В атмосфере открытости и гласности

28 апреля в 07:18
1 просмотр

24 апреля Высший арбитражный суд Карачаево-Черкесской  Республики отметил очередную дату со дня своего образования.
В настоящее время в суде действуют две судебные коллегии: судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Наш корреспондент встретилась с председателем арбитражного суда КЧР Игорем Мельниковым и попросила ответить на ряд вопросов.
– Игорь Михайлович, 2014 год был ознаменован двумя важными событиями: 150-летием судебной реформы и объединением двух высших судов: Высшего арбитражного и Верховного суда. Что вы думаете о потенциальных перспективах развития отечественной судебной системы?
– Действительно, 150 лет назад 20 ноября 1864 года Указом Александра II были обнародованы Судебные Уставы, среди которых был и Устав гражданского судопроизводства. Судебной реформой Александр II предпринял попытку кардинально «возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого от высшего до низшего».

24 апреля Высший арбитражный суд Карачаево-Черкесской  Республики отметил очередную дату со дня своего образования.
В настоящее время в суде действуют две судебные коллегии: судебная коллегия по рассмотрению экономических споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Наш корреспондент встретилась с председателем арбитражного суда КЧР Игорем Мельниковым и попросила ответить на ряд вопросов.
– Игорь Михайлович, 2014 год был ознаменован двумя важными событиями: 150-летием судебной реформы и объединением двух высших судов: Высшего арбитражного и Верховного суда. Что вы думаете о потенциальных перспективах развития отечественной судебной системы?
– Действительно, 150 лет назад 20 ноября 1864 года Указом Александра II были обнародованы Судебные Уставы, среди которых был и Устав гражданского судопроизводства. Судебной реформой Александр II предпринял попытку кардинально «возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем всех и каждого от высшего до низшего».

Судебная реформа 1864 года внесла значительные изменения в судоустройство крепостнической России, отличавшееся узкосословной системой, прямой зависимостью суда от администрации, многообразием и многочисленностью судебных инстанций, инквизиционным характером процесса, основанного на теории формальных доказательств.
Основными принципами системы гражданского судопроизводства были: отделение судебной власти от исполнительной; введение состязательного процесса; гласность судопроизводства; решение гражданских дел только в двух инстанциях; рассмотрение в кассационном порядке окончательных решений, в случае нарушения или неправильного применения закона.
Реформой 1864 года были установлены суды с избираемыми судьями – это мировые судьи, и суды с назначаемыми судьями – это окружные суды и судебные палаты.
Второй инстанцией в системе общих судов являлась судебная палата. В ней в апелляционном порядке рассматривались дела по жалобам на приговоры и решения окружных судов, вынесенные без присяжных заседателей.
Верховным органом правосудия являлся Правительствующий Сенат. Большое значение для независимости суда и упрочения принципа законности в гражданском процессе дореволюционной России имело создание адвокатуры.
Судебная реформа создала не только новый суд, но и новую систему правоохранительных органов, более того, новое понимание и представление о законности и правосудии.
Принципы, заложенные в судебной реформе Александра II, являются основополагающими и в нынешнее время: принцип состязательности, принцип открытости и гласности, принцип равенства всех перед законом, принцип прозрачности принимаемых решений.
Говоря об объединении Высшего арбитражного и Верховного судов, следует отметить, что целью создания единого высшего судебного органа явилось обеспечение единства подходов при отправлении правосудия в отношении граждан и юридических лиц, создание однородности судебной практики, исключение возможности отказа в судебной защите в случае спора о подведомственности дела.
В Верховном суде сформированы коллегии по рассмотрению: гражданских, административных, уголовных и экономических споров, судебная коллегия по делам военнослужащих, дисциплинарная коллегия.
По сути, коллегией по экономическим спорам рассматриваются дела, которые были подведомственны Высшему Арбитражному суду.
Обновленный Верховный суд является высшим судом для федеральных судов и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.
В 2012 году утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2013-2020 годы, которая направлена на обеспечение преемственности при реализации мероприятий по развитию судебной системы, улучшение качества осуществления судебных экспертиз и повышение эффективности исполнения судебных решений.
Но на этом реформы не окончены, реформы продолжаются. Принимаются новые законы и нормативно-правовые акты. Так, на рассмотрении в Государственной Думе находится законопроект «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации», главной целью которого является рационализация арбитражного процесса – снижение нагрузки на суды, ускорение рассмотрения дел, сближение гражданского и арбитражного процессов. Предполагает введение обязательного досудебного урегулирования споров, также приказного производства и другие изменения, направленные на обеспечение доступности, гласности и упрощения рассмотрения споров, более эффективной защиты нарушенных прав хозяйствующих субъектов и граждан.
– Как отразилось создание нового Верховного суда на работе Арбитражного суда республики?
– Произошло объединение двух высших судов – Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Объединение высших судов произошло с целью усовершенствования системы правосудия, единого толкования законов судами общей юрисдикции и арбитражными судами и обеспечения единой судебной практики.
На законодательном уровне также была проделана значительная работа. Был принят закон о поправке к Конституции РФ «О Верховном суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О Верховном суде РФ», внесены изменения в Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ».
В состав Верховного суда Российской Федерации входят 170 судей, отобранных по новым правилам. Определены новая компетенция Пленума и Президиума Верховного суда Российской Федерации, полномочия председателя Верховного суда Российской Федерации и его заместителей.
Изменена компетенция не только Верховного суда Российской Федерации, но и Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации. В настоящее время он занимается обеспечением деятельности не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов.
Верховный суд Российской Федерации стал единственным высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, а также по разрешению экономических споров.
Функции по разрешению экономических споров, ранее подсудных Высшему арбитражному суду Российской Федерации, в настоящее время осуществляет Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации, состоящая из 30 судей.
Хотелось бы отметить, что новый высший орган судебной власти за весьма короткий срок организовал эффективную и качественную работу вновь созданной судебной системы.
– Внедрение новых технологий в современных условиях работы государственных органов принимает все более широкое распространение. Как они применяются в Арбитражном суде республики?
– За последние 5-6 лет широкое распространение получили государственные услуги с применением Интернет – технологий и новых видов связи. Арбитражная судебная система не стала исключением в этом процессе.
Так, Федеральным законом №228-ФЗ от 27.07.2010 внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, согласно которому исковое заявление может быть подано в арбитражный суд в электронном виде посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в Интернете. Таким же способом могут направляться жалобы и заявления в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции. Кроме того, стороны имеют возможность представлять в арбитражный суд документы в электронном виде.
На официальном сайте суда, используя калькулятор госпошлины, имеется возможность рассчитать размер государственной пошлины, заполнить и распечатать квитанцию для оплаты.
Кроме того, все вступившие в силу решения публикуются в программном комплексе «Картотека арбитражных дел». Резолютивная часть решения отражается в системе после объявления, полный текст размещается на сайте в течение пяти дней.
На официальном сайте суда – функционирует система поиска и просмотра информации о рассматриваемом в суде деле, его текущем статусе, процессуальных сроках и датах рассмотрения, график назначенных судебных заседаний, принятых судебных актах. Всё это, несомненно, повышает уровень открытости, прозрачности и доступности экономического судопроизводства в регионе.

П. ВЛАДИМИРОВА.

Поделиться
в соцсетях