Играя роль, выдумывай, твори…

28 апреля в 06:37
11 просмотров

«Великая актриса маленького театра», – так восхищенно отозвался об актрисе Карачаевского театра Розе Хапчаевой очарованный ее игрой, харизмой, пластикой известный поэт Кайсын Кулиев. В актерском мастерстве Кайсын Шуваевич знал толк, ведь сам он был выпускником Балкарской театральной студии, профессиональным актером, окончившим ГИТИС. И столь высокой оценки Роза была удостоена, когда поэт увидел в 1979 году спектакль «Осененная звездой», где Хапчаева играла роль Аймуш.
Откуда в городской, выросшей в семье директора школы, единственной девочке умение носить платья, повязывать платки, шали и косынки так, как это делали наши прапрабабушки в 17-19 веках? Видимо, в талантливом человеке жива генетическая память предков.
Я обожаю ее легкую, изысканную походку, ее скульптурно вылепленное лицо, ее скулы… Невольно вспоминаются строки Инны Кашежевой: «Это они (горы) заключили в плен клокотанье струн. Это они научили мужеству скулы мои»…
Четкость в речи, четкость и слаженность психофизических данных в творческой работе. При этом, как в любом гениальном человеке, в ней два возраста: умудренный жизнью человек и маленькая с копной медно-рыжих густых волос девочка.

«Великая актриса маленького театра», – так восхищенно отозвался об актрисе Карачаевского театра Розе Хапчаевой очарованный ее игрой, харизмой, пластикой известный поэт Кайсын Кулиев. В актерском мастерстве Кайсын Шуваевич знал толк, ведь сам он был выпускником Балкарской театральной студии, профессиональным актером, окончившим ГИТИС. И столь высокой оценки Роза была удостоена, когда поэт увидел в 1979 году спектакль «Осененная звездой», где Хапчаева играла роль Аймуш.
Откуда в городской, выросшей в семье директора школы, единственной девочке умение носить платья, повязывать платки, шали и косынки так, как это делали наши прапрабабушки в 17-19 веках? Видимо, в талантливом человеке жива генетическая память предков.
Я обожаю ее легкую, изысканную походку, ее скульптурно вылепленное лицо, ее скулы… Невольно вспоминаются строки Инны Кашежевой: «Это они (горы) заключили в плен клокотанье струн. Это они научили мужеству скулы мои»…
Четкость в речи, четкость и слаженность психофизических данных в творческой работе. При этом, как в любом гениальном человеке, в ней два возраста: умудренный жизнью человек и маленькая с копной медно-рыжих густых волос девочка.

В совершенстве владея литературной русской речью (учительница по русскому языку в Казахстане была дворянкой, выпускницей института благородных девиц), Роза Ибрагимовна предпочла служить в карачаевском театре, играть на родном карачаевском языке. Надо подчеркнуть, что мало кто так владеет родной речью, как она. Хотя справедливости ради скажу, что все выпускники театральной студии КЧАО Ставропольского края, которым посчастливилось учиться в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (к ним относится и Роза), отличаются высокой культурой речи, поведения, ритмопластикой, вокалом. Все поют, фехтуют, у всех прекрасная дикция, поставленные голоса. Борис Тохчуков, Чотай Алиев, Борис Уртенов, Дженет-Хан Кумратова, Ибрагим Джабаев зарекомендовали себя не только хорошими актерами, они – певцы, композиторы, поэты…
Розу Бог одарил академическим меццо-сопрано, и в фондах радиокомитета хранятся записи более пятидесяти песен, спетых Хапчаевой в семидесятых годах, когда она несколько лет была солисткой хора Карачаево-Черкесского областного радио. Именно в ее исполнении обрела популярность песня «Домбайский вальс» Шахарбия Эбзеева, как и песни Маджита Ногайлиева, Марата Кочкарова и других композиторов. А как Роза исполняет песню-поэму «Акътамакъ» Исмаила Семенова! Как она интонирует, какие обертона, сколько эмоций! Она поет и играет песню, мало кто из певцов так чувствует ритм и мелодику!
А сколько интересных находок у актрисы на репетициях. Какие мизансцены придумывает ее искрящийся жизнерадостный талант!
Роза – комедийная актриса, но и в ролях драматического накала у нее были захватывающие, гипнотизирующие воображение зрителей эмоциональные взлеты. По-разному проявлялся талант актрисы в спектаклях «Хитроумная влюбленная» (роль Белисы), «Бабуца, Гагуца, Данел и Дарданел» (роль Бабуцы), «Безродная невестка» (роль Бексады), «Огурлу» (роль Айшат), «Черный ноябрь 43-го» (роль Аминат) и т. д. Но всегда ее герои запоминались, воспринимались как живые, реальные люди, со своим характером, со своими мыслями, чувствами.
Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир людей-зрителей. Театр – школа нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. И сколько же сил, душевного тепла отдала Роза Ибрагимовна за долгие годы работы в театре своим зрителям! Сколько в ней удивительной творческой энергии! И в преддверии юбилея замечательной актрисы хочется пожелать ей многие лета и много ролей!

Л. ГОЧИЯЕВА,
заслуженная артистка России, народная

артистка КЧР, член Гильдии актеров кино России.

Поделиться
в соцсетях