Отчизны верный сын
«Он прошел жизнь по главному руслу века», – эти слова в полной мере можно сказать о заслуженном строителе – мелиораторе, Герое Социалистического Труда, ветеране Великой Отечественной войны, ветеране водохозяйственного строительства Северного Кавказа Георгии Федоровиче Бормотове.
Он родился 18 августа 1914 года в казачьей станице Романовской Ростовской области в крестьянской семье. Его отец, Федор Виссарионович, погиб в гражданскую войну в 1920 году. Мама сама воспитывала двоих детей.
Жили очень бедно, слово «хлеб» мальчик чаще слышал в молитве матери, которую она неустанно повторяла утром и вечером: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И поэтому отношение Георгия к хлебу было как к святой благословенной пище. Его поколение, выросшее на отрубях, крапиве, лебеде, с раннего детства познало: есть в мире понятия, ценность которых неизмерима, – жизнь, любовь, вера, земля, солнце, вода, хлеб. Хлеб являлся мерилом нравственности, а не только продуктом питания.
«Он прошел жизнь по главному руслу века», – эти слова в полной мере можно сказать о заслуженном строителе – мелиораторе, Герое Социалистического Труда, ветеране Великой Отечественной войны, ветеране водохозяйственного строительства Северного Кавказа Георгии Федоровиче Бормотове.
Он родился 18 августа 1914 года в казачьей станице Романовской Ростовской области в крестьянской семье. Его отец, Федор Виссарионович, погиб в гражданскую войну в 1920 году. Мама сама воспитывала двоих детей.
Жили очень бедно, слово «хлеб» мальчик чаще слышал в молитве матери, которую она неустанно повторяла утром и вечером: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». И поэтому отношение Георгия к хлебу было как к святой благословенной пище. Его поколение, выросшее на отрубях, крапиве, лебеде, с раннего детства познало: есть в мире понятия, ценность которых неизмерима, – жизнь, любовь, вера, земля, солнце, вода, хлеб. Хлеб являлся мерилом нравственности, а не только продуктом питания.
С ранних лет Георгий батрачил у кулаков, постигая цену куска хлеба. «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается только в поте лица… тот предназначен для больших дел. Ибо в нужный час у него найдутся воля и сила для свершения их», – эти слова выдающегося писателя – фантаста Жюль Верна из повести «Пятнадцатилетний капитан» могут служить эпиграфом к биографии Георгия Федоровича Бормотова.
Несмотря на то что приходилось батрачить, выполнять домашнюю работу по хозяйству, в школе он был одним из лучших учеников. И в 1929 году пятнадцатилетним пареньком Георгий поступает в Краснодарский дорожно-механический техникум.
Во время учебы в техникуме на производственной практике он участвовал в строительстве рисовых чеков в Приазовье, где впервые в стране осваивалась сельскохозяйственная культура – рис. Все было незнакомо и интересно. Слово «впервые» будет потом часто встречаться в его биографии первопроходца. Приученный к труду с раннего детства Бормотов быстро становится на строительстве рисовых чеков профессионалом высокого класса.
Приазовье оказалось для него стартовой площадкой в мелиоративном строительстве. С мая 1935 года Георгий Федорович работал бригадиром механизированного отряда на строительстве канала Волга – Москва. После службы в армии трудился в Армении, на спрямлении реки Занга. Затем приехал на Ставрополье, на строительство Невинномысского канала, и возглавил механизированный отряд. В 1941 году Бормотов призывается в ряды Вооруженных Сил. Служил на Тихоокеанском флоте, войну окончил в военно-морском авиационном училище Черноморского флота.
В 1946 году Георгий Федорович вернулся на строительство Невинномысского канала. Было трудное послевоенное время. Все, что было до войны построено, немцы разрушили. Пришлось все начинать заново. На стройке работали вручную девушки и женщины, мужчин было мало. Землеройная техника была на весь золота. Из всей техники удалось собрать два экскаватора и два автомобиля. Работа механизаторов во многом определяла, быть или не быть каналам и водохранилищам. В этих трудных условиях требовались мастера особой закалки. Первым объектом коллектива, возглавляемого главным механиком Г. Бормотовым, стала тридцатиметровая плотина Новотроицкого водохранилища, при сооружении которой механизированный отряд достиг высоких результатов.
Невинномысский канал, который строили Бормотов и его товарищи, соединил самую крупную на Северном Кавказе реку Кубань со степной пересыхающей летом речкой Егорлык. После сдачи канала в эксплуатацию Егорлык на протяжении 420 километров стал полноводным. Невинномысский канал позволил создать Сенгилеевское, Егорлыкское, Новотроицкое водохранилища, построить 4 гидроэлектростанции, обеспечить водой и электричеством краевой центр. Право-Егорлыкская система позволяет орошать 75 тысяч гектаров пахотных земель.
В 1955 году в системе Минводхоза РСФСР самая большая выработка – 153000 кубометров на ковш – была в коллективе Г. Бормотова. Передвижной механизированный отряд, возглавляемый Георгием Федоровичем, всегда прокладывал дорогу другим. На строительстве Невинномысского канала Бормотов получил первую трудовую награду – медаль «За трудовую доблесть».
Весной 1959-го отряд строительно-монтажной конторы передислоцировался в г. Черкесск, на строительство Большого Ставропольского канала. И с этого времени судьба Георгия Федоровича тесно связана с Карачаево-Черкесией.
С 1949 года по 1975 год Бормотов работал начальником сначала механизированного отряда, а затем ПМК – 16 управления «Ставропольстрой». Возглавляемая колонна систематически выполняла и перевыполняла плановые задания, добиваясь рекордных выработок не только по управлению «Ставропольстрой», но и среди других водохозяйственных строительных организаций СССР. Хотя это было, ох, как нелегко. Вот, к примеру, отрывок из книги И. Романова «Наступление», рассказывающий о работе ПМК-16 в лютую зиму 1971 – 1972 годов:
«До 80 сантиметров вглубь промерзла земля. День и ночь с подвыванием носился над глухой степью резкий жгучий ветер. Потрескивал шальной мороз. Гуляла стылая поземка. Натиск осатаневшей стужи был так силен и неожидан, что на какое – то время заставил даже попятиться с передовой механизаторов ПМК – 16 во главе с командующим подразделением Героем Социалистического Труда Георгием Федоровичем Бормотовым – преданным своему делу коммунистом, мудрым и хладнокровным начальником. Сделали попытку сокрушить слой мерзлоты заводскими рыхлителями, рассчитанными на двухтракторную тягу, но неудачно.
Бросили в атаку на окаменевший грунт приспособления, «запряженные» тремя гусеничными тракторами, и опять вышла досадная осечка – рыхлители, не выдержав нагрузки, развалились. А мерзлота даже не дрогнула.
Тогда прибегли к более эффективным действиям – вооружились взрывчаткой. Однако буры не могли взять замерзший грунт. Одновременно с этими наступательными действиями в центральных мастерских механизированной колонны изобретатели и рационализаторы: механик В. Полежаев, зав. мастерскими А. Кнуренко, мастер, Герой Социалистического Труда Н. Братков, сварщик Ботагов – ковали новое оружие собственной конструкции – мощные рыхлители, которые вскоре и были доставлены на передовую. С помощью могучей упряжки в 8 тракторов сломили сопротивление мерзлоты. Прорыв был осуществлен, в него пошли автоскреперы, самосвалы, дополна груженные звонкими осколками разрушенного грунта, которые без устали черпали ковши экскаваторов и аккуратно высыпали в кузова. Отвага, смекалка и находчивость строителей победили стихию».
Необходимо отметить, что строители – мелиораторы – это люди особого склада. Закаленные в труде, сопряженном с невыносимыми тяжелыми условиями производственного процесса, часто в экстремальных условиях под знойным палящим солнцем, в лютый мороз, в дождь, снег, переносящие все тяготы и лишения человеческого бытия, забывающие о себе, мужественные и самоотверженные. Выдающийся строитель, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, ветеран Великой Отечественной войны А. Бочкин в книге «С водой, как с огнем» писал: «Мне не раз приходило в голову, что работа на гидротехническом строительстве – то же, что война… На гидростроительстве не зажиреешь, не погрязнешь в быту. Создается особый тип человека, всегда подтянутого, привыкшего к постоянному напряжению».
Таким был и Георгий Федорович. Руководитель с сильной волей, он способен был повести за собой других. Основными способами его воздействия на людей были убеждение, внушение, личный пример. Природа щедро одарила его не только талантом зодчего, но и педагогическим. Жизнь научила мудрости, терпению, бережному отношению к людям. Он шел от победы к победе, часто вызывая огонь на себя. Доверяя коллективу, он никогда не снимал ответственности за результат с себя. Он никогда не повышал голоса в разговоре с подчиненными. Если кто – то из работников допускал нарушение дисциплины, что было очень редко, то самым большим наказанием для провинившегося был вопрос Георгия Федоровича: «Как же Вы так?». Причем звучал этот вопрос с таким уважением к человеку, с таким состраданием и с такой верой в него, что слова становились самым действенным методом профилактики асоциального поведения на всю оставшуюся жизнь. Нарушителей было мало, вместе с тем были примеры, когда на работу принимали бывшего заключенного, который не только перевоспитывался, но и становился передовым работником, получал государственные награды.
Милосердие, забота о людях, внимание к подчиненным были отличительными чертами характера Бормотова. Он знал о коллективе все и никогда не оставлял без внимания человека, семью, попавшую в трудную жизненную ситуацию. Он умел утешить печального, подать добрый совет человеку, находящемуся в опасности, не замечаемой им, умел прощать. За Бормотовым люди в буквальном смысле слова шли и в огонь, и в воду. Он был немногословен, зная, что убедительнее всего живой пример. Большое внимание уделял воспитанию молодежи, личным примером являя патриотизм, гражданскую ответственность, социальную активность, подлинную интеллигентность, высокий профессионализм. Неслучайно на строительстве БСК был учрежден приз им. Героя Социалистического Труда Г. Ф. Бормотова.
Это был человек, который не мыслил себя без дела. И его труд был высоко оценен Родиной. За выдающийся вклад в мелиоративное строительство СССР Бормотов был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина. Он был награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Большой золотой медалью ВДНХ. Ему было присвоено звание «Заслуженный мелиоратор РСФСР».
Несмотря на огромную занятость на работе, Георгий Федорович был еще и прекрасным семьянином. Вместе со своей женой Ольгой Сафроновной, с которой прожил всю жизнь в любви и согласии, воспитал 5-х детей.
А еще он очень любил Кавказ, его благодатную, благословенную землю, его многонациональный, дружелюбный народ. Он любил его до глубины души, всем своим большим человеческим сердцем, и всей своей жизнью учил любить этот уголок России. Он позволил родным увезти себя из Черкесска, где прожил несколько десятилетий, только будучи тяжело больным. Умер Георгий Федорович 15 октября 2004 года на 91-ом году жизни. Похоронен в Воронеже.
Сегодня, вспоминая Георгия Федоровича, нужно сказать, что все свои силы, знания, богатейший опыт он отдал служению Родине. Его отличали беззаветная преданность любимому делу, высокая ответственность за порученный участок работы, чуткое, внимательное отношение к людям. Он принимал активное участие в общественно – политической жизни Карачаево-Черкесии, неоднократно избирался депутатом областного Совета, членом бюро обкома КПСС.
Да, Георгия Федоровича и многих его товарищей уже нет с нами, но выстроенная ими плотина в 2002 году выдержала мощнейший напор стихии, доказав не только свою прочность, но и прочность духа и высочайший профессионализм тех, кто ее сооружал.
Плавно текут воды рукотворных рек, неся жизнь, орошая живительной влагой бескрайние поля, луга Юга России. Нет Бормотова и его товарищей с нами, но их след на земле – и в полном колосе золотых нив, и в цветущих садах и лугах, напоенных живительной влагой кубанской воды, и в тучных стадах, и просто в изобилии воды в наших домах – богатстве, к которому мы привыкли, сокровище, которое часто не ценим и которое не замечаем…
Глубоко убеждена, что память о Герое Социалистического Труда Георгии Федоровиче Бормотове, его соратниках, которые в буквальном смысле слова сдвинули горы, проложили новые реки, создали рукотворные озера, должна быть увековечена не только в наших сердцах.
Т. БРАТКОВА,
член Союза журналистов России, почетный
работник профессионального образования России.
P. S. Автор этой статьи ведет сбор материала о строителях – мелиораторах Ставрополья для написания книги об уникальном опыте, который содержит много ценного не только в области мелиорации, но и для теории и практики воспитания профессионализма, патриотизма, культуры межличностных и межнациональных отношений. Автор будет признательна всем, кто поделится своими воспоминаниями о людях, причастных к строительству и эксплуатации Большого Ставропольского канала.
На снимке: Г. БОРМОТОВ с товарищами на
одной из первомайских демонстраций.
{{commentsCount}}
Комментариев нет