Возвращенная память былых заслуг

16 января в 07:21
17 просмотров

26 декабря в Государственной Национальной библиотеке КЧР им. Х. Байрамуковой состоялась презентация книги Рашида Хатуева «Чокуна – эфенди». Издание книги приурочено к 140-летию со дня рождения основоположника современного карачаево-балкарского письменного языка Исмаила Акбаева.
В презентации приняли участие первый заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства КЧР Н. Пивоварова, первый заместитель министра КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР И. Хубиев, председатели комитетов Народного Собрания КЧР А. Эбзеев, Р. Акбаев, делегация из Кабардино-Балкарской Республики, ученые, поэты, общественные деятели республики и представители прессы. Выступающие отметили, что автор книги проделал огромную работу по анализу биографических материалов и творчества Исмаила Акбаева.
Духовный лидер и поэт, автор учебников родного языка и общественный деятель, организатор первой в Карачаево-Черкесии типографии и крупный хозяйственник, один из инициаторов развития Тебердинского курорта и основатель первых национальных газет в республике… Все эти определения об Исмаиле Якубовиче Акбаеве – человеке, чья жизнь должна служить примером для всех, кто считает себя патриотом своего народа и родного края…
26 декабря в Государственной Национальной библиотеке КЧР им. Х. Байрамуковой состоялась презентация книги Рашида Хатуева «Чокуна – эфенди». Издание книги приурочено к 140-летию со дня рождения основоположника современного карачаево-балкарского письменного языка Исмаила Акбаева.
В презентации приняли участие первый заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства КЧР Н. Пивоварова, первый заместитель министра КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати КЧР И. Хубиев, председатели комитетов Народного Собрания КЧР А. Эбзеев, Р. Акбаев, делегация из Кабардино-Балкарской Республики, ученые, поэты, общественные деятели республики и представители прессы. Выступающие отметили, что автор книги проделал огромную работу по анализу биографических материалов и творчества Исмаила Акбаева.
Духовный лидер и поэт, автор учебников родного языка и общественный деятель, организатор первой в Карачаево-Черкесии типографии и крупный хозяйственник, один из инициаторов развития Тебердинского курорта и основатель первых национальных газет в республике… Все эти определения об Исмаиле Якубовиче Акбаеве – человеке, чья жизнь должна служить примером для всех, кто считает себя патриотом своего народа и родного края…
Он родился в 1874 году в с. Верхняя Теберда. Проведя два года в Тебердинской школе, овладев русским языком и получив начальные знания по остальным предметам, в возрасте 12 лет Исмаил отправился на учебу в Балкарию. Он поступает в местное медресе и в течение 4 лет с жадностью занимается наукой. Окончив курс, 17-летний Исмаил продолжает учебу в центре исламского богословия России – Казани, он побывал в Крыму в школе знаменитого ученого Исмаила Гаспралы, посетил Баку и Тифлис, стал знатоком мусульманского права и в совершенстве овладел арабским и турецким языками. В 1895 г. Исмаил Акбаев возвращается в родное селение, где становится вероучителем Тебердинской школы. Искренне верующий, глубоко образованный, доброжелательный, соблюдающий все требования шариата, верный традициям горского адета и намыса, любящий детей – таким был Акбаев. Уже тогда он завоевал не только любовь своих учеников, но и подлинное уважение всех тебердинцев. И как вспоминали старожилы, не было большего почета для жителей селения, чем учиться у Чокуна-эфенди.
Супругой Исмаила-эфенди стала Байдымат Халилова. Трудолюбивая и скромная, образованная и высоконравственная, прекрасная внешне и внутренне – подлинная горянка – она стала верной спутницей Исмаила Якубовича на всю его жизнь, разделяя с ним минуты радости и печали.
В 1905 году по просьбе земляков он занимает пост раис-имама Тебердинского селения и на протяжении последующих 12 лет руководит мусульманской общиной. Для лучшего усвоения правил ислама Чокуна-эфенди создал свою версию «Ийман-Ислама» – стихотворного произведения, в котором разъяснялись правила совершения намаза и различных обрядов. Написанное на живом, разговорном карачаево-балкарском языке, оно пользовалось большой популярностью у верующих всего Карачая. Вначале И. Акбаев, пользуясь арабской графикой, подготовил рукописную версию произведения, но, видя его популярность, в 1912-м на собственные средства издает печатную версию «Ийман-Ислама», которая тут же разошлась среди верующих Карачая и Балкарии.
Большую роль эфенди Акбаев придавал борьбе с разорительными обычаями, проведение которых не было предусмотрено религией. Уже тогда (100 лет назад!) они стали подлинным бедствием для бедняков, которые в погоне за престижем устраивали дорогостоящие поминки по родственникам, а сами надолго увязали в долгах. Исмаил-эфенди призывал состоятельных земляков не бросать деньги на ветер, не подавать дурной пример, а отдать эти деньги на общественные нужды. Пример в этом он подавал сам.
Исмаил Якубович построил две дачи на курорте Теберда, в одной из которых жил сам, а другую сдавал туристам, получая неплохой доход. Кроме того, во дворе дома он устроил лимонадный мини-завод. Имел он и небольшие магазины в селе и на Тебердинском курорте, в домашнем хозяйстве держал несколько десятков овец, с десяток коров, лошадей. Он был одним из состоятельных людей своего селения, но в отличие от многих тогдашних и сегодняшних богачей Исмаил-эфенди понимал, что богатство – испытание Аллаха, и это испытание надо выдержать достойно, не превратившись в раба денег, и потому не жалел денег на благие дела. Большую помощь он оказывал местной школе, выделял средства на сооружение мостов через Теберду и строительство новых дорог, на обучение бедных детей, на ремонт мечети. В 1913 году его заслуги были оценены и государством – он был награжден медалью «300 лет дому Романовых».
Большое сопротивление со стороны многих священнослужителей пришлось выдержать Исмаилу Якубовичу в вопросе школьного обучения девочек-горянок. Не раз и не два выступал он на съездах духовенства, убеждая земляков, что ислам никоим образом не выступает против получения знаний женщинами. Первая школа для девочек была устроена в 1912 году в доме друга Исмаила-эфенди – Ильяса Батчаева, а к 1916 году их насчитывалось уже пять на одиннадцать селений.
В течение многих лет Исмаил Акбаев работал над главным делом своей жизни – созданием азбуки карачаево-балкарского языка. Во время работы над «Родной речью» Исмаил-эфенди глубоко изучил опыт передовых педагогов и составителей учебников. Он основывался на учебнике татарского языка, подготовленном Рашид-беком Эфендиевым. К 1915 году кропотливая работа над «Ана тили» была закончена. Вскоре И. Акбаев вместе с рукописью отправляется в Тифлис, где получает разрешение на издание учебника от попечителя Кавказского учебного округа тайного советника Н. Рудольфа. Ознакомившись с рукописью и отзывами на нее, Рудольф «… распорядился выдать эфенди Исмаилу Акбаеву 300 рублей в вознаграждение за его в высшей степени ценный труд».
Первый учебник карачаево-балкарского языка, составленный Исмаилом Акбаевым, – букварь «Ана тили» вышел тиражом в две тысячи экземпляров летом 1916 года в Тифлисской типографии, а уже осенью его получили все ученики школ Карачая. В следующем году он был разослан и в школы Балкарии. Трудно переоценить факт выхода этой небольшой книги для культуры карачаево-балкарского народа. В Карачае вплоть до 1928-1929 гг. обучение в школах, вся издательская деятельность, литература и печать на родном языке – все это базировалось на азбуке, которую подготовил Исмаил Акбаев. Доступно написанный учебник Исмаила-эфенди позволил тысячам карачаевцев и балкарцев ощутить всю красоту и величие родного языка. Одновременно с «Ана тили» он подготовил книги для чтения после букваря, однако начавшаяся революция и последующее лихолетье Гражданской войны не позволили опубликовать их.
Одной из главнейших задач, стоявших перед руководством молодой советской Карачаево-Черкесии, было развитие системы образования. Но специалистов в этой области крайне не хватало, и потому руководство области обратилось за помощью к Акбаеву как человеку, имевшему как педагогический опыт, так и опыт в написании и издании учебников.
В течение двух лет Исмаил Якубович работал над созданием газеты «Горская жизнь», которая положила начало издательской деятельности в Карачаево-Черкесии. Уже в марте 1924 г. газета «Горская жизнь» стала выходить с параллельным текстом на русском и карачаевском языках.
В 1923 году в Баталпашинске состоялся съезд мусульманского духовенства. Исмаил-эфенди был избран председателем президиума съезда. Какие же вопросы обсуждались на съезде? Судите сами: борьба с национальной и религиозной враждой, запрет на расточительные поминки, борьба с пьянством и азартными играми, установление свободы выбора в браке как для мужчин, так и для женщин, запрет на празднование не предусмотренных по шариату праздников. К сожалению, многие из этих проблем не решены до сих пор…
Исмаил Якубович поль-зовался всеобщим признанием как педагог и автор учебников, с ним советовались не только учителя и эфенди, но и руководители области. Но тучи над головой Исмаила-эфенди уже сгущались…
С ужесточением политического режима забыты были все заслуги Исмаила Якубовича. Заклейменный как «мулла, кулак и белый офицер», лишенный возможности заниматься своим любимым делом, он до последних дней жизни не прекращал работать, в душе надеясь, что власть поймет свою ошибку и даст ему возможность заняться преподаванием и изданием учебников. Но все его надежды были напрасны…
В 1937 году Исмаил-эфенди был арестован и брошен в застенки НКВД. Целыми сутками чекисты истязали и издевались над 63-летним эфенди, требуя подписать доносы на знакомых и незнакомых людей. Попытки родных вызволить его не увенчались успехом. Он был осужден по стандартному обвинению в контрреволюционности, сотрудничестве с белыми и занятии религиозной практикой и расстрелян…
Источниками к освещению биографии героя книги «Чокуна-эфенди» послужили, прежде всего, архивные документы из Государственного архива КЧР, в том числе его личное дело, периодика того времени, а также воспоминания тех, кто был лично знаком с просветителем.
Сам автор Р. Хатуев, в свою очередь, выразил благодарность совету рода Акбаевых, благодаря которому это издание увидело свет.
По окончании презентации книги собравшиеся направились к зданию Дома печати, где состоялось торжественное открытие мемориальной доски Исмаилу Акбаеву. Почетное право открыть мемориальную доску было предоставлено Надежде Пивоваровой и гостю из Кабардино-Балкарии Абдуллаху Бегиеву.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях