И кружились в вальсе пары…

11 февраля в 06:04
1 просмотр

…Это было 21 июня 1941 года. Как и во всех городах и весях огромной несокрушимой державы, в средней школе № 1 им. Максима Горького искрились радостью и предвкушением непременно счастливого будущего лица выпускников. Директор школы Арсений Карташов, выдавая аттестаты, напутствовал ребят и девчат: «Живите, горите, не угасайте, любите Родину, но где бы вы ни были, знайте – Микоян-­Шахар ждет вас! Ну а сейчас – бал до утра!» И закружились в вальсе пары – девчонки в скромных платьицах, ребята, старающиеся казаться солидными и галантными кавалерами, как пушинку поднимающие на руках юных партнерш в вихре танца. Ах, этот безмятежный выпускной вальс, с которого обычно начинаются фильмы и книги о войне, и без этого пролога как бы теряется смысловая связка между мирной жизнью и той, что принесет с собой война: «Завтра рощ испугаются птицы, завтра птиц не признают леса, но все это только завтра случится, через 24 часа». И Арсений Павлович Карташов с мальчишками 4­-го выпуска Микоян­-Шахарской школы добровольно уйдет на фронт. Живыми домой вернутся только двое…

…Это было 21 июня 1941 года. Как и во всех городах и весях огромной несокрушимой державы, в средней школе № 1 им. Максима Горького искрились радостью и предвкушением непременно счастливого будущего лица выпускников. Директор школы Арсений Карташов, выдавая аттестаты, напутствовал ребят и девчат: «Живите, горите, не угасайте, любите Родину, но где бы вы ни были, знайте – Микоян-­Шахар ждет вас! Ну а сейчас – бал до утра!» И закружились в вальсе пары – девчонки в скромных платьицах, ребята, старающиеся казаться солидными и галантными кавалерами, как пушинку поднимающие на руках юных партнерш в вихре танца. Ах, этот безмятежный выпускной вальс, с которого обычно начинаются фильмы и книги о войне, и без этого пролога как бы теряется смысловая связка между мирной жизнью и той, что принесет с собой война: «Завтра рощ испугаются птицы, завтра птиц не признают леса, но все это только завтра случится, через 24 часа». И Арсений Павлович Карташов с мальчишками 4­-го выпуска Микоян­-Шахарской школы добровольно уйдет на фронт. Живыми домой вернутся только двое…
На экране фото того легендарного выпуска во главе с директором школы и мемориальной доски на здании нынешней СОШ № 1 г. Карачаевска. Роль директора школы исполнял заслуженный артист КЧР и Южной Осетии, начальник отдела культуры администрации КГО Шамиль Хубиев, массовку выпускников – хореографический ансамбль «Тебердинка».

Так начался отчетный концерт «И помнит мир спасенный», посвященный 70­-летию Великой Победы, в котором участвовало около 200 самодеятельных артистов округа. Такого в Карачаевске еще не было -­ самое главное, этот концерт потряс воображение зрителей как насыщенностью сценария, где сюжет сценария, театрализованные инсценировки были построены на реальных событиях, свидетелями которых являлись старожилы города, так и открытием новых имен и художественных коллективов.
Пересказывать содержание концерта не берусь – его надо было прочувствовать, -­ на сцене разворачивалось многофигурное эпическое полотно, которое переключалось в сферу внутренних монологов чтецов, и надо сказать, чтецов артистичных, заставляющих вдуматься в каждую строку исполненного стиха… Вот под звуки разрывающихся снарядов на сцену выходит солдат, который, пристроившись на пеньке и достав из планшета карандаш и бумагу, пишет письмо домой. Звучит стихотворение о фронтовых письмах: «Писали их на смертном рубеже под скрежет танков, орудийный рев, писали их в окопах, блиндажах, на бомбами израненной меже»…
Потряс зрителей своей трагичной пластикой и выразительностью дебют театра теней, который исполнял «Балладу о погибшем брате». И оставалось только удивляться, как при помощи сплетения рук, акробатических этюдов за белым полотном под комментарий чтеца артистам (школьникам и студентам университета) удавалось воссоздать выразительную пантомиму, нашедшую отклик в сердцах находящихся в зале ­- молодая горянка с двумя младенцами на руках, дерево, под которым вместе с ним подрастают сыновья, и вот уже взрослые джигиты, обняв мать, отправляются на войну… В финале сын, вернувшись с фронта, со склоненной головой протягивает ей предсмертное письмо брата…
Концерт сопровождался видеорядом на экране, где портреты земляков­-героев Советского Союза и России сменяла кинохроника военных событий, чтобы вновь вернуться к местным событиям огненных лет.
Вот семья Шамаила и Фардаус Халамлиевых из Теберды вместе со спасенными от оккупантов сестрами Брониславой, Фаиной и Линой Гейдеман, чьи родители вместе с десятками тысяч киевских евреев легли под пулями в Бабьем яре. Халамлиевы подвергали риску не только себя, но и жизнь своих 11 детей. Они дали новые имена спасенным сестрам: Байдымат, Фатима, Асият.
26 апреля 1945 года в Москве во время торжественного мероприятия памяти жертв фашизма посол Израиля в России Алиса Шенар вручил Халамлиевым медаль праведников мира. Их имена увековечены на стене праведников в Иерусалиме.
И вновь звучат стихи, когда на экран проецируется портрет Героя Советского Союза Османа Касаева: «Это он своим призывным словом партизан водил в жестокий бой. В тихом сквере в центре Могилева спит Осман под мраморной плитой», и в унисон исполняется песня в исполнении Ш. Хубиева и недавно созданного им ВИА: «Молодость моя, Белоруссия».
Свою роль играли и выразительные мизансцены. К примеру, в канву концерта удачно вписался эпизод из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие», где старшина Федот Васков (Виктор Печков) заставляет вновь обратиться к теме «Женщина на войне». Сопереживая Васкову, мы скорбим вместе с ним, ужасаемся гибели девушек и ясно понимаем, ради чего шли они на смерть в «роковые сороковые».
В обширной концертной программе выделялся и новый фольклорный ансамбль «Алибек», где задействовано 24 солиста с прекрасными голосами, которые блестяще исполнили героические карачаевские песни «Гапалау» и «Джандар», как всегда был на высоте народный хореографический ансамбль «Шохлукъ – Дружба», зрители по достоинству оценили вокал исполнителей из Теберды Ирины Копыловой и народного артиста КЧР Казбека Джамбаева. А еще впервые за много лет на концерте зазвучали балалайка и бас-­балалайка, свирели, флейты, трещотки, баяны в едином ансамбле. Как поделился планами Ш. Хубиев, работники культуры намерены возрождать старинные горские инструменты.
Особое слово – о новой хореографической детской студии «Таулу», которой руководит заслуженный артист Ингушетии Шамиль Голаев. В прошлом профессиональный артист балета госансамблей Северного Кавказа и Турции, этот талантливый хореограф сегодня вкладывает весь свой творческий потенциал в созданный им два года назад коллектив. И именно столько времени Ш. Голаев не показывал его зрителям, готовя сюрприз. И, надо сказать, мастерство, пластика, высокая техника исполнения танцев «Кафа» и «Абизек», где сцену заполнили 50 танцоров, с первых же минут покорили зал. У «Таулу» большие творческие планы, которым, уверена, суждено будет осуществиться.
Едва закрылся занавес, публика взорвалась аплодисментами, и народ не спешил расходиться по домам, так бывает, когда сообща сопереживаешь и радуешься встрече с Прекрасным, и эта пружина обратной связи особенно срабатывает, когда еще затронуты высокие чувства любви и гордости за свою Родину.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях