Если есть возможность не просить – не просите

Вчера в 06:08
8 просмотров

«В Черкесске, да и не только, часто приходится сталкиваться с попрошайками. Особенно много их становится в преддверии праздников и в сами праздничные дни. Никогда не знаю, как поступить. Пройти мимо не позволяет совесть, да и вера наша призывает быть добрыми к окружающим и помогать по мере сил. С другой стороны, не очень верится в то, что они действительно те люди, которые попали в сложную ситуацию и не могут обойтись без помощи общества, есть ощущение, что эти люди – искатели легкого заработка. Хотелось бы узнать, как поступать в таких случаях и кто конкретно по исламу имеет право просить милостыню?

Артур ТЕКЕЕВ,  г. Черкесск».

На вопрос читателя отвечает кади Усть-Джегутинского, Малокарачаевского и Карачаевского районов Хыйса ЛЕПШОКОВ:
– Какие бы причины ни лежали в основе нищенствования, необходимо признать, что это является болезненной раной общества. Как мы видим, в большинстве своем нищими являются старики, калеки или больные, которые не способны найти работу. Но есть также и те, кто превратил нищенство в профессию.
«В Черкесске, да и не только, часто приходится сталкиваться с попрошайками. Особенно много их становится в преддверии праздников и в сами праздничные дни. Никогда не знаю, как поступить. Пройти мимо не позволяет совесть, да и вера наша призывает быть добрыми к окружающим и помогать по мере сил. С другой стороны, не очень верится в то, что они действительно те люди, которые попали в сложную ситуацию и не могут обойтись без помощи общества, есть ощущение, что эти люди – искатели легкого заработка. Хотелось бы узнать, как поступать в таких случаях и кто конкретно по исламу имеет право просить милостыню?

Артур ТЕКЕЕВ,  г. Черкесск».

На вопрос читателя отвечает кади Усть-Джегутинского, Малокарачаевского и Карачаевского районов Хыйса ЛЕПШОКОВ:
– Какие бы причины ни лежали в основе нищенствования, необходимо признать, что это является болезненной раной общества. Как мы видим, в большинстве своем нищими являются старики, калеки или больные, которые не способны найти работу. Но есть также и те, кто превратил нищенство в профессию.

Следующий хадис показывает отношение посланника Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) к нищенству и способы решения этой проблемы. Анас ибн Малик (радыйаллаху анху) рассказывает: «Однажды к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) пришел один из ансаров (ансары – сподвижники пророка Мухаммеда – Ред.) и попросил кое-что.
Посланник Аллаха спросил у него: «Есть ли у тебя в доме что-нибудь?»
Просящий ответил: «Да, посланник Аллаха. У нас есть кусок шерстяной ткани, одну часть мы стелим под себя, а другой частью накрываемся. Еще есть сосуд, из которого мы пьем воду».
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тогда сходи и принеси мне эту ткань и сосуд».
Этот человек отправился домой и принес эти вещи. Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) взял эти вещи в руки и обратился к присутствующим: «Есть ли здесь тот, кто купит у меня две эти вещи?».
Один из присутствующих отозвался: «Я дам за это один дирхем».
Затем посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) спросил: «Есть тот, кто даст больше?» – и повторил это два или три раза.
Тогда отозвался еще один человек: «Я дам за это два дирхема».
Посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) передал полученные деньги просящему, сказав: «На один дирхем купи еды своей семье, а на второй купи топор и принеси его мне».
Просящий ушел и, купив топор, вернулся к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям). Тот велел: «Возьми этот топор, наруби дров и продай их. И не появляйся в течение пятнадцати дней».
Человек послушался совета, нарубив дров, продал их. Когда он снова пришел к посланнику Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям), у него уже было пятнадцать дирхемов. На часть этих средств он купил одежду, а другую потратил на продукты. Тогда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) заключил: «Это твое состояние лучше, чем предстать в судный день с черным пятном нищенствования на лице».
По канонам ислама просить подаяния могут три группы людей: нищие, не имеющие абсолютно ничего; человек, имеющий большие долги; те, на кого возложена обязанность выплаты возмещения за убийство.
Из этого хадиса можно сделать вывод, что если человек не способен работать, является инвалидом или тяжело болен и никто, в том числе и государство, не помогает ему, то он может обращаться за подаянием к окружающим для удовлетворения своих потребностей. Таковы условия и для тех, у кого есть долги.
Что же касается людей, сделавших нищенство своей профессией, имея при этом возможность работать, то в отношении них посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Тот, кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим, Закят, 35). Этот хадис запрещает просить подаяние тем, кто на самом деле не нуждается в нем, и указывает на то, что такое занятие приведет человека в ад.

Подготовила Мадина ХАПАЕВА.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях