Реформация: взгляд спустя столетия

12 ноября в 06:51
 просмотров

В Республиканской государственной библиотеке им. Халимат Байрамуковой прошла научная конференция, посвященная движению Реформации, которое через несколько лет будет отмечать своё пятисотлетие. Открывая конференцию, министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Евгений Кратов отметил, что 31 октября ежегодно во многих христианских странах отмечают День Реформации. В 1517 году Мартин Лютер огласил 95 тезисов против продажи индульгенций. Это событие стало началом протестантского движения в Европе.
Это движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, быстро распространилось на большой части Европы и привело к образованию новой формы христианства. Виктория Хубиева, представитель Евро-Азиатской Богословской семинарии РОСХВЕ (г. Москва), сделала исторический обзор Реформации. Она рассказала, что после того как группа германских государей, примкнувших к Реформации, выступила с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере, запрещавшего распространение реформы, последователи их стали называться протестантами, а их учение – протестантизмом.

В Республиканской государственной библиотеке им. Халимат Байрамуковой прошла научная конференция, посвященная движению Реформации, которое через несколько лет будет отмечать своё пятисотлетие. Открывая конференцию, министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Евгений Кратов отметил, что 31 октября ежегодно во многих христианских странах отмечают День Реформации. В 1517 году Мартин Лютер огласил 95 тезисов против продажи индульгенций. Это событие стало началом протестантского движения в Европе.
Это движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, быстро распространилось на большой части Европы и привело к образованию новой формы христианства. Виктория Хубиева, представитель Евро-Азиатской Богословской семинарии РОСХВЕ (г. Москва), сделала исторический обзор Реформации. Она рассказала, что после того как группа германских государей, примкнувших к Реформации, выступила с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере, запрещавшего распространение реформы, последователи их стали называться протестантами, а их учение – протестантизмом. С католической точки зрения, протестантизм представлял собой ересь, самовольный отход от богооткровенных учений церкви, ведущий к отступничеству от истинной веры и попранию моральных норм христианской жизни. С протестантской точки зрения, напротив, именно Римско-католическая церковь уклонилась от боговдохновенного учения и порядка первоначального христианства.

Гарик Кургинян, епископ, полпред Начальствующего Епископа РОСХВЕ по КЧР, пастор «Церкви Божий Ковчег» из Черкесска, рассказал о протестантизме в России. Россию, как страну православную, антикатолическое движение Реформации, естественно, не затронуло, однако первые иностранцы-лютеране появились в Москве и Новгороде Великом еще при жизни Мартина Лютера.
В России, стране многонациональной и многоконфессиальной, всегда толерантно относились к протестантам. Протестантизм проникал в Россию различными путями. Первоначально это были купцы из северо-германских городов, а также из Швеции, Дании, позднее из Англии и Голландии. В царствование Ивана IV Грозного к гражданским специалистам добавились и приглашаемые из-за рубежа военные. В царствование Федора Иоанновича в русских войсках служили уже 5000 немцев. Большое число немецких ремесленников вызвал в Москву Борис Годунов, всячески покровительствовали иностранным специалистам цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович. В это время в России проживало уже до 18000 протестантов.
Еще более активно политику привлечения специалистов проводил Петр I. Он приглашал ученых – физиков, химиков, математиков, корабелов, разведчиков руд, горнозаводчиков, мореходов, военачальников. При нем иностранцы-протестанты заняли видные посты в гражданском управлении, в армии, в Академии наук, вошли в состав высшей российской знати. Многие из числа приглашенных на службу или в качестве мастеров своего дела переходили в русское подданство, частью принимая православие, частью сохраняя свою веру и образуя костяк протестантских общин. Их потомки в разных слоях общества вполне обрусевали, сохраняя немецкие, шведские фамилии и приверженность протестантизму, главным образом лютеранству, а также кальвинизму. К этому источнику следует добавить приглашение Екатериной II немецких крестьян на постоянное жительство в Россию для освоения ее южных и поволжских земель. В конце XVIII в. переселились тысячи семей немцев, голландцев из Западной Пруссии, Нидерландов, Польши. В основном это были лютеране, а также католики.
Третьим заметным источником появления протестантов в России были пленные во время Ливонской войны. Большое число ливонцев, шведов, шотландцев было поселено в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Пскове, Новгороде Великом, Твери, Костроме, Угличе, на казанских и астраханских землях. В Москве они селились в Немецкой слободе.
В XIX в. появляются баптизм, евангельское христианство, адвентизм, позднее – пятидесятничество. В отличие от общин лютеран, реформатов и меннонитов, имевших отчетливую этническую окрашенность, эти течения протестантизма носили подчеркнуто вненациональный характер. Они очень скоро стали пополняться коренными россиянами, вполне адаптировались к российским условиям, вели службу на русском языке. Приверженцы этих протестантских вероисповеданий ныне составляют большую часть последователей протестантизма среди населения России. В последнее время к ним добавились последователи вновь возникающих общин Свидетелей Иеговы, новоапостольской церкви, пресвитериан, методистов, квакеров, Армии спасения, многочисленных харизматических общин пятидесятнической направленности.
Следует отметить, подчеркивали собравшиеся, что сегодня протестантизм воспринимается в России весьма толерантно, число его приверженцев, по разным оценкам, от одного до трех миллионов человек.
Затем Марина Кубанова, декан исторического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета имени У. Д. Алиева, кандидат исторических наук, рассказала о роли протестантизма в формировании и становлении современного Швейцарского государства, а Наталья Кратова, и.о. директора Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований, кандидат исторических наук, сделала доклад о протестантизме в КЧР в советский период, вызвавший наибольший интерес у слушателей.
Наталья Кратова отметила, что протестантизм проникал на Северный Кавказ вместе с иностранными колонистами, с другой стороны, удаленность региона от центра и отсутствие жесткого идеологического прессинга способствовали переселению сюда диссидентствующих групп. Карачаево-Черкесия не была исключением. Уже к 1926 году в Карачаево-Черкесии было 7 баптистских общин, объединявших 508 членов. Представление о баптистах в довоенный период можно получить из секретного доклада ОГПУ от 21 сентября 1928 года. Из доклада следует, что баптизм был распространен, в основном, в крестьянской среде. В социальной структуре баптистов доминировали середняки (75%). Бедняков насчитывалось 20%, и лишь 5% можно было отнести к зажиточному крестьянству. В общинах преобладали женщины (59%). Молодежи до 25 лет было немного – около 15 %.
Определенная поддержка баптистами Советской власти выразилась и в возможности службы в РККА, но говорить о полной поддержке баптистами социально-экономических преобразований и религиозной политики Советской власти нельзя. Значительная часть верующих не могла принять советский режим, что выражалось в распространении эмигрантских настроений, жестко пресекавшихся ОГПУ. Стремясь противостоять атеистической пропаганде, баптисты отказывались участвовать в работе кружков, посещать кино, читать советскую прессу. Население по-разному относилось к баптистам, но, в целом, примерное поведение в семье и на людях, трезвый образ жизни, трудолюбие вызывали уважение. Высокая нравственность и духовная просвещенность баптистов чрезвычайно затрудняли проведение в их среде атеистической пропаганды.
30 января 1925 года вышел секретный циркуляр ЦК РКП(б) «О сектантском движении и об антирелигиозной пропаганде», подписанный секретарем ЦК В. Молотовым. Перед партийными органами ставилась задача «направить в русло советской работы» сектантство, одновременно «умело и осторожно парализовать деятельность сектантских организаций».
В 1926 году протестантские общины перестали рассматриваться как союзники Советской власти. Предписывалось в газетах помещать публикации, компрометирующие сектантов. Закрытие религиозных общин и репрессии против духовенства всех конфессий привели к почти полной остановке открытой религиозной деятельности на территории Карачаево-Черкесии.
В годы войны репрессии в отношении верующих ослабли, протестанты вышли из тени. Постепенно, в течение десятилетий, на территории Карачаево-Черкесии появлялись и исчезали общины различных направлений протестантизма. Сохранилась справка, подтверждающая передачу подарков для военного госпиталя, собранных баптистами Черкесска в апреле 1945 года. К 1957 году в области было зарегистрировано 5 общин евангельских христиан-баптистов: в Черкесске, Карачаевске, станицах Усть-Джегутинской и Зеленчукской и хуторе Аленовском. Черкесская община насчитывала 200 членов, Карачаевская и Зеленчукская по 100 членов, Усть-Джегутинская – 70, Аленовская – 25 членов.
В 1960 году в баптистской среде началось широкое движение, вызванное непризнанием проекта нового положения Союза ЕХБ и инструктивного письма, подготовленных и разосланных низовым общинам под давлением Совета по делам религии при Совмине СССР, значительное число общин вышло из состава Союза ЕХБ, действия которого были расценены как «незаконная сделка с атеизмом». Община в Черкесске была снята с регистрации «за нарушение советского законодательства о культах». Ситуация сохранялась вплоть до 1965 года, но либерализация регистрационного режима сопровождалась активными репрессивными и пропагандистскими мерами. К 1969 году были осуждены 12 руководителей общин. В газете «Ленинское знамя» публиковались изобличающие материалы, было инициировано общественное обсуждение с последующим осуждением действий.
Перестройка способствовала активизации деятельности баптистов. Стали практиковаться евангелизационные кампании, проводиться благотворительные концерты, массовые крещения в открытых водоемах. Примечательно, что либерализация и внезапная открытость властей не всегда находили понимание среди верующих. Так, баптисты отказались принять участие во встрече с народным депутатом СССР, первым секретарем обкома КПСС Валентином Лесниченко, один из пресвитеров Черкесской общины отказался от предложения баллотироваться в депутаты местного Совета. Очевидно, что перспектива сближения с властью пугала верующих не меньше атеистических гонений.
В современной Карачаево-Черкесии представлен достаточно широкий спектр религиозных объединений, исповедующих различные направления христианства, и это есть яркое свидетельство религиозной терпимости нашего времени.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях