Спросите у министра

28 января в 09:30
1 просмотр

В эти дни в районах и городах Карачаево-Черкесии в рамках поручений Главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова проходят встречи министра образования и науки КЧР М. Мамбетова с педагогической общественностью и родителями учащихся.
Первая встреча состоялась в минувшую среду, 21 января, в СОШ №2 а. Псыж. И собравшимся в актовом зале школы со всего Абазинского района педагогам и родителям была предоставлена возможность задать руководителю и другим представителям Министерства образования и науки КЧР любой вопрос, касающийся системы образования. Участники встречи не преминули ею воспользоваться, потому что проблем в нашем образовании накопилось немало.
Спрашивали о зарплатах; о повышении квалификации работников образования; о введении электронных дневников и журналов в сельских школах, которое, по мнению министра, даст возможность родителям отслеживать способности своих детей к учебе, а учителей лишит возможности исправлять поставленную оценку в начале года на другую в конце учебного года; об обеспечении учащихся и учителей бесплатными учебниками (кстати, в этом учебном году в КЧР все дети с 1 по 6 класс включительно должны были получить учебники бесплатно, в противном случае вы столкнулись с нарушениями, о которых можно пожаловаться по телефону «горячей линии», работающему в Министерстве образования и науки КЧР: 25 – 52 -21); о том, как решать проблему преподавания в школах таких дисциплин, как ИЗО, технология, музыка.

В эти дни в районах и городах Карачаево-Черкесии в рамках поручений Главы Карачаево-Черкесии Рашида Темрезова проходят встречи министра образования и науки КЧР М. Мамбетова с педагогической общественностью и родителями учащихся.
Первая встреча состоялась в минувшую среду, 21 января, в СОШ №2 а. Псыж. И собравшимся в актовом зале школы со всего Абазинского района педагогам и родителям была предоставлена возможность задать руководителю и другим представителям Министерства образования и науки КЧР любой вопрос, касающийся системы образования. Участники встречи не преминули ею воспользоваться, потому что проблем в нашем образовании накопилось немало.
Спрашивали о зарплатах; о повышении квалификации работников образования; о введении электронных дневников и журналов в сельских школах, которое, по мнению министра, даст возможность родителям отслеживать способности своих детей к учебе, а учителей лишит возможности исправлять поставленную оценку в начале года на другую в конце учебного года; об обеспечении учащихся и учителей бесплатными учебниками (кстати, в этом учебном году в КЧР все дети с 1 по 6 класс включительно должны были получить учебники бесплатно, в противном случае вы столкнулись с нарушениями, о которых можно пожаловаться по телефону «горячей линии», работающему в Министерстве образования и науки КЧР: 25 – 52 -21); о том, как решать проблему преподавания в школах таких дисциплин, как ИЗО, технология, музыка, – ведь по новым федеральным государственным стандартам требуется, чтобы вели эти предметы специалисты, однако количество часов по ним так мало, а значит, и зарплата столь мизерна, что специалистов в школу не дозовешься. Собственно, суть разговора так или иначе все время сводилась к проблеме повышения качества образования. И естественно, что особое внимание в этом разговоре было уделено ЕГЭ.

Отвечая на вопросы участников встречи, Мурадин Мухамедович отметил, что в прошлом году результаты сдачи ЕГЭ в республике были неутешительные. Аттестаты о среднем полном образовании не получили 235 выпускников. Многие из этих ребят забрали из школы аттестаты об основном общем образовании и поступили в колледжи на базе 9 классов. В то же время, подчеркнул министр, проведение ЕГЭ в прошлом году можно считать нашей победой, потому что для всех выпускников были созданы равные условия сдачи экзамена, ЕГЭ проводились честно, неподкупно, прозрачно. И пусть баллы нашими детьми были набраны не такие высокие, как нам хотелось бы, зато восторжествовала справедливость. И теперь всем очевидно: в школе надо учиться! Не следует надеяться на деньги, на связи и т. д., надо рассчитывать только на себя и на свои знания! Знания – единственный механизм получения аттестата и поступления в вуз.
Кто-то из участников встречи спросил, нельзя ли освободить от сдачи ЕГЭ тех, кто не собирается получать высшее образование. И на это Мамбетов напомнил о нововведениях в ЕГЭ – 2015.
Как известно, чтобы получить аттестат о среднем образовании, выпускнику достаточно сдать два обязательных ЕГЭ: по русскому языку и математике. Допуском к ЕГЭ с этого года служит зачет по сочинению. Его выпускники-2015 уже написали 3 декабря. «Незачет» получили 217 человек, в том числе 4 выпускника из Абазинского района. Этим ребятам предстоит пересдача 4 февраля. Если они вновь получат «незачет», еще один шанс им будет дан 6 мая. То есть получить допуск к ЕГЭ реально для всех.
И набрать минимум баллов для сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике – тоже посильно даже для «слабых» учеников. Тем более, что с этого года ЕГЭ по математике будет разделён на два уровня – профильный и базовый. Тем, кто не собирается поступать в вуз или хочет получать высшее образование гуманитарного профиля, достаточно сдать ЕГЭ по математике базового уровня. Оцениваться этот экзамен будет по пятибалльной системе, и сдать его будет гораздо проще, чем ЕГЭ по математике профильного уровня – этот экзамен предстоит тем, кто планирует поступать в технические вузы или получать профессию экономиста и т. п.
К слову, о «слабых» учениках. На встрече живое обсуждение вызвала тема липовых оценок. Кому нужны «пятерки» в журналах, когда обладатели этих оценок потом не могут справиться с ЕГЭ? Зачем тянуть из класса в класс учеников с нулевыми знаниями, по сути даря им «тройки» в журналах? Не справедливее ли было бы наказывать нерадивых учеников и оставлять их на второй год?
Первый заместитель министра Светлана Хапчаева напомнила собравшимся, что школа призвана не наказывать детей, а учить! Конечно, можно понаставить неуспевающим школьникам «двоек» – пятибалльной системы в школе никто не отменял, и оставить их на второй год, но что дальше? Проблема гораздо глубже. Педагогам нужно находить «ключик» к каждому ребенку, чтобы заинтересовать его предметом, зажечь в нем желание учиться, надо работать с родителями таких детей. Надо использовать все средства, чтобы «вытянуть» ребенка из «болота» невежества. И только когда ничто не сработает, можно и про второй год вспоминать. К сожалению, многие педагоги находят куда более простой путь – они не «мучают» ни себя, ни ребенка, а «дарят» нерадивым, на их взгляд, ученикам «тройки», легко навесив на них тот или иной «ярлык» – к примеру, не способен к математике, не способен к техническим наукам и т. д. Но ведь сколько бывает случаев, когда «неспособные» дети, попав к другому учителю, начинают вполне успевать и даже демонстрировать успехи по тому или иному предмету!
Кстати, в ходе встречи М. Мамбетов отметил: «Мы владеем информацией о том, сколько у нас в районах и городах республики «слабых» учителей. Сегодня речь не идет о том, чтобы исключить этих учителей из педагогического процесса. Речь идет о необходимости повышать их профессиональную квалификацию. И мы будем заниматься этим. Более того, в конце 2014 года в рамках соглашения, подписанного Главой нашей республики Рашидом Бориспиевичем Темрезовым с ректором МГУ Виктором Антоновичем Садовничим, принято решение направлять ежегодно по 50 учителей русского языка на повышение квалификации в крупнейший вуз страны».
Очень важно, сказала на встрече Светлана Хаджибековна, обратить внимание на начальное образование. У нас начальная школа традиционно считается очень сильной. Но почему-то в пятом классе качество образования резко падает. Почему? Да потому что мы некачественно работаем в начальных классах. Если ребенок быстро читает, это вовсе не значит, что он понимает прочитанное. Ребенка надо научить находить в тексте главное, чтобы он мог передать суть прочитанного. А наши дети в начальной школе хорошо успевают в основном за счет того, что хорошо все запоминают. В средних же классах, где объем информации резко увеличивается, все запомнить уже не удается, и дети начинают «скатываться». Получается, начальная школа не подготовила детей к средней школе, не научила их главному! В стандартах есть портрет выпускника 4 класса. Думается, родителям стоит ознакомиться с этим портретом и осознать, что должен знать и уметь их ребенок перед средней школой.
И еще. Сегодня многими родителями совершенно недооценивается роль дошкольного образования. Многие мамы и папы, получив путевку на ребенка, не водят своих малышей в садик, другие забирают детей домой пораньше, совершенно не учитывая, что в садиках дети тоже получают образование – базис, который поможет им успешно осваивать программу начальной школы. Это большая ошибка родителей, от которой надо избавляться.
В продолжение обозначенной темы Мурадин Мамбетов отметил, что сегодня мы идем к созданию единых образовательных центров – школа плюс детский сад, где будет один руководитель, единое образовательное пространство, чтобы не прерывался образовательный процесс, чтобы у школы не было претензий к детсаду по поводу слабой предшкольной подготовки детей и т.д.
Возвращаясь же к теме ЕГЭ, Мурадин Мухамедович напомнил и о других нововведениях в Единый государственный в этом году (например, вуз, в который поступает абитуриент, может запросить у школы его сочинение, за которое вправе добавить абитуриенту до 10 баллов, или нововведение, касающееся ЕГЭ по иностранным языкам, – с этого года помимо письменной части выпускникам предстоит сдавать еще и устную часть, за которую предусмотрено до 20 баллов) и отметил, что готовиться к экзаменам надо серьезно.
Как пообещал начальник отдела надзора и контроля в сфере образования Сеитби Кубеков, проводиться они будут и в этом году максимально прозрачно и объективно. Если возникнет хоть какой-то намек на возможность сдать ЕГЭ с чьей-то помощью, не верьте этому! Более того, о подобных случаях стоит сообщать на телефон «горячей линии» в министерстве: 25-52-21, потому что подобное могут пообещать только аферисты. Детей надо настраивать на честную сдачу. В прошлом году из-за различных нарушений – пользование телефоном, списывание и т.д. – с экзаменов без права пересдачи было удалено 23 человека. Хочется, чтобы подобное не повторилось в этом году.
Но нагнетать страх, отмечал М. Мамбетов, впадать в панику не надо. Не надо жаловаться и на психологическое давление, которое якобы испытывают выпускники под «прицелом» камер видеонаблюдения. Как показывает практика, о том, что находятся под видеонаблюдением, дети, как они признавались сами после ЕГЭ, помнили только первые пять-десять минут экзамена, потом это забывалось.
Выпускникам нужно усиленно заниматься, нужно настраиваться на рабочий лад, и все у них получится А родителям следует помнить – настраивать детей на учебу нужно с первых дней в школе. Ну, не может сотворить чудо репетитор в одиннадцатом классе, если школьник бездельничал до этого десять лет!
Разговор получился довольно интересный и полезный. Помимо всех прочих вопросов была поднята и проблема перехода на обучение в одну смену. Родители учащихся гимназии №1 а. Псыж пожаловались, что в 2014 году на территории образовательного учреждения было закрыто здание, признанное аварийным, в котором занималась почти вся начальная школа. Теперь дети учатся в гимназии в две смены, что крайне неудобно. Поэтому собравшиеся в зале попросили министра решить вопрос с пристройкой к зданию гимназии №1.
Как отметил Мурадин Мамбетов, сегодня в республике 49 школ, в которых дети занимаются в две смены. И эту проблему, конечно же, надо решать. Что касается пристройки к Псыжской гимназии, то в этом году в Минстрое КЧР будет рассмотрен вопрос о включении ее в адресную инвестиционную программу. Так что подвижки ожидаются и в этом направлении…
Общаясь уже после встречи с ее участниками, мы услышали единодушное мнение, что общение в подобном формате очень нужно и полезно и для министерства, и для общественности. Ведь в живом диалоге можно услышать ответы на волнующие вопросы, поделиться наболевшим.
– Мне очень понравилось, – говорит учитель подготовительного класса гимназии №1 а. Псыж Марина Хаткова, – что на встрече был сделан акцент на важности дошкольного образования. Как показывает практика, учить детей, пришедших без подготовки в школу, в первом классе по новым стандартам – очень сложно. У ребят уже должен быть необходимый базис…
– А нас действительно волнует вопрос перехода на электронные журналы и дневники, – отметил директор СОШ а. Кубина Магруф Архагов. – Дело в том, что для этого требуется соответствующая материально-техническая база, а у нас сегодня в школе компьютеров примерно 30% от потребности. Больной вопрос и с кадрами. Около 45% учителей – старше 60 лет. И этим педагогам очень трудно перестраиваться на новый лад.
– Перестроиться-то они перестроятся, – заверила учитель начальных классов этой же школы Аминат Архагова, которая, к слову, первой в своей СОШ начала обучать детей по новым федеральным государственным стандартам, – другой вопрос – будут ли родители следить за успеваемостью своих детей через Интернет, которого у многих просто нет дома. И не секрет, что немало родителей и в обычные-то дневники заглядывать не спешат… А вот что касается критики в адрес начальной школы, прозвучавшей на встрече, то со многим можно согласиться. Однако далеко не всегда вина – на учителях. К примеру, на литературное чтение по плану дается только два часа в неделю. Это очень мало. Разве научишь за это время всех детей не только читать, но и анализировать текст, вычленять из него главное?.. Что и говорить, проблем, которые нужно обсуждать и решать, в образовании очень много…
На следующий день подобная встреча министра образования и науки КЧР с общественностью прошла в Адыге-Хабльском районе. И общение в обозначенном формате, как заверили в Министерстве образования и науки КЧР, будет продолжено.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях