Как поставить заслон коррупции в вузах?

16 декабря в 06:48
1 просмотр

Ежегодно в Международный день борьбы с коррупцией в КЧГУ им. У. Д. Алиева проводятся «круглые столы» и конференции, посвященные этой злободневной теме. Организаторами мероприятий, как обычно, выступают проректор по безопасности Е. Згонников и члены антикоррупционной комиссии университета. Не изменили они традиции и в минувший вторник. В работе регионального «круглого стола» «Коррупция в образовательной системе РФ» приняли участие представители профессорско-преподавательского состава КЧГУ, СКГГТА, филиала МФПУ «Синергия», прокуратуры и следственного отдела г. Карачаевска.
В своих выступлениях и докладах декан очного отделения юридического института СКГГТА А. Батчаева, заведующий кафедрой истории России КЧГУ Р. Бегеулов, начальник кадрового управления КЧГУ С. Эрикенов, заместитель прокурора г. Карачаевска Т. Эбзеев, заместитель руководителя следственного отдела по г. Карачаевску С. Самохвалов и другие, переходя от общего состояния коррупции в стране к сфере образования в вузах, делились мыслями о путях и методах борьбы с этим явлением, ведущим к деградации самой идеи обучения в высшей школе. Об этом красноречиво говорил и документальный фильм телеканала «Россия», просмотренный участниками «круглого стола».
Ежегодно в Международный день борьбы с коррупцией в КЧГУ им. У. Д. Алиева проводятся «круглые столы» и конференции, посвященные этой злободневной теме. Организаторами мероприятий, как обычно, выступают проректор по безопасности Е. Згонников и члены антикоррупционной комиссии университета. Не изменили они традиции и в минувший вторник. В работе регионального «круглого стола» «Коррупция в образовательной системе РФ» приняли участие представители профессорско-преподавательского состава КЧГУ, СКГГТА, филиала МФПУ «Синергия», прокуратуры и следственного отдела г. Карачаевска.
В своих выступлениях и докладах декан очного отделения юридического института СКГГТА А. Батчаева, заведующий кафедрой истории России КЧГУ Р. Бегеулов, начальник кадрового управления КЧГУ С. Эрикенов, заместитель прокурора г. Карачаевска Т. Эбзеев, заместитель руководителя следственного отдела по г. Карачаевску С. Самохвалов и другие, переходя от общего состояния коррупции в стране к сфере образования в вузах, делились мыслями о путях и методах борьбы с этим явлением, ведущим к деградации самой идеи обучения в высшей школе. Об этом красноречиво говорил и документальный фильм телеканала «Россия», просмотренный участниками «круглого стола». На большом экране чередой проходили вопиющие и удручающие кинокадры о лжеинститутах и даже академиях без лицензии, о студентах, претендующих на дипломы юристов и не имеющих представления не только о том, сколько статей в Конституции страны – главном нашем законе, но и о том, когда полетел в космос Юрий Гагарин, о так называемом дистанционном обучении, которое в большинстве случаев не иначе как фикцией и профанацией не назовешь. Не секрет, что, сидя дома у компьютера и владея Интернетом, можно «состряпать» как контрольную работу, так и диссертацию, причем по очень узкой специализации. Безусловно, все это участникам «круглого стола» знакомо, ведь и наша республика в свое время била рекорды по филиалам-самозванцам известных вузов, которые размещались чуть ли не в подвалах многоэтажных жилых домов, да слава Богу, теперь это все в прошлом.
Как сказал в своем выступлении заместитель прокурора г. Карачаевска Таймураз Эбзеев, органы прокуратуры и следственных комитетов проводят тщательный мониторинг дипломов тех вузов, которые по закону считаются недействительными, а это уже серьезный заслон коррупции. К тому же многие серьезные фирмы и предприятия с высокой репутацией уже давно при приеме на работу проводят тщательный отбор молодых выпускников путем собеседования и экзаменов на профпригодность.
Опытом работы внедрения балльно-рейтинговой системы поделился декан факультета экономики и управления КЧГУ, доцент Таусолтан Узденов. Система эта на факультете действует уже несколько лет и не дает сбоев, что позволяет ставить заслон мздоимству со стороны преподавателей. «Главное, к чему мы стремимся, – это максимальная прозрачность посещаемости и текущей учебы студентов, где на учете каждый день, – рассказывал Таусолтан Аубекирович. – Своеобразный дневник учебной деятельности каждого курса на факультете вывешен на видном месте, чтобы его видели и преподаватели дисциплин, и родители. Кстати, с родителями студентов у нас самая тесная связь. Без строгой дисциплины, порядка, контроля успеха не добиться. Как и не искоренить взяточничество в вузах».
И все же, все же… Еще Александр Герцен с сарказмом писал: «Если бы в России строго выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможной». Весь 18 век шла упорная и напрасная борьба со взяточничеством. Мздоимцев били батогами и рвали им ноздри, отправляли в ссылку. И тем не менее взяточничество и казнокрадство становились повальными. Начиная с Екатерины II русские самодержцы один за другим признавались в бессилии победить это зло. А взятки пришли на Русь еще с язычеством. Чтобы божество плодородия не прогневалось, губы деревянного изображения-идола подлежало мазать медом. С тех пор и появилось выражение «Не подмажешь – не поедешь». Так что у российского взяточничества более длинная родословная, чем у нынешних нуворишей и чиновников. Поэтому можно сказать, что коррупции как таковой у нас нет: у нас – «специфические национальные особенности».
Об этом как раз и развернулась дискуссия участников «круглого стола». В выступлениях доцентов КЧГУ З. Батруковой, И. Аганова, старшего преподавателя кафедры физической и экономической географии ЕГФ КЧГУ И. Семенова и других звучала мысль о том, что какую бы антикоррупционную воспитательную работу со студентами в вузах ни вели, реальная жизнь ежедневно демонстрирует обратное, стоит только посмотреть телевизор – там «откаты», капиталы, спрятанные в оффшоры, беззастенчивые хищения в крупных масштабах, а здесь речь идет о каких-то жалких взятках в «деревянных» рублях… Не раз из уст выступающих звучал риторический (и исторический) вопрос: «Что делать?».
Ответить на этот вопрос попытался в своем докладе начальник кадрового управления КЧГУ Сеит-Бий Эрикенов. Выход из сложной ситуации, прежде всего, в повышении социально-экономического статуса и престижа профессии педагога, регулярном проведении мероприятий, направленных на повышение педагогической культуры, профессионального самосознания педагогов и нетерпимого отношения к направлениям коррупции, воспитании корпоративного духа в студентах и их активном включении в процесс демократической системы управления вузом, в обеспечении абитуриента правом на апелляцию и т.д. Из 20 перечисленных пунктов, обозначенных докладчиком, я бы красной строкой выделила главное: разработка системных мер к ЕГЭ, так как с его введением круг лиц, имеющих доступ к незаконному обогащению, расширился. И еще. Вуз не должен иметь право дипломировать студентов по социально значимым специальностям (медик, юрист, бухгалтер). Например, диплом (лицензию) на оказание медицинских услуг должен выдавать Совет медэкспертов, диплом бухгалтерам – Институт бухгалтеров РФ – здесь, видимо, речь идет об их филиалах на местах. Это усилит конкуренцию между вузами, что приведет к уменьшению взяточничества и коррупции процесса аккредитации. Обществу необходима сегодня культура отношений, апеллирующая к вечным ценностям человеческого бытия, к смыслу жизни, внутренней свободе, личному достоинству человека. Где абсолютно нет места коррупции.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях