесской области были: село Марухо-Эстонское – Я. Михкель – председатель совета, Артур Ликбер – секретарь; село Хуссы-Кардоник – Денис Саба – председатель совета, Евгений Вебер – секретарь.
Командиром отдельного взвода ЧОНа 6-го района (милицейского Зеленчукского) являлся 22-летний Андрес Генно, он же возглавлял комсомольскую ячейку села Хуссы-Кардоник. С 15 лет – член отряда самообороны.
О чем бы сегодня рассказал нам сотрудник ЧОНа? О холоде и голоде, бессонных ночах, о повседневной опасности, о потере боевых товарищей, о вере в завтрашний день, налаживании нормальной жизни, о своих боевых товарищах, которые погибли от пуль бандитов, на фронтах Великой Отечественной войны, стали жертвами репрессий НКВД 1931-1938 годов.
Сегодня известны некоторые имена: Иван Федорович Рухлев, Ефим Никитич Касмин, Петр Григорьевич Рожков, Аслан Наптугов, Иван Филиппович Хаянок, Петр Антонович Ким, Ян Иоганович Тикс, Денис Денисович Сабба, Карл Густович Капель, Яков Яковлевич Турро, Иоганес Карлович Эйман.
Дожила до глубокой старости в окружении детей и внуков видный партийный и хозяйственный деятель Елена Антоновна Цирипова.
Трагически сложилась судьба Андреса Генно. В июле 1929 года на сенокосе в селе Банатовка Отрадненского района Краснодарского края он косой поранил ногу и скончался от заражения крови.
Еще раз вглядимся в старую фотографию делегатов комсомольской конференции Зеленчукского района. Юноши и девушки, представители разных народов нашей необъятной страны, они собрались с одной целью – решить вопросы обеспечения мирной новой жизни. Они полны сил и энергии, желания трудиться во благо процветания родного края. Впоследствии они стали учителями и врачами, трактористами, шахтерами, строителями, агрономами, ветврачами, работниками потребительской кооперации, советскими и партийными работниками, сотрудниками ЧОНа… Потому что ими двигала любовь к своей стране и всеобщий энтузиазм. Они верили в светлое будущее своей страны.

Г. ГЕННО.
ст. Зеленчукская.
Фото из семейного архива.
P.S. Автор выражает большую благодарность

работникам Государственного республиканского архива КЧР за

оперативную и качественную подборку архивных документов.

Поделиться
в соцсетях