Играй гармонь, душа Кавказа

28 апреля в 06:16
11 просмотров

Состоявшийся на днях в Карачаевском районе традиционный конкурс гармонисток, посвящённый 58-й годовщине возвращения карачаевского народа из мест депортации на историческую родину, на этот раз собрал как никогда аншлаг. Проходил он в Коста-Хетагуровском СДК, как всегда уютном, тёплом, насыщенном яркими содержательными экспозициями об уникальной истории старинного осетинского села, – за всем этим стоит кропотливая ежедневная работа заведующей Ирмы Чеховой и художественного руководителя Ларисы Кушховой, чьими стараниями сюда не зарастает народная тропа. Но это – предмет отдельного разговора, и тем не менее именно здесь проводятся многие районные массовые мероприятия, где царит самая доброжелательная аура и есть что увидеть, чем погордиться, а многим культработникам – взять себе на заметку… В этот раз в глаза сразу бросилась одна особенность – на данном конкурсе не наблюдалось деления на городских и сельских. Поболеть за самодеятельных гармонисток района приехали как зрители, так и группа поддержки с доулами и трещотками. Ведь даже люди, не сведущие в тонкостях кавказской музыки, хорошо знают, что национальная гармонь без барабана и трещоток – то же самое, что еда без специй.

Состоявшийся на днях в Карачаевском районе традиционный конкурс гармонисток, посвящённый 58-й годовщине возвращения карачаевского народа из мест депортации на историческую родину, на этот раз собрал как никогда аншлаг. Проходил он в Коста-Хетагуровском СДК, как всегда уютном, тёплом, насыщенном яркими содержательными экспозициями об уникальной истории старинного осетинского села, – за всем этим стоит кропотливая ежедневная работа заведующей Ирмы Чеховой и художественного руководителя Ларисы Кушховой, чьими стараниями сюда не зарастает народная тропа. Но это – предмет отдельного разговора, и тем не менее именно здесь проводятся многие районные массовые мероприятия, где царит самая доброжелательная аура и есть что увидеть, чем погордиться, а многим культработникам – взять себе на заметку… В этот раз в глаза сразу бросилась одна особенность – на данном конкурсе не наблюдалось деления на городских и сельских. Поболеть за самодеятельных гармонисток района приехали как зрители, так и группа поддержки с доулами и трещотками. Ведь даже люди, не сведущие в тонкостях кавказской музыки, хорошо знают, что национальная гармонь без барабана и трещоток – то же самое, что еда без специй.

Возраст конкурсанток роли здесь не играл – на сцене на равных состязались в игре и школьницы, и женщины преклонных лет. И, безусловно, фишкой программы стало выступление 90-летней гармонистки Халимат Хасановой, представлявшей Нижне-Каменномостский Дом культуры. Как сказала достопочтенная Халимат Дугуовна, именно в апрельские дни далёкого 1957 года, когда поезда с карачаевцами возвращались на родину, в каждом вагоне находилась своя гармонистка, игравшая на железнодорожных станциях по пути следования, где на платформах стихийно возникал танцевальный круг. Национальная гармонь поддерживала дух народа и на чужбине, натруженные руки признанных гармонисток, от зари до зари обрабатывавшие хлопковые и свекловичные поля Средней Азии, не изменяли почитаемому на Кавказе музыкальному инструменту. – Поистине, в дни трагедии народной, когда лишились хлеба мы и песен, когда мы скалы на плечах несли, гармонь выражала душу народа и помогала мужественно переносить все жизненные тяготы, – подчеркнула Х. Хасанова.
Мысли старейшей гармонистки Карачая перекликались с размышлениями её ровесницы, 90-летней Зинаиды Харитоновны Псхациевой, бывшей учительницы осетинского языка: «Кавказская гармонь сближает наши народы, ведь её мелодии создают целый мир ассоциаций: это поле, горы, гимн праведному труду, свадьбы, рождение ребёнка, наконец, дружеские застолья, узы куначества. У любого кавказского народа гармонисты испокон века были в чести. А самые виртуозные – национальным достоянием».
Начался конкурс, и зрители одинаково восторженно аплодировали удачному исполнению карачаевских, черкесских, абазинских и осетинских мелодий. Самое ценное – конкурс гармонисток сблизил поколения, заставил юных зрителей, присутствовавших в зрительном зале, забыть про компьютер и вернуться в мир неподкупных человеческих чувств, подлинного народного творчества.
Участников конкурса тепло приветствовали члены жюри: глава Коста-Хетагуровского сельского поселения И. Магкаев, заместитель главы администрации Карачаевского муниципального района О. Тохчуков, начальник районного отдела культуры, народный артист КЧР С. Байкулов, народная артистка КЧР Л. Батчаева и другие. Первой на сцену вышла гармонистка Мария Джаубаева, она же художественный руководитель Джингирикского СДК. В районе она известна как подлинная энтузиастка, отдающая себя народному творчеству, – через её руки прошли поколения юных гармонистов, танцоров, вокалистов. В её исполнении прозвучало попурри мелодий карачаевских народных песен, которое, несомненно, отличалось уверенной игрой и последовательностью переходов от величественных мелодий до жизнерадостных свадебных. Оригинальностью исполнения блеснула гармонистка Лариса Гочияева, представлявшая Верхне-Учкуланский СДК. Кроме национальных мелодий она вне конкурса под собственный аккомпанемент спела песню «Катюша» на русском, карачаевском и …испанском языках. Заслуженная артистка КЧР, известная исполнительница романсов, лауреат многих конкурсов, преподаватель вокала Лейла Гагуа (п. Новый Карачай) на данном конкурсе выступила как самодеятельная гармонистка, и довольно успешно. На суд жюри и зрителей она представила абазинские народные мелодии. Вне конкурса своё мастерство представила профессиональная гармонистка с 40-летним стажем, художественный руководитель Верхне-Каменномостского СДК Халимат Джазаева. Впрочем, мастер-классы от признанных гармонистов, как это и было задумано организаторами конкурса, не только подняли его на высокую ступень, но и выполнили свою достойную миссию – во всей красе показать образцы аранжировки и одновременно бережное отношение к национальной самобытности звучания народного инструмента. Так, исполнение осетинских народных мелодий виртуозной гармонисткой Ларисой Кушховой блистало как техникой, так и строгим соответствием классическим канонам. Осетинскую тему продолжил и один из сильнейших гармонистов Северного Кавказа, концертмейстер народного ансамбля «Шохлук-Дружба» Ислам Салпагаров, сорвавший шквал аплодисментов.
Зрители по достоинству оценили адыгские мелодии в исполнении Раисы Коблевой (Хумаринский СДК), свадебные наигрыши Тамары Лепшоковой (Правокубанский СДК), Зарифат Магомедовой (Хурзукский СДК) и других.
По итогам конкурса первое место было присуждено Ларисе Каракетовой (а. Карт-Джурт), на втором месте – Фариза Байчорова (а. Нижний Каменномост), третье место разделили Тезада Темирова (а. Хумара) и Апуаджан Карчаева (а. Кумыш), которые были награждены почётными грамотами и ценными подарками. Старейшая участница конкурса Х. Хасанова была отмечена особым призом в номинации «За сохранение народных традиций и фольклора».

Людмила ОСАДЧАЯ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях