Школьное поле

13 августа в 05:59
 просмотров

У ребят  растут года, будет им семнадцать. Где работать им тогда, чем им заниматься? Этими несколько перефразированными строчками стихотворения Владимира Маяковского я хочу напомнить о важной проблеме, стоящей перед школой, – проблеме профориентации.
К сожалению, сегодня она решается из рук вон плохо. И множится в нашей стране армия юристов и экономистов. Дефицит кадров в различных отраслях становится государственной проблемой. А ведь в недалеком прошлом у советской школы был накоплен очень неплохой опыт профориентационной работы. Огромные профориентационные возможности содержало трудовое воспитание школьников. Причем в организации трудовой подготовки участвовали предприятия, совхозы, колхозы.
В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы прошлого века каждый сельский ученик в Карачаево-Черкесии проходил свою первую школу труда в ученической бригаде. И это был замечательный опыт, который помог многим детям определиться с выбором жизненного пути.

У ребят  растут года, будет им семнадцать. Где работать им тогда, чем им заниматься? Этими несколько перефразированными строчками стихотворения Владимира Маяковского я хочу напомнить о важной проблеме, стоящей перед школой, – проблеме профориентации.
К сожалению, сегодня она решается из рук вон плохо. И множится в нашей стране армия юристов и экономистов. Дефицит кадров в различных отраслях становится государственной проблемой. А ведь в недалеком прошлом у советской школы был накоплен очень неплохой опыт профориентационной работы. Огромные профориентационные возможности содержало трудовое воспитание школьников. Причем в организации трудовой подготовки участвовали предприятия, совхозы, колхозы.
В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы прошлого века каждый сельский ученик в Карачаево-Черкесии проходил свою первую школу труда в ученической бригаде. И это был замечательный опыт, который помог многим детям определиться с выбором жизненного пути.

В этом году исполняется 60 лет со дня создания ученической бригады в Хабезской средней школе. Она была одной из первых в Ставропольском крае. В красивом уголке совхоза «Хабезский» (директором тогда был К. Арашуков) для нас, учащихся, был организован лагерь труда и отдыха. В лагере были созданы прекрасные бытовые условия, налажено хорошее питание. И мы по графику выходили работать в поле.
Ведущую роль в организации трудовой воспитательной деятельности в бригаде играла комсомольская организация школы. Секретарем школьной комсомольской организации в тот период была Людмила Степаненко. Помню, с какой радостью объявляла она об открытии первого собрания первой ученической бригады в Хабезской средней школе. На нём бригадиром ученической бригады был избран Назар Туаршев. Впоследствии Назар поступил в Москве в знаменитую «тимирязевку», которую окончил с красным дипломом. Вернувшись в «Хабезский», стал главным агрономом. Здесь он показал себя, как и раньше, трудолюбивым, грамотным работником.
Кстати, Назар Исмаилович, уже став взрослым, продолжал активно участвовать в делах ученической бригады. Среди учащихся часто можно было видеть главного агронома совхоза «Хабезский». Он всегда интересовался настроением ребят, узнавал об их нуждах. На базе совхоза «Хабезский» проходили не только семинары по растениеводству, животноводству, но и краевые и об-ластные слёты ученических бригад. Ученическая бригада Хабезской средней школы стала одной из лучших ученических бригад Ставропольского края.
Работая в совхозе, Н. Туаршев был награжден Почетными грамотами Ставропольского отдела народного образования, обкома партии и обкома ВЛКСМ. В настоящее время Назар Исмаилович – председатель Хабезского районного совета старейшин. Он имеет много поощрений и наград, ему присвоено звание «Заслуженный агроном КЧР»…
Выпускники Хабезской средней школы вместе с аттестатом о среднем образовании получали удостоверение тракториста третьего класса. Только в 1960 году 75 юношам и девушкам были вручены свидетельства о присвоении квалификации механизатора. Ребята с большой охотой и серьёзностью изучали устройство тракторов, сеялок, комбайнов. Благодаря этому школьники к началу весеннего сева самостоятельно могли водить машины. И на уборке урожая ребята хорошо справлялись со взятыми обязательствами. В 1958 году доход ученической бригады Хабезской средней школы составил 1,5 миллиона рублей. Она собрала по 90-100 ц кукурузы с гектара, картофеля -150 ц, силосной массы -350 ц!
Но значение работы ученических бригад было не только в том, что ребята добивались урожаев. К примеру, выпускник Хабезской СШ Георгий Мисроков, получив в школе специальность тракториста, пошёл работать в родной совхоз «Хабезский». Отсюда был призван в армию. После службы опять сел на своего «стального коня». Вскоре дирекция совхоза послала его учиться в Ставропольский сельскохозяйственный институт. После окончания он вернулся в родной совхоз.
Мухамед Ордоков стал активным членом ученической бригады будучи семиклассником. Был он добросовестным, любил сельскохозяйственный труд. За время работы в бригаде Мухамед заметно окреп, а главное – увлёкся естественно – научными предметами. Окончив школу, поступил на факультет биологии и химии Ставропольского пединститута, который окончил с отличием. Вернулся работать в школу и долгое время возглавлял школьную бригаду. Он был учителем высшей категории, работал с учащимися постоянно, не считаясь со своим временем. Неслучайно ему было присвоено звание «Заслуженный учитель Карачаево – Черкесской Республики»…
И таких примеров, демонстрирующих то, как выпускники пришли к своему призванию только через школьное поле, через ученическую производственную бригаду, можно привести множество. Ценно было то, что у школьников вырабатывался творческий подход к сельскохозяйственному труду. Вся атмосфера жизни сельских школ способствовала воспитанию рачительных хозяев земли.
Помнится, учительница X. Кишмахова в Хабезской школе, проводя большую профориентационную работу среди учеников – организуя встречи с людьми разных профессий, оформляя вместе с детьми альбомы и стенды, которые служили наглядными пособиями, уделяла большое внимание знакомству ребят с экономикой родного совхоза «Хабезский». Биолог М. Дзагаштокова рассказывала ученикам о сельскохозяйственных культурах, возделываемых на полях родного совхоза..
Все это благотворно сказывалось на выборе профессии школьниками. Получив аттестаты зрелости, выпускники сельской школы знали, что будут делать, куда пойдут работать или учиться. Большинство из них оставались работать в родном колхозе, совхозе. Но и те, кто уезжал, уже знали цену труду, цену хлебу. Ведь трудовое воспитание неразрывно с воспитанием нравственным! Молодежь приучалась не к праздному времяпрепровождению, а к работе, к активному труду в сфере материального производства!
В наши дни этого уже нет. Как показывает практика, педагогический коллектив сельской школы работой по профессиональной ориентации учащихся перестал заниматься. А родители ориентируют своих детей на поступление в вузы. Не поступившие в институты юноши и девушки длительное время нигде не работают, а родители оправдывают их безделье тем, что, мол, надо готовиться к вступительным экзаменам в следующем году….
Советская школа, преодолевая неимоверные трудности, сразу строилась как школа общеобразовательная, трудовая, политехническая. При этом соединение обучения с производительным трудом было самым важным фактором в трудовом воспитании молодёжи. Думается, пора вспомнить этот опыт, надо из прошлого черпать то ценное, что и сегодня будет работать на успешное будущее нашей страны.

Ю. ТЛИСОВ,
кандидат исторических наук, доцент,

член Союза советских офицеров.

Поделиться
в соцсетях