Свет, который не гаснет

12 мая в 12:59
5 просмотров

В июне 1941-го года размеренная жизнь Маджира Батдаловича Кущетерова из аула Сары-Тюз, как и у миллионов других наших соотечественников, изменилась в одночасье, выбитая из привычной колеи холодящим сердце сообщением о нападении Германии на СССР. Маджиру было тогда тридцать лет. Старший ребенок в многодетной семье, он с ранних лет много и тяжело трудился, чтобы помочь родителям выучить и поднять младших сестер и братьев, а также освоиться на новом месте, в только что созданном ауле Сары-Тюз, где Кущетеровы были одними из первых жителей и к началу войны сумели обустроить большое и уютное родовое гнездо.
Посвятив всего себя родным и близким, Маджир так и не успел обзавестись своей собственной семьей. Все казалось, что успеется, что все идет своим чередом, но все планы и мечты молодого мужчины разрушила грянувшая война. Воспитанный в типичной горской семье, где честь и мужество всегда стояли на первом месте, наш герой не мог оставаться дома, когда требовалось встать на защиту Родины. В числе первых М. Кущетеров отбыл на фронт.

В июне 1941-го года размеренная жизнь Маджира Батдаловича Кущетерова из аула Сары-Тюз, как и у миллионов других наших соотечественников, изменилась в одночасье, выбитая из привычной колеи холодящим сердце сообщением о нападении Германии на СССР. Маджиру было тогда тридцать лет. Старший ребенок в многодетной семье, он с ранних лет много и тяжело трудился, чтобы помочь родителям выучить и поднять младших сестер и братьев, а также освоиться на новом месте, в только что созданном ауле Сары-Тюз, где Кущетеровы были одними из первых жителей и к началу войны сумели обустроить большое и уютное родовое гнездо.
Посвятив всего себя родным и близким, Маджир так и не успел обзавестись своей собственной семьей. Все казалось, что успеется, что все идет своим чередом, но все планы и мечты молодого мужчины разрушила грянувшая война. Воспитанный в типичной горской семье, где честь и мужество всегда стояли на первом месте, наш герой не мог оставаться дома, когда требовалось встать на защиту Родины. В числе первых М. Кущетеров отбыл на фронт. Отвлекаясь, нужно сказать и о том, что его младший брат Халит – на тот момент курсант военного училища – скоро последовал за братом на передовую. Только Халит служил во флоте, а Маджира направили в артиллерию.

Домой летели добрые и полные оптимизма письма, а в реальности нашему герою довелось сполна испить горькую чашу военного времени. За годы службы он побывал в адском пекле: выжил в Сталинградской «мясорубке» и внес свой вклад в победу в жесточайших сражениях на Курской дуге. По статистике, средняя продолжительность жизни рядового солдата Красной Армии в Сталинградской битве равнялась трем часам, а молодой сержант Маджир Кущетеров провел в этом аду не одни сутки.
Знакомые семьи и соседи говорили потом, что Маджира спасла любовь матери. Помните, у Симонова: «Просто ты умела ждать, как никто другой»? Бедная женщина после того, как проводила любимого старшего сына на фронт, ни разу не спала в постели, дни и ночи проводила по возможности у калитки, ожидая возвращения Маджира. Она буквально вымолила жизнь сыну у Всевышнего, ведь сам Кущетеров никогда не прятался за спины других. Его боевые заслуги были отмечены многочисленными наградами, среди которых «говорящая» медаль – «За отвагу».
В январе 1943 года в бою за Сталинградский тракторный завод командир орудия Маджир Кущетеров прямой наводкой из своего орудия лично уничтожил 3 пулемета, 2 блиндажа с огневыми точками и несчитанное количество гитлеровцев. За умелые, инициативные и смелые действия в бою наш земляк был представлен к медали «За боевые заслуги». Тогда же он был награжден медалью «За оборону Сталинграда».
Мужество и решительность Кущетеров, на тот момент сержант 95-й гвардейской стрелковой дивизии 233 гвардейского артиллерийского полка Воронежского фронта, проявлял и во всех боевых операциях знаменитой Курской битвы. Двенадцатого июля 1943 года в сражении под деревней Прохоровкой в районе высоты 236,7 при отражении танковой контратаки противника он из своего орудия уничтожил один танк и две автомашины фашистов. За проявленную отвагу был представлен к ордену Красной Звезды.
Опытный боец Кущетеров был примером и своего рода учителем для своих младших товарищей. Скром-ный и тихий в мирное время, Маджир в годы войны продемонстрировал свои лучшие лидерские качества. К нему с подчеркнутым уважением относились как сослуживцы, так и командиры, называли его «бесстрашным». В любом бою он был в самых первых рядах.
Уже после войны, когда родные спрашивали: «Страшно ли было?», он честно отвечал, что страшно становится сейчас, вспоминая все это, а в то время подстегнутые пламенными речами командиров они шли в бой, не помня себя: впереди была цель, которую нужно было достичь любой ценой.
В одном из жесточайших боев под Курском Маджир получил тяжелое ранение в голову: пуля прошла всего в 2 мм от мозга, кроме того, было серьезно повреждено правое легкое. Врачи сражались за здоровье Кущетерова в тыловом госпитале в г. Уфе, потом его перевели в г. Краснодар. Когда в конце октября Маджир пошел на поправку, он выпросил 10 дней отпуска, чтобы проведать свою престарелую мать в Сары-Тюзе. До черного дня в истории карачаевского народа оставалось всего несколько дней…
Это стало большим и заслуженным подарком судьбы для человека, который, не жалея жизни и здоровья стоял на страже Родины, что в этот тяжелый час испытаний, когда его народ признали изменником, он оказался рядом с родными. Зная о боевых заслугах Кущетерова, кто-то из начальства накануне предупредил его о грядущей депортации карачаевцев. Маджир, в свою очередь, постарался максимально распространить тревожную весть среди аульчан, хотя в возможность такого несправедливого обвинения ему самому верилось с трудом. Так, люди хотя бы смогли немного подготовиться к ссылке, собрать все необходимое. Во время непосредственно самого переселения Кущетеров снова проявился как лидер: он приложил все силы для того, чтобы семьи попадали в один вагон, чтобы аульчане держались вместе. Но путь в ссылку все равно был тяжелым. Многие, особенно старики и маленькие дети, не смогли пережить эту дорогу, а у самого Маджира вскрылись недавние раны.
Несмотря на то, что у Кущетерова стало совсем плохо со здоровьем, соседи и родственники продолжали смотреть на него как на главного. И не зря. Именно Маджир после прибытия в Джамбульскую область Казахстана предложил родственникам и аульчанам обосноваться вблизи небольшого озера, благоразумно рассчитав, что впереди – зима и в случае голода всегда можно кормиться выловленной рыбой. Благодаря такому мудрому решению его родные избежали голодной смерти на новом месте.
Маджир устроился на работу в местный колхоз. Работал бригадиром полеводческой бригады, заведующим фермой, экспедитором. За трудолюбие и высокую дисциплину регулярно получал благодарности и награды от правления колхоза. По мере возможности он старался оказывать поддержку и помощь нуждающимся карачаевским семьям и пользовался заслуженным уважением среди новых соседей. Тогда же Маджир женился на красивой и скромной девушке Файруз Хапаевой.
В молодой семье уже было четверо детей, когда пришла радостная и долгожданная новость о возможности возвращения домой. Семья Кущетеровых в числе первых вернулась на родину. Для нового места жительства глава семьи выбрал из-за  близости к городу современное село Николаевское Прикубанского района. Здесь он стал работать помощником бригадира в колхозе им. Красных партизан и по собственной инициативе взял на себя обязанности уполномоченного в колхозе по устройству карачаевского народа. Помогал семьям обустраиваться на новом месте, решать проблемы с жильем и работой.
Маджир видел, как тяжело и нудно проходит этот процесс: нужно строить новое жилье, а стройматериалы – далеко, транспорта для их доставки тоже нет. Маджир Батдалович вышел с ходатайством перед облисполкомом об открытии магазина хозтоваров в с. Николаевском, которым могли бы пользоваться также жители близлежащих сел: Знаменки, Привольного, Пристани, Койдана. И только в начале 1962 года ему наконец удалось добиться разрешения и открыть магазин, который был так нужен селянам.
Маджиру Кущетерову было отмеряно судьбою сравнительно немного – 60 лет. Но жизнь он прожил честную, славную и скромную. На войне он был верным товарищем и хорошим бойцом и в мирной жизни трудился, не жалея себя, что подтверждают многочисленные грамоты и медаль «За трудовую доблесть». И своим семерым детям он старался привить твердые жизненные принципы чести, труда, любви и заботы о ближнем. Все его дети получили хорошее образование (за что всегда ратовал многодетный отец) и заняли достойное место в жизни. Родные и близкие и все, кто лично был знаком с Маджиром Батдаловичем, отзываются о нем с неизменным уважением, потому что теплом своего сердца он щедро одаривал всех окружающих. И этот свет до сих пор не погас…

НА СНИМКЕ: фронтовики, колхозники колхоза им. Красных

партизан в день празднования 9 Мая (1960-е гг.).

Маджир КУЩЕТЕРОВ в верхнем ряду четвертый слева.

Фатима БИДЖИЕВА
Поделиться
в соцсетях