Не выживем физически, если погибнем духовно

14 января в 08:34
21 просмотр

На базе международного колледжа «Полиглот» прошла научно-практическая конференция «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание современной молодежи».
В настоящее время Россия, подчеркнула директор колледжа Марджан Дагужиева, переживает новый непростой исторический период смены ценностных ориентиров.
В 90-е годы прошлого столетия в России нарушилось духовное единство общества, произошла деформация традиционных для страны моральных норм. Самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня, подчеркнула Марджан Айсовна, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Духовно-нравственный кризис – это когда материальные ценности доминируют над духовными и у людей искажаются представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме, когда идет вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения. Задачу духовно-нравственного воспитания молодежи сегодня нужно осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. По словам академика Д.Лихачева, «мы не выживем физически, если погибнем духовно», подчеркнула Марджан Дагужиева.

На базе международного колледжа «Полиглот» прошла научно-практическая конференция «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание современной молодежи».
В настоящее время Россия, подчеркнула директор колледжа Марджан Дагужиева, переживает новый непростой исторический период смены ценностных ориентиров.
В 90-е годы прошлого столетия в России нарушилось духовное единство общества, произошла деформация традиционных для страны моральных норм. Самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня, подчеркнула Марджан Айсовна, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Духовно-нравственный кризис – это когда материальные ценности доминируют над духовными и у людей искажаются представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме, когда идет вытеснение ценностей национальной культуры западными образцами поведения. Задачу духовно-нравственного воспитания молодежи сегодня нужно осмыслить как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. По словам академика Д.Лихачева, «мы не выживем физически, если погибнем духовно», подчеркнула Марджан Дагужиева.
Чему учить и как воспитывать? Этому был посвящен доклад старшего преподавателя колледжа Веры Абазалиевой. Необходимы комплексный, системный подход и программа духовно-нравственного воспитания молодежи, одновременное включение духовно-нравственной составляющей в воспитательную деятельность семьи, педагогических учреждений, средств массовой информации, общественных организаций. Духовно-нравственное воспитание должно сопровождать ребенка с малых лет до становления взрослой личности. И сегодня это осознано на самом высоком государственном и общественном уровне. Это постоянно подчеркивает Президент страны Владимир Путин: «… это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге – укреплять нашу страну. От того, как мы воспитаем молодежь, зависит, сможет ли Россия сберечь и приумножить себя саму, сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке».

В последние годы постоянные эксперименты, увлечение инновациями привели педагогику к бюрократии – отчеты, сводки, всевозможные бумаги. Стремление к качеству образования на больших скоростях вытесняет из образовательной системы воспитание.
Между тем, в своем обращении к работникам образования Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Современное образование должно обрести духовный стержень. Поэтому так важно, чтобы высшая и средняя школы не только давали молодому человеку сумму знаний для успешной жизни и карьерного роста, но и воспитывали его как личность, прививали любовь и уважение к семье, учили любить свое Отечество и заботиться о его благополучии».
Решение задач духовно-нравственного воспитания связано с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности. Существует философский принцип: подобное создается подобным – нравственность воспитанника формируется нравственностью воспитателя. В состоянии ли современный учитель с его достаточно прагматичным мировоззрением выполнить ту высокую миссию, которая перед ним ставится? На этот вопрос пока нет ответа. Образование – высшее, среднее и начальное – становится полноценным и качественным тогда, когда базируется на фундаменте традиционных, вечных духовно-нравственных ценностей. Юность и молодость не переносят фальши и лицемерия, отзываясь на них протестом. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины. Молодой человек готов признавать настоящие авторитеты, но никогда не простит даже намека на пренебрежение своей личностью, сомнения в собственном потенциале.
Но самым важным во всей этой сложной структуре в воспитании личности является семья. Однако сегодня и семья испытывает глубокий кризис. Наблюдаются  некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых ценностей. А ведь родителям не обязательно «влезать» в душу ребенка, достаточно «впускать» его в свою, позволять наблюдать ее движение, делиться своими переживаниями, иметь переживания «общие», и тогда семейное воспитание обретет правильное направление. Именно в такой семье воспитываются нравственно красивые, духовно богатые люди, умеющие быть терпимыми, прощать и понимать близкого человека, любящие родных, почитающие стариков.
Благочинный Северного Карачаево-Черкесского церковного округа отец Михаил Самохин отметил, что сегодня особенно велика роль церкви в воспитании молодежи, церковь направляет человечество, молодежь на путь истины. Отсутствие истинных религиозных знаний и невежество в вопросах религии приводят к бездуховности.
Собравшиеся отмечали, что влияние на молодого человека оказывают и средства массовой информации. Обладая огромным влиянием на аудиторию, они несут величайшую ответственность за воспитание молодежи. Благополучие общества во многом зависит от того, основывается ли информирование зрителя на заботе о нравственном состоянии личности, раскрываются ли в работе СМИ положительные идеалы, присутствует ли в них осуждение порока и зла.
Все выступающие сошлись во мнении о том, что главной целью современного светского образования является воспитание полноценной личности, способной к созидательной деятельности. Это невозможно без формирования национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом, его историей. Поэтому важнейшая задача сегодня – сохранение и развитие национальных традиций, приобщение подрастающего поколения к духовным ценностям родной культуры.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях