Во имя павших и живых России…

8 мая в 06:48
6 просмотров

Четыре года назад в селе Дружба Прикубанского района торжественно, с участием районных властей, представителей республиканских общественных организаций, отмечалось 90-летие участника Великой Отечественной войны Николая Егоровича Гришкина. Среди почетных гостей праздника был и Иван Иванович Тетерин, инвалид Великой Отечественной войны, удостоенный за свои подвиги медали «За отвагу», ордена Отечественной войны первой степени, других наград.
После здравиц в честь фронтовика он подошел к главе Дружбинского сельского поселения Магомету Тебуеву и сказал:
– Через четыре года, даст Бог, будете и меня поздравлять с 90-летием…
90 лет Ивану Ивановичу исполнится 24 сентября, но мы не стали дожидаться этого приятного события и отправились к ветерану накануне Дня Победы.
Он ждал нас в своем уютном маленьком домике, четвертом по счету, который он построил за свою, скажем прямо, нелегкую жизнь.

Иван Тетерин родился в селе Кармовом Ремонтненского района Ростовской области в семье, где кроме него было еще две дочери. Когда началась война, отца призвали в армию, а вскоре пришло извещение о его гибели. 

Четыре года назад в селе Дружба Прикубанского района торжественно, с участием районных властей, представителей республиканских общественных организаций, отмечалось 90-летие участника Великой Отечественной войны Николая Егоровича Гришкина. Среди почетных гостей праздника был и Иван Иванович Тетерин, инвалид Великой Отечественной войны, удостоенный за свои подвиги медали «За отвагу», ордена Отечественной войны первой степени, других наград.
После здравиц в честь фронтовика он подошел к главе Дружбинского сельского поселения Магомету Тебуеву и сказал:
– Через четыре года, даст Бог, будете и меня поздравлять с 90-летием…
90 лет Ивану Ивановичу исполнится 24 сентября, но мы не стали дожидаться этого приятного события и отправились к ветерану накануне Дня Победы.
Он ждал нас в своем уютном маленьком домике, четвертом по счету, который он построил за свою, скажем прямо, нелегкую жизнь.

Иван Тетерин родился в селе Кармовом Ремонтненского района Ростовской области в семье, где кроме него было еще две дочери. Когда началась война, отца призвали в армию, а вскоре пришло извещение о его гибели. Он был адъютантом у командира роты и погиб в боях за Матвеев Курган, там  и был похоронен. Не вернулся с фронта и муж сестры Ивана.
Его самого призвали на фронт в начале 1943 года. В составе своего минометного расчета принимал участие в боях на Курской дуге, в Миусском сражении.
– Миус-фронт и Курское сражение, – рассказывал Тетерин, – тесно связаны между собой. Миус-фронт должен был стать для фашистов реваншем за проигранную Сталинградскую битву. Я воевал на Саур-могиле, которая по штабным картам и донесениям больше известна как высота 277,9.
Как рассказывал после войны в своих военных мемуарах немецкий фельдмаршал Манштейн, Гитлер объявил реку Миус новой восточной границей своего рейха и приказал войскам вермахта и СС до конца войны удерживать его во что бы то ни стало. Поэтому с весны 1943 года здесь стояла 6-я армия, были подготовлены глубокоэшелонированные оборонительные укрепления. Миус-фронт растянулся вследствие этого по всему правому берегу реки до самого Азовского моря. Его защищали минные поля, ряды колючей проволоки, многочисленные доты и дзоты. 28 июля немецкое командование перекинуло сюда еще три отборных танковых дивизии СС.
И вот в таких условиях пришлось воевать нашему земляку. Перед наступлением командир минометной ро-ты, где был наводчиком Иван Тетерин, Михаил Михайлович Домрычев повел его к миномету, чтобы рассказать, как быстро ориентироваться в боевой обстановке. Не успели они подойти к орудию, как услышали залпы со стороны немцев.
– Перелет метров на двадцать, – пояснил командир.
Прозвучал второй залп орудия.
– А это недолет, – продолжал Домрычев.
– А третья «вилка» будет наша, – сказал тогда Тетерин.
– Не обязательно, – ответил Михаил Михайлович.
И получил осколок прямо в грудь.
– Не знаю, как дотащил я его до землянки, где находились в это время наши связисты, – продолжал Иван Иванович, – сдал им раненого командира, а тут приказ: «К минометам! Огневой налет!» Так нечаянно стал я командиром минометной роты.
…Раннее утро огласилось мощной артиллерийской канонадой. Земля в буквальном смысле стонала от боли от разрывов боеприпасов и снарядов, небо заволокло черным дымом. Огонь был открыт из всех видов орудия – гаубиц, сорокапяток, минометов. Почти четверо суток шли непрерывные бои на Миус-фронте. Битва проходила в три этапа. В ночь на 31 августа 1943 года была окончательно похоронена надежда Гитлера удержать на востоке рубежи Донбаса. Но в этих боях наш земляк участия уже не принимал.
– Двое суток понадобилось нам, – вспоминал он, – чтобы прорвать оборону противника. При взятии высоты к концу второго дня я был тяжело ранен в спину.
Диагноз военных медиков был неутешительным – перелом позвоночника с повреждением центральной нервной системы. В госпитале в Ровеньках он пролежал более полугода – без движения, не шевелились даже пальцы на ногах. Но молодой организм выжил, более того, Иван стал ходить. Правда, в выписке из истории болезни значилось – инвалид Великой Отечественной войны 3-й степени.
– Первую степень, – горько пошутил мой собеседник, – давали только тем, кто остался без ног, без рук…
Он вернулся домой в голодном 1944-м. Дома – мать с сестрами, у одной из которых на руках двухгодовалый ребенок. Из продуктов осталась только шкура давно съеденной коровы – немцы, отходя, выгребли все, что попалось под руку. Мать резала эту шкуру на кусочки, смолила ее, а затем готовила из нее супы.
Дальнейшую судьбу Ивана определила встреча его бабушки, которая жила на хуторе Карантин, с одним из командированных Иваном Архиповичем Кузьменко. Узнав о невеселой жизни внука пожилой женщины, у которой он квартировал, посоветовал: «Пусть приезжают к нам в Дружбу, работу найдем».
– Кем я только не работал, – вспоминал Иван Иванович, – и ямы копал, и сено скирдовал, и траншеи рыл. Я к труду привычный – с 9 лет на лошадях работал.
– А как же ранение?- спросила я.
– А я никому не говорил, что инвалид.
Видя безотказность нового работника, руководство колхоза им. Сталина начало его выдвигать на руководящие должности – поначалу агротехником (хотя образования у Тетерина не было), потом его назначили бригадиром комплексной бригады.
– В 1957 году, – продолжал ветеран,- вместе с председателем колхоза Иваном Петровичем Деркачевым ездили встречать карачаевцев, которые после депортации возвращались на родину. Работа тогда была проделана огромная. Около ста семей надо было к началу холодов обеспечить хоть каким-то жилищем. А из строительных материалов тогда были вода, солома и саман. Но ничего – справились, люди в ту зиму не мерзли и на улице не остались.
Со своей супругой Марией Мефодьевной Иван Иванович вот уже 67 лет. Вырастили двух сыновей, богаты на внуков и правнуков. От пяти внуков уже родилось 13 правнуков.
– Было разное в жизни, – поделилась верная супруга ветерана, – но больше хорошего.
– Много испытаний выпало на долю нашего поколения, которое называют поколением победителей, – отметил Иван Иванович, – и война, и разруха, и голод. Помню, в первые послевоенные годы нам давали на обед по 100 граммов макухи и по черпаку баланды, и на трудодни – мизер, но мы верили, что все эти трудности временные. И, действительно, сегодня, глядя на то, в каких условиях живут наши граждане, чувством гордости наполняешься за нашу страну. Но наша молодежь должна помнить, какой ценой досталась нам победа в Великой Отечественной войне, помнить и передавать потомкам как эстафету эту память.
В этот день в Дружбе мы встретились еще с одним участником войны Ашотом Семеновичем Мелкумовым. Он родился в семье простых крестьян в далеком Нагорном Карабахе, и у него, как и у всех его сверстников, были свои планы на жизнь. Великая Отечественная их перечеркнула – Ашота призвали в армию, и три года он служил на Дальнем Востоке, принимал участие в войне с Японией, был ранен.
В числе наград, которыми отмечен жизненый путь нашего земляка, не только медаль «За победу над Японией», орден Отечественной войны, но и медаль «За трудовое отличие». 33 года Ашот Семенович чабановал в родном колхозе, его труд не раз отмечался грамотами и ценными подарками. Вместе с женой Тамарой Николаевной вырастили четверых детей – 3 сына и дочь, помогали детям воспитывать их детей, своих внуков, дождались правнуков. Их у Тамары Николаевны и Ашота Семеновича 16. Тамара Николаевна тоже работала не покладая рук – и свекловичницей, и дояркой, и скирдовщицей, и рабочей на элеваторе. В свои преклонные уже годы об одном мечтают супруги – о более комфортабельной квартире. На что глава Дружбинского сельского поселения Магомет Тебуев ответил, что решение вопроса об улучшении жилищных условий ветерана держит под контролем, и он будет решен в ближайшее время.
9 Мая по давно сложившейся традиции во дворах домов Ивана Ивановича Тетерина и Ашота Семеновича Мелкумова соберутся их ближайшие родственники, друзья, чтобы поднять фронтовые «сто грамм» за здоровье ветеранов, спасших страну и мир от «коричневой» чумы. Ветераны достанут из шкафов свои пиджаки, увешанные наградами, которые они (из скромности) надевают только по праздничным дням и великим датам. Хотя должны носить их всегда, чтобы напоминать нам о том, что они, безусые тогда мальчишки, сделали для России, для нас с вами.
Низкий вам поклон, солдаты Победы!

НА СНИМКАХ: Участник Великой Отечественной войны Иван Иванович ТЕТЕРИН;

Участник Великой Отечественной войны Ашот Семенович МЕЛКУМОВ.
Фото Таулана ХАЧИРОВА.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях