Память – не пустые слова
В минувшую субботу в центре а. Ново-Хумаринского был торжественно открыт памятник одному из основателей этого аула, бывшему председателю колхоза «Комсомол» Ногаю Якубовичу Дышекову. На митинг в честь столь значимого события собралось множество народа. Были здесь и ново-хумаринцы, и гости из Хумары, Бесленея, Черкесска и других населенных пунктов республики. Приехали депутат Народного Собрания КЧР Крым Казаноков, руководитель общественной организации «Адыгэ Хасэ» Мухамед Черкесов, президент Федеральной национально-культурной автономии адыгов России Александр Охтов, заместитель председателя совета старейшин черкесского народа Мухарби Баров, заместитель главы администрации Хабезского района Ренат Магометов и многие другие уважаемые люди.
С докладом о жизни Ногая Дышекова перед собравшимися выступил заслуженный работник культуры РФ, заслуженный журналист КЧР Джагафар Дауров. И ему было что рассказать землякам.
В послевоенное голодное время Джагафар оказался в числе тех аульских детишек, которых по распоряжению Ногая Якубовича собрали и отправили на лето на дальние горные пастбища в урочище Барануха. Для изможденной голодом детворы это было спасением от смерти. Там, на молочной ферме, мальчикам и девочкам доставались молоко, сыр, творог. В минувшую субботу в центре а. Ново-Хумаринского был торжественно открыт памятник одному из основателей этого аула, бывшему председателю колхоза «Комсомол» Ногаю Якубовичу Дышекову. На митинг в честь столь значимого события собралось множество народа. Были здесь и ново-хумаринцы, и гости из Хумары, Бесленея, Черкесска и других населенных пунктов республики. Приехали депутат Народного Собрания КЧР Крым Казаноков, руководитель общественной организации «Адыгэ Хасэ» Мухамед Черкесов, президент Федеральной национально-культурной автономии адыгов России Александр Охтов, заместитель председателя совета старейшин черкесского народа Мухарби Баров, заместитель главы администрации Хабезского района Ренат Магометов и многие другие уважаемые люди.
С докладом о жизни Ногая Дышекова перед собравшимися выступил заслуженный работник культуры РФ, заслуженный журналист КЧР Джагафар Дауров. И ему было что рассказать землякам.
В послевоенное голодное время Джагафар оказался в числе тех аульских детишек, которых по распоряжению Ногая Якубовича собрали и отправили на лето на дальние горные пастбища в урочище Барануха. Для изможденной голодом детворы это было спасением от смерти. Там, на молочной ферме, мальчикам и девочкам доставались молоко, сыр, творог. А еще кусочки соевой макухи – Дышеков где-то чудом раздобыл машину этого по тем временам неслыханного богатства. В итоге план по сдаче молока в тот год передовой колхоз «Комсомол» не выполнил, и Дышеков получил выговор обкома партии. Но что ему был тот выговор, когда он прекрасно понимал, что это ничтожная плата за спасение целого поколения ново-хумаринцев!
В то время Джагафар Дауров был очень юн и вряд ли понимал, сколь цельной, сильной личностью был председатель «Комсомола». И только много лет спустя, собирая материал по истории аула Ново-Хумаринского — это задание ему было дано инициативной группой, готовившей праздник по случаю 80-летнего юбилея аула, он заново открыл для себя человека, который когда-то спас ему и его товарищам жизнь. И это открытие настолько потрясло Даурова, что чуть позже он возглавил инициативную группу по увековечению памяти Ногая Дышекова.
Ногай Якубович родился в 1889 году в старинном ауле Хумара. Окончил местную четырехклассную духовную школу. И на том официально его образование закончилось. Но на самом деле Ногай учился всю жизнь. И позже, уже став председателем колхоза, он поражал всех своими глубокими познаниями в области растениеводства, животноводства.
Когда в 1926 году, рассказывает Джагафар Ахмедович, вышло постановление Черкесского облисполлкома о переселении жителей густонаселенных аулов на свободные земли бывших помещиков, Ногай уговорил своих братьев Ахмеда, Магомета, Ногаймурзу, Умара и других жителей Хумары попробовать устроить свою судьбу на новом месте, ведь в Хумаре уже было очень тесно, аулу некуда было расти. Переселенцы выбрали место на берегу Малого Зеленчука и основали новый аул – Ново-Хумаринский. Вскоре в этот аул стали перебираться не только хумаринцы, но и выходцы из Али-Бердуковского, других густонаселенных аулов.
Когда в Ново-Хумаринском впервые была создана организация по совместной обработке земли, ее руководителем избрали Али Дугужева. Ногая назначили заниматься животноводством. А когда создавался колхоз «Шельтауч», позже переименованный в «Комсомол», аульчане единогласно выбрали председателем Ногая Дышекова. И не ошиблись. Ногай Якубович возглавлял это хозяйство, очень скоро ставшее передовым, до 1950 года! И он очень многое сделал для аульчан.
Например, он первым в Черкесской области провел в дома аульчан радио. Первым открыл детский сад. В хозяйстве использовались новые прогрессивные методы выращивания телят, ягнят, жеребят, на смену ручной дойке пришли доильные аппараты, ножницам для стрижки овец — электромашинки. Такого садо-огорода, пасеки, как в Ново-Хумаринском, в те времена никто в области не имел. И, кроме зерна, на трудодни колхозники получали мед, сыр, масло, овощи, фрукты, даже куски кожи крупного рогатого скота на обувь.
Еще до войны колхоз купил коров швицкой породы, и надои были доведены до 3000 кг. И в 1936-м представители именно этого колхоза стали участниками ВДНХ. Лучшей доярке области из Ново-Хумаринского Наху Кештовой орден «Знак Почета» лично вручал староста России Михаил Калинин.
Ногай Якубович был потрясающим хозяйственником.
– Нас, работников Икон-Халкской МТС, летом привлекали в «Комсомол» для уборки урожая, – вспоминал на митинге житель а. Бесленея Бекир Хабекиров. – И мы, комбайнеры, не могли понять, когда Ногай Якубович спит. Чуть свет – он уже в поле, энергичный, деятельный. Казалось, этот человек не знает усталости…
При этом Дышеков хорошо знал цену труду и проявлял постоянную заботу о колхозниках. Он был не просто председателем, он был душой колхоза. Он всегда понимал нужду человека. Например, на одном из заседаний правления по инициативе Дышекова было принято решение инвалидам Великой Отечественной войны, вдовам, нетрудоспособным многодетным матерям начислить по 185 трудодней для оплаты. Никогда не отказывал нуждающимся в денежной помощи. В трудное послевоенное время он условно поделил аул на кварталы и распределил между ними колхозные поля, на которых после машинной уборки семьям можно было собрать остатки кукурузы, зерна. Казалось бы, мелочь, но тогда она многих спасла от голода.
– А как он устраивал субботники, на которых аульчане сообща строили друг другу дома! – делится воспоминаниями Джагафар Дауров. – В Ново-Хумаринский ведь съехались жить семьи из разных населенных пунктов – всем приходилось все начинать с нуля. Дышекову удалось сдружить людей, создать настоящий сплоченный коллектив…
Рассказывать об этом удивительном человеке, который до конца своих дней (не стало Ногая Якубовича в 1973 году) служил своему народу – даже на склоне лет он возглавлял совет старейшин Хабезского района, можно долго, и это будет рассказ о неподдельной доброте, об искренней любви к людям, к родной земле. Именно поэтому, когда Джагафар Дауров предложил землякам увековечить память Дышекова, его поддержали и глава администрации сельского поселения Азамат Хубиев, и депутаты местного совета, и рядовые аульчане и начали сбор средств для установки памятника.
– Больше всего меня удивила молодежь, – рассказывает Джагафар Ахмедович, – Мы, старшее поколение, часто сетуем на то, что она нынче только о деньгах и думает. Но это, оказывается, совсем не так. Когда молодые ребята из рода Дышековых узнали о нашей инициативе, они поддержали это благородное дело и внесли 105 тысяч рублей. Это позволило нам не только установить памятник Ногаю Якубовичу, но и реконструировать рядом стоящий памятник участникам Великой Отечественной войны, занести на этот памятник пропущенные имена – Адама Исмаиловича Карданова и Амина Гериевича Карданова. А Асламбек Дышеков, мало того, что внес 25 тысяч рублей, еще и за свой счет привез из Черкесска строительную бригаду, стройматериалы, залил фундамент памятника, поменял изгородь вокруг, площадку вымостил плиткой, посадил туи. Выходит, память для молодых – не пустые слова.
Большую помощь в создании памятника оказали художник Мухамед Хахандуков и скульптор Хатыза Кемрюгов. Огромную, кропотливую работу по подготовке к установке памятника Дышекову, реконструкции памятника участникам Великой Отечественной войны провели Май Кешоков, его сын Шокур, Амин Астежев, Чашиф Астежев, Мухарби Баров, Беслан и Асламбек Дышековы, Мухамед Астежев, Владимир Кешоков, Джумаладин Нахушев, Борис Тхакохов, Асламбек Лиев и многие другие.
Всем им после теплых выступлений участников митинга выразил глубокую признательность представитель рода Беслан Дышеков. И вот торжественная минута – покрывало с бюста срывают Азамат Хубиев, Беслан Дышеков и внучка Ногая Якубовича Алла. Памятник открыт. И к постаменту ложатся букеты живых цветов…
– Я очень горжусь своими земляками, – говорит Джагафар Дауров. – Горжусь тем, что мой родной аул, в котором всего-то около ста дворов, на собственные средства открыл памятник достойному человеку, которого здесь все любили и уважали и память о котором следует передать потомкам. Это ли не достойный пример для подражания?
{{commentsCount}}
Комментариев нет