Шахтерская слава Виктора Филатова

17 февраля в 05:55
12 просмотров

На днях из Москвы пришла печальная весть – на 73-м году жизни не стало Виктора Андреевича Филатова, почетного шахтера РСФСР, кавалера орденов «Шахтерская слава» 3-х степеней, кандидата технических наук, бывшего генерального директора Карачаевского шахтоуправления. По большому счету, он олицетворял шахтерскую славу горного края, с его именем была связана одна из заметных страниц летописи горнорудной промышленности Карачаево-Черкессии. Филатов внес весомый вклад в развитие угольных шахт и градостроительства Карачаевского городского округа. Он неоднократно избирался депутатом городского и областного совета, являя собой пример активного общественника, не замыкавшегося сугубо на делах производственных.
 Тот, кто работал в забое, добывал в узких штреках глубоко под землей свой трудный уголь, постоянно рискуя жизнью, искал в обвалах друзей и кому знакомо ни с чем не сравнимое осязание первого глотка свежего воздуха на поверхности после смены, шахтерское братство пронесет через всю жизнь. Виктор Филатов был из потомственных шахтеров. И теперь, когда его нет, остается уважение к пути, который он прошел, и деятельному стремлению творить добро.
Он родился в суровом 1942 году в шахтерском городке Торез (бывший Чистяково), когда фашистские полчища зверствовали в Донбассе, а неподалеку, в Краснодоне, ушли в бессмертие члены подпольной комсомольской организации «Молодая Гвардия». На днях из Москвы пришла печальная весть – на 73-м году жизни не стало Виктора Андреевича Филатова, почетного шахтера РСФСР, кавалера орденов «Шахтерская слава» 3-х степеней, кандидата технических наук, бывшего генерального директора Карачаевского шахтоуправления. По большому счету, он олицетворял шахтерскую славу горного края, с его именем была связана одна из заметных страниц летописи горнорудной промышленности Карачаево-Черкессии. Филатов внес весомый вклад в развитие угольных шахт и градостроительства Карачаевского городского округа. Он неоднократно избирался депутатом городского и областного совета, являя собой пример активного общественника, не замыкавшегося сугубо на делах производственных.
 Тот, кто работал в забое, добывал в узких штреках глубоко под землей свой трудный уголь, постоянно рискуя жизнью, искал в обвалах друзей и кому знакомо ни с чем не сравнимое осязание первого глотка свежего воздуха на поверхности после смены, шахтерское братство пронесет через всю жизнь. Виктор Филатов был из потомственных шахтеров. И теперь, когда его нет, остается уважение к пути, который он прошел, и деятельному стремлению творить добро.
Он родился в суровом 1942 году в шахтерском городке Торез (бывший Чистяково), когда фашистские полчища зверствовали в Донбассе, а неподалеку, в Краснодоне, ушли в бессмертие члены подпольной комсомольской организации «Молодая Гвардия». И как же болело его сердце за сегодняшний Донбасс, где рвутся снаряды и бесчинствуют украинские националисты, не щадя ни мирных жителей, ни уникальной инфраструктуры, что возводилась еще в то время, когда Украина считалась сестрой России! Он часто созванивался из Москвы со своим бывшим заместителем по труду и кадрам Карачаевского шахтоуправления, другом семьи Лидией Бобковой из поселка Орджоникидзевского: «Опять хватался за валидол. На это невозможно смотреть по телевизору! Ведь там у меня остались родственники, друзья. Слава Богу, забрал из Тореза племянников, они теперь со мной в Москве. Как хочется дожить до светлого дня освобождения Донбасса»…
 Увы, судьбой было уготовано, чтобы этот миролюбивый, добросердечный человек и родился, и ушел из жизни, когда его родной Донбасс пылал в огне войны… Здесь, в его любимом Торезе, Виктор Филатов в конце 50-х впервые спустился в шахту, почти как в песне: «Там, на шахте угольной, паренька приметили, руку дружбы подали, повели в забой»… В шахтерской среде к нему пришло увлечение футболом. С членами своей команды он работал по две смены, чтобы заработать выходные для поездок на соревнования. Имея необходимый стаж, Виктор легко поступил в Московский горный институт. Во время учебы по обмену студентами он едет в ГДР, в университет города Фрейбурга, который успешно оканчивает. Там он познакомился со своей будущей супругой Ириной, с которой прожил долгие годы счастливой жизни. Затем он возвращается в Москву, оканчивает аспирантуру в родном вузе, защищает кандидатскую, занимается научным руководством выпускников вуза, которые впоследствии заняли крупные посты в главках и министерстве топливной промышленности СССР.
 В 1976 году В. Филатов был рекомендован и направлен на рудник Эльбрусский для создания базы по прохождению практики студентов Московского горного института. Рядом была и супруга Ирина Павловна, которая возглавила местную школу, впоследствии работала в КЧГПИ, заведовала Карачаевским гороно. В Эльбрусском Виктор Андреевич сразу же приступил к проектно-изыскательным работам для строительства шахты «Студенческая», и спустя некоторое время она была пущена в эксплуатацию по добыче свинцово-цинкового концентрата. Каждое лето Эльбрусский оживал – столичные студенты-практиканты вместе с преподавателями вносили разнообразие в культурную жизнь поселка, их руками был построен и Дом культуры, который служит людям по сей день.
 В 1985 году приказом министра топливной промышленности РСФСР В. Филатова назначают генеральным директором Карачаевского шахтоуправления. С его приходом большое внимание стало уделяться дисциплине труда, технике безопасности. Без действенного внимания не оставалась ни одна просьба шахтёров, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Значительно повысилась зарплата шахтеров. Самое главное, с приходом Филатова шахтоуправление стало настоящим градостроительным предприятием, начался грандиозный бум строительства жилья для шахтеров, и стороннему наблюдателю оставалось только удивляться, как ему удается «пробивать» самые непробиваемые проекты. Но в этом не было ничего удивительного, ведь в столичных главках и профильных министерствах были сплошь его бывшие выпускники и аспиранты, они – то и шли навстречу благим намерениям Виктора Андреевича, который душой полюбил Карачаево-Черкесию и желал ей только процветания. Так были возведены для шахтеров и их семей: 35- и 40-квартирный дома в Орджоникидзевском, 35-, 38-, 60-квартирный в поселке 11 шахта (ныне Мара-Аягъы), 60- и 55-квартирный в Карачаевске. Под газовое отопление были переоборудованы котельные шахтерских поселков, построен детский сад в Орджоникидзевском. Филатов не оставлял без внимания школы и детские сады как шахтерских поселков, так и города Карачаевска: обеспечивал оргтехникой, оборудованием, мебелью. Он одинаково помогал как православным храмам, так и мечетям, всегда подчеркивая, что гордится взаимопониманием религий в Карачаево-Черкесии. Большая дружба связывала его с благочинным митрофорным протоиереем отцом Василием Афониным.
Как вспоминает Л. Бабкова, благодаря Филатову шахтоуправление имело свою базу отдыха в Темрюке на побережье Черного моря, где ежегодно отдыхали шахтеры с семьями, но когда были свободные места, к ним присоединялись жители Карачаевска и района. Имелось у шахтеров и свое подсобное хозяйство, где разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, пчел. Продукция реализовывалась шахтером по символическим ценам. Кроме того, шахтоуправление заключило договоры с промышленными предприятиями Москвы и Ставрополя на поставку под реализацию бытовых электротоваров, холодильников, спиральных машин, постельного белья (а это были годы тотального дефицита, когда прилавки магазинов всегда пустовали) – все это опять – таки предназначалась шахтерам.
«А как торжественно, волнующе мы ежегодно праздновали День шахтера! – продолжает Лидия Бабкова. – Мы были одной большой семьей, что называется – и в радости, и в горе. И когда в 1992 году на шахте № 32 в результате аварии погибли тринадцать наших шахтеров, в траур погрузилось все шахтоуправление. Филатов сделал для семей погибших все возможное, чтобы как-то облегчить их участь: помогал устраиваться в вузы их детям, решал квартирный вопрос, словом, постоянно оказывал им свое содействие. Не почувствовали мы на себе и кризиса лихих 90-х, когда шахтеры страны выходили на забастовки и стучали касками по асфальту. За Филатовым мы были как за каменной стеной».
 При ликвидации Карачаевского шахтоуправления в 1998 году Виктор Филатов предусмотрел все имеющиеся льготы для работников: шахтеры и остальной персонал получили трехмесячное выходное пособие, подземные рабочие были освидетельствованы на профзаболевания для получения пособия по потере трудоспособности. Кроме того, в план ликвидационных работ была включена специальная статья, по которой дома, построенные в свое время над подработанным пространством в зоне шахт в поселках Орджоникидзевском, Малокурганном и Маркопи, комиссия признала находящимися в опасной зоне, и это позволяло жильцам на законных основаниях требовать от государства переселения в благоустроенные квартиры.
После ликвидации шахт горняки разъехались по просторам страны, но многие остались. Об этих людях и их семьях, их трудоустройстве думал В. Филатов, создавая ЗАО «Андезит» в 2002 году. Он планировал открыть карьер по добыче щебня, тем самым открыть новые рабочие места. Но не было достаточных средств для поддержки такого предприятия. Тем не менее Виктор Андреевич не сдавал позиций до последнего – открывал небольшие цеха, базу по доставке угля для населения… К нему и после ликвидации шахт тянулись люди, и его щедрое открытое сердце было распахнуто для всех, кто его знал.
Память о замечательном человеке, истинном патриоте и большом труженике останется жить в сердцах шахтеров. Они не забудут тепло, добытое с ним из-под земли, и тепло его дружеского участия в судьбах тех, кто в нем нуждался.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях