«Хорошего наполнения коллективный тон…»

30 сентября в 06:23
1 просмотр

В этот детсад я сама пошла бы завтра в любую группу, в любом образе – хоть куклой, хоть мишкой плюшевым. Уменьшилась бы до размеров Анечки или Артурчика, уселась бы за белую скатерть и попивала бы с ними из расписной чашечки чаечек. И носились бы со мной, как с писаной торбой, как это делают со всеми детьми без исключения чудные, добрые воспитатели Зухра Кутлеметова, Альбина Куатова, Татьяна Байрамукова, Лейла Шаманова, Лейла Хапаева. А заведующая Римма Магомедовна Урусова сама лично справлялась бы о моем здоровье…
Да-да, все именно так и обстоит в детсаде со сказочным названием «Теремок – 1», что работает в Карачаевском городском округе. Сказка здесь начинается сразу, как переступишь порог владений детсадовских. У елочки березовый пенек так и просит всем своим видом: «Сядь на пенек – съешь пирожок», волшебный колодец ждет – не дождется, когда из него почерпнут студеной водички детишки миниатюрными ведерками, которые, как и положено, висят на частоколе кверху дном… Притихли качели. «Дремлет» песочница. Все потому, что близится тихий час. Но вот откуда-то доносится радостный шум.
– Это дети из старшей группы что-то живо обсуждают, пояснила проходившая мимо воспитательница, – кстати, если вам нужна Римма Магомедовна, то она с ними.

В этот детсад я сама пошла бы завтра в любую группу, в любом образе – хоть куклой, хоть мишкой плюшевым. Уменьшилась бы до размеров Анечки или Артурчика, уселась бы за белую скатерть и попивала бы с ними из расписной чашечки чаечек. И носились бы со мной, как с писаной торбой, как это делают со всеми детьми без исключения чудные, добрые воспитатели Зухра Кутлеметова, Альбина Куатова, Татьяна Байрамукова, Лейла Шаманова, Лейла Хапаева. А заведующая Римма Магомедовна Урусова сама лично справлялась бы о моем здоровье…
Да-да, все именно так и обстоит в детсаде со сказочным названием «Теремок – 1», что работает в Карачаевском городском округе. Сказка здесь начинается сразу, как переступишь порог владений детсадовских. У елочки березовый пенек так и просит всем своим видом: «Сядь на пенек – съешь пирожок», волшебный колодец ждет – не дождется, когда из него почерпнут студеной водички детишки миниатюрными ведерками, которые, как и положено, висят на частоколе кверху дном… Притихли качели. «Дремлет» песочница. Все потому, что близится тихий час. Но вот откуда-то доносится радостный шум.
– Это дети из старшей группы что-то живо обсуждают, пояснила проходившая мимо воспитательница, – кстати, если вам нужна Римма Магомедовна, то она с ними.

Оказалось, Урусова подменяет приболевшую воспитательницу. И делает это так убедительно, так восторженно, словно каждый ребенок – некая маленькая планета, вокруг которой вращаются ее естественные спутники, то бишь педагоги, воспитатели, повара.. В данном случае, сама заведующая.
– Да и повод для разговора у нас сегодня интересный, одухотворенный был. «Уж осень на дворе» назывался, – отпустив детей, рассказывает Урусова, – и дети не констатировали этот факт, глядя на осенний пейзаж в раме, и даже не анализировали, а скорее синтезировали увиденное с услышанным, прочитанным на эту тему и так далее. У них возник целый ряд неожиданных ассоциаций, и что особенно порадовало – ни один ребенок не повторился.
Дети здесь, по всему чувствуется, живут в удивительном микроклимате. С ними работают по высшим педагогическим нормам, потому что ко всем наисовершеннейшим методикам, которые тестируют и по которым уже в садиковских пределах начинают развивать индивидуальные особенности и склонности детей, здесь приложено главное – желание обеспечить психологический комфорт каждому ребенку и дать возможность каждому ребенку максимально самореализоваться, обеспечить ему индивидуальную траекторию развития с первого дня пребывания в детсаде до последнего.
– Как только Римма Магомедовна возглавила наш коллектив 11 лет тому назад, приехав из Питера, где жила и работала, первое, что она сделала, – рассказывает воспитательница Лейла Хапаева, – на свой страх и риск «облекла» в музыку все, что можно. Мы перестали уговаривать детей: «Усни глазок – усни другой», взамен включали тихую, проникновенную классическую музыку, под которую, сказать кому – не поверят, дети засыпали быстро и с улыбкой. Под легкие произведения для флейты, скрипки, клавесина дети принимали пищу, ну а во дворе во время прогулок, игр сам бог велел звучать веселой озорной музыке…
– Нет, это не было новомодной попыткой организации детсада с эстетическим уклоном, но если бы даже таковая была, опасности дилетантизма не существовало бы, потому как в детском саду уже более двадцати лет работает Ирина Демидова, которая окончила Астраханскую консерваторию. Но мы, как я уже сказала, такой цели не ставили, рассуждали проще, – говорит Римма Магомедовна, – ребенок, улавливающий музыку, как растение улавливает, поглощает свет, превращая его в роскошь форм, может стать музыкантом, художником. Ребенок, строящий на песке замок, лепящий из глины фантастическую машину, если пронесет этот творческий заряд, подкрепив его, естественно, знаниями, может стать конструктором, архитектором… Так вот, мы лично убедились в том, что музыка – великий воспитатель, на примере своих детей. Во сне блаженствуют под нее, за обедом уплетают за обе щеки, на улице не знают устали…
– Римма Магомедовна, я, кстати, видела удивительные поделки из глины на полочках в коридоре и так полагаю, вернее, наслышана, что в вашем коллективе есть мужчина – преподаватель.
– Это редкая удача – заполучить самобытного, талантливого художника для работы с детьми. Она нам улыбнулась. Казбек Бостанов занимается лепкой с детьми, что позволяет активно развивать детскую мелкую моторику. Как он сам утверждает, для сенсорного развития ребенка, отработки двигательных навыков, в том числе и мелкой моторики, развития коммуникативных качеств детей, их логического мышления лучшего материала, чем некрашеная глина, не придумать.
Мастерство в садике, как взрослое, так и детское, в почете. Дети мастерят поделки, игрушки вместе с воспитателями. А что? Для этого не нужны станки, спец-оборудование, отдельное помещение. Игла, нитки, пряжа – и все. Самодельные игрушки, кстати, выполненные из натуральных материалов, восхищают детей куда больше, чем заграничные. Помимо изготовления игрушек воспитатели настойчиво овладевают мастерством кукольников. А если во время занятий нет под рукой мышки – норушки или зайчика – попрыгайчика, на этот случай у воспитателей в младших группах припасены костюмы сказочных персонажей, в которые они незамедлительно облачаются.
– Малыши от двух до трех, даже от трех до четырех, конечно же, не анализируют и не интерпретируют свои впечатления. Но и в роли пассивных зрителей не пребывают. В любой момент бросятся на помощь мышке – норушке или мишке – топтыжке, то бишь к воспитателю. Дошкольное детство – уникальный период в жизни малыша, который нельзя укорачивать, и потому мы очень любим устраивать веселые действа, – продолжает разговор Римма Магомедовна, – охотно принимаем участие во всевозможных городских детских праздниках типа «Кроха» или «Люблю тебя, мой край родной!». Завоевываем при этом призы, получаем грамоты, их у нас немерено, могу похвастаться, но это не самое главное…
Самое главное – это то, что в коллективе всерьез заботятся о здоровье малышей. Утренняя гимнастика, спортивные, подвижные игры на прогулках, словом, свежий воздух и закаливание, да еще эвритмия – особая система движений под музыку. В числе лечебных процедур – самомассаж стопы. Массажные коврики воспитатели и дети изготавливают вместе из колпачков из-под колы, как вместе собирают и лечебные травы для фитотерапии, которые потом тщательно сортирует Ирина Демидова. Она – дока и в этом деле. Вообще, в педколлективе случайных людей нет, все с приличным стажем работы, каждый любит свое дело. Не зря дети так и льнут к воспитателям, делятся с ними своими секретами, задаются вопросами, из которых, хотите верьте, хотите -нет, педагоги могут запросто составить подобно Чуковскому свой вариант книги «Так говорят дети». Гордятся в «Теремке – 1» и своим шумовым оркестром, все инструменты для которого изготовлены также детьми.
– Это как понять?
– Легко и просто,- смеется Римма Магомедовна. – Берешь, к примеру, пустую баночку, засыпаешь в нее определенное количество риса, не под завязочку, естественно, и, потряхивая ею, издаешь характерный шумовой эффект в такт музыке, льющейся из-под клавиш пианино. Кто-то в это же время манипулирует горохом, и так далее с вариациями…
В садике не только развивают музыкальный вкус, но и обучают детей этикету, изящным искусствам, реанимируют старинные традиции и обряды… Я могла бы рассказать о многочисленных, своеобразных методиках, которые воспитатели применяют в своей работе, но потом передумала. Главное – все-таки не методики, а люди, которые их применяют. Мудрая воспитательница безо всяких новомодных теорий сделает так, что детям будет весело и интересно. Так, как это делает, к примеру, Альбина Куатова, примерившая на себя недавно титул «Воспитательница года».
А вообще, как горожане, так и профессионалы, сходятся в одном: в «Теремке-1», как говорил Макаренко, хорошего наполнения коллективный тон, много великолепного творческого оптимизма, и есть то чуткое прислушивание к деталям и пустякам, без которого настоящая воспитательная работа просто невозможна». Так держать и дальше!

НА СНИМКАХ: заведующая детским садом

Римма УРУСОВА; Альбина КУАТОВА с детьми.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях