Почему все не так? Вроде все, как всегда…

17 февраля в 06:08
2 просмотра

В минувшую пятницу в актовом зале Дворца детско­-юношеского творчества имени Юрия Гагарина в рамках месячника оборонно­-массовой и спортивной работы состоялся городской конкурс чтецов-­четвероклассников «Во имя Победы».
Все стихи, звучавшие со сцены, объединяло одно – они были о войне во всех её проявлениях. Суть происходящего аккумулировалась в кратких видеопрезентациях. 2015 год объявлен Годом литературы в России, поэтому, можно сказать, это мероприятие одновременно и отклик на него.
 Первоначально зрители были настроены на праздник. Но он не случился. Правда, с точки зрения любителя литературы, я получила удовольствие, слушая хорошие стихи, -­ настоящие «именины сердца». Трепетность некоторым прочитанным произведениям придавали избранные сценические образы и костюмы исполнителей. К примеру, неповторимо трогательно выглядели в военной форме учащиеся Центра образования № 11 Алик Агирбов и Аэлита Токова.

В минувшую пятницу в актовом зале Дворца детско­-юношеского творчества имени Юрия Гагарина в рамках месячника оборонно­-массовой и спортивной работы состоялся городской конкурс чтецов-­четвероклассников «Во имя Победы».
Все стихи, звучавшие со сцены, объединяло одно – они были о войне во всех её проявлениях. Суть происходящего аккумулировалась в кратких видеопрезентациях. 2015 год объявлен Годом литературы в России, поэтому, можно сказать, это мероприятие одновременно и отклик на него.
 Первоначально зрители были настроены на праздник. Но он не случился. Правда, с точки зрения любителя литературы, я получила удовольствие, слушая хорошие стихи, -­ настоящие «именины сердца». Трепетность некоторым прочитанным произведениям придавали избранные сценические образы и костюмы исполнителей. К примеру, неповторимо трогательно выглядели в военной форме учащиеся Центра образования № 11 Алик Агирбов и Аэлита Токова.
 Однако прекрасные стихи, перемежаясь с объявлениями ведущей (номера школ, представляемых конкурсантами, названия стихотворений), на мой взгляд, души детей не воспламенили. Наверное, потому что атмосфера конкурса была обыденно статичной. Соревнующиеся выходили на сцену, согласно списку, и читали заявленное. А юные зрители, почти не вслушиваясь в тексты, вежливо похлопывали в ладошки. Вины их в том не было никакой. Чтецы старались, как могли, -­ молодцы! Здесь, я думаю, ничего не убавить от «перефразы» немецкого литературного критика Георга Лихтенберга: когда стихи сталкиваются с головой, и при этом раздаётся глухой пустой звук, разве всегда виноваты они? Претензии -­ к взрослым, не сумевшим «расцветить» этот праздник художественного слова…

Конкурс чтецов -­ соревновательное мероприятие по чтению вслух поэтических произведений. Творческую честь школ, пренебрегших этим правилом, защищали дети с небольшими недостатками речи и с бесцветной декламацией. Так что психологическая травма, которую они получили на фоне успешных чтецов, была предсказуема. Одна из участниц, по словам матери (фамилию из этических соображений опускаю), сказала, что дочь готовилась к состязанию всего один день. Нонсенс, если учесть, что, по утверждению организаторов мероприятия, школам о нём было известно за две недели вперёд.
 Поэзия разветвлена на взрослую и детскую. На словесных «площадках» последней младшим школьникам комфортно и уютно. Они понимают и вникают в то, что читают. Поэтому неясно, чем мотивирован подчас педагогически неоправданный подбор не соответствующих детскому возрасту стихотворений. Почему хотели, как лучше, а получился суррогат?
Искреннему общению с поэзией не способствовало и безмолвие жюри, которое, впрочем, нельзя было заподозрить в некомпетентности. Специалист по работе с детьми управления культуры мэрии города Черкесска Олеся Чагарова, актриса Русского театра драмы и комедии КЧР, преподаватель колледжа культуры и искусств имени Аслана Даурова Елена Джанибекова, известный артист Русского театра драмы и комедии КЧР Виталий Вартанов и заведующая отделом по культурно­-досуговой работе МБУ «Дворец культуры» города Черкесска Мария Койлубаева к распределению призовых мест отнеслись объективно. Виталий Вартанов подвёл итог: «Конкурс — важное событие не только в свете Победы над фашистской Германией, но и в ракурсе сегодняшних трагических событий в Донбассе. Правда и честь, которую несла и несёт Россия, срабатывая на эмоциях поэтов, учат детей, причём очень красиво и этично, любви к родине, литературе народов нашей страны и гордости за свой народ в целом. Хвала всем участникам конкурса за то, что они старательно выучили стихи. Я смотрел на выступления сквозь призму профессионала — трогают ли они или нет мои чувства, моё сердце, умеют ли дети перешагивать через свои волнения, вживаться в образ. В этом плане всех превзошёл ученик шестой школы Володя Бердиев, занявший первое место. Дарование чтеца у него от природы. Если он и дальше будет совершенствовать его, то в будущем займёт достойное место в культуре Карачаево-Черкесии».
Выступления всех конкурсантов анализировались аргументированно. Учащиеся, разделившие между собой вторые и третьи места, тоже были охарактеризованы по достоинству: грамотные, с хорошими голосовыми данными и исполнительским мастерством.
К сожалению, вердикт был вынесен, когда дети уже разошлись. На мой взгляд, это неправильно. Многие школы к конкурсам готовятся серьёзно. Дети волнуются, репетируют, фантазируют… У них так же, как и у нас, взрослых, есть своё достоинство. На конкурсе их всех обидели, предложив разойтись сразу после завершения выступлений. Разочарованные таким финалом, дети покинули зал с возмущённым «у­-у-­у», которое, впрочем, не покоробило слух организаторов мероприятия. Но это -­ полбеды.
Беда в том, что они не осознали это даже тогда, когда возник мой естественный вопрос, почему не было никаких комментариев и озвучивания результатов конкурса? Эстафетно переданный от одного члена жюри к другому, он завершился глубокомысленным ответом: «так нам сказали». То есть неведомый кто­-то. Справедливости ради отмечу, что конкурс чтецов — веха в месячнике оборонно-­массовой и спортивной работы. Награды по показателям впереди. Но и поэтапные мероприятия можно было бы сопроводить хотя бы картонными жетонами, изготовленными школьниками города на уроках рисования. Задорно, бесплатно и весело, скажем, по номинациям «Артистизм исполнения», «Выразительная речь» и так далее. Не помешали бы и мастер­-классы…

ПОСТСКРИПТУМ

На январском заседании республиканского оргкомитета «Победа» глава Карачаево-­Черкесии Рашид Темрезов призвал исключить формализм из работы по подготовке праздничных мероприятий. «Подготовка и празднование мероприятий, приуроченных ко Дню Победы, – это не только дань исторической памяти, -­ сказал он, -­ но, в первую очередь, основополагающий элемент воспитания гражданственности и патриотизма молодого поколения».
 Мероприятия, посвящённые 70­-летию Победы над немецко­-фашистскими захватчиками, набирают обороты. Не боясь высокопарности, скажу: боль, пронзившая сердце нашей Родины-­матери, не должна утихнуть никогда. Как сказал поэт, детям нужно «яркое солнце и добрый сон». Но для этого педагогам необходимо работать с отдачей великого педагога Януша Корчака, погибшего в крематории концлагеря вместе со своими воспитанниками. Он, сказочник и педагог, до конца остался с ними. Жаль, что на конкурсе не прозвучало стихотворение, посвящённое ему.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях