Хранить память о других – оставлять память о себе

19 мая в 05:51
8 просмотров

Средняя школа стоит в центре села Красный Восток, и ребята стекаются в нее с разных сторон. Одни идут спокойно, другие спешат. У раздевалки весело переговариваются, смеются. А гулкое эхо лестничного пролета неутомимо откликается на их звонкий смех. Но стоит школьникам подняться на второй этаж, оживления как не бывало. Не увидишь улыбок, глаза становятся строже, а голоса – тише. Здесь находится школьный музей…
Летом сорок первого на фронт из села Красный Восток ушло 480 человек, а в домах поселилось ожидание. Мужчины ушли воевать, а стояла сенокосная пора. За работу взялись женщины. Косили сено, пахали, сеяли, убирали, растили детей, а в мыслях было одно – встреча после победы.
И вот пришла, наконец, прекрасная весна сорок пятого года. Все село выходило и днем, и ночью на площадь. Возвращались в село победители. Люди, как в горячке, с нетерпением ожидали своих счастливцев, кого сохранила судьба, кто остался в живых. Выходили и стояли одиноко, в стороне от толпы, те, кто получил похоронки…

Средняя школа стоит в центре села Красный Восток, и ребята стекаются в нее с разных сторон. Одни идут спокойно, другие спешат. У раздевалки весело переговариваются, смеются. А гулкое эхо лестничного пролета неутомимо откликается на их звонкий смех. Но стоит школьникам подняться на второй этаж, оживления как не бывало. Не увидишь улыбок, глаза становятся строже, а голоса – тише. Здесь находится школьный музей…
Летом сорок первого на фронт из села Красный Восток ушло 480 человек, а в домах поселилось ожидание. Мужчины ушли воевать, а стояла сенокосная пора. За работу взялись женщины. Косили сено, пахали, сеяли, убирали, растили детей, а в мыслях было одно – встреча после победы.
И вот пришла, наконец, прекрасная весна сорок пятого года. Все село выходило и днем, и ночью на площадь. Возвращались в село победители. Люди, как в горячке, с нетерпением ожидали своих счастливцев, кого сохранила судьба, кто остался в живых. Выходили и стояли одиноко, в стороне от толпы, те, кто получил похоронки…

Первый солдат приехал на попутном грузовике. Затем второй, третий, четвертый, пятый… Двести сорок человек. И столько же не вернулось… «Пропал – не убит», – говорили одни и ждали, другие облачались в траурные одежды, и темная их сдержанность невольно приглушала радость Победы.
Да, для многих закончилась в тот весенний день война, но есть люди, для которых она не кончится никогда, – это фронтовики и матери, не дождавшиеся детей с войны. Может, поэтому они так часто приходили к одинокой могиле за околицей села, в которой был захоронен боец, смертельно раненный в боях на Марухском перевале. Приходили и плакали по незнакомому юноше, которого не знали и не видели, но который всем из них мог быть сыном – самым родным и близким человеком.
Школьный музей начался с его судьбы. Однажды к учительнице Сычиной прибежали школьники: «Татьяна Михайловна, давайте сообщим об этой могиле в военкомат, узнаем, кто в ней захоронен, и известим родных. Ведь, они могут ничего не знать о судьбе сына…»
Так и сделали: сообщили в военкомат, получили документальные данные о том, что в селе захоронен Аршак Григорьевич Карибов. Немало времени прошло, прежде чем ребята разыскали его жену – Полину.
В селе до сих пор помнят тот день… По тропинке к могиле рано утром шла красивая печальная женщина, а с ней девочка. Подойдя к могиле, девчушка положила на нее белые, словно восковые, каллы и тихо сказала: «Здравствуй, папа».
С того дня у юных следопытов школы – это было первое поколение – завязалась переписка с семьей Карибова, а сами они решили продолжить поиск и собрать документы об односельчанах, погибших в боях с ненавистным врагом. Школьники вместе со своими учителями ходили по домам, писали письма, записывали воспоминания. И вскоре в школе открыли зал боевой славы – под него отвели просторное фойе второго этажа. На стене – стела, на ней написаны имена всех погибших. Страшный список этот – 240 имен. Айсанов Магомет, Айсанов Якуб, Айсанов Хадиль, Айсанов Диду… Хутов Асламбек, Хутов Джамаль, Хутов Рона, Хутов Гамадзей, Хутов Абу, Хутов Ктына, Хутов Тамб, Хутов Цацу… Гогов Умар, Гогова Дина, Гогов Азрет…
В этом зале только подлинники – письма, фотографии, личные вещи. Двести сорок судеб. Музей нашел почти всех. И теперь многие жители села могут прийти сюда и увидеть фотографии своего сына, брата, мужа, дяди, деда. Здесь можно проводить дни напролет, разглядывая, трогая, перелистывая. Возле стендов постоянно толпятся дети. И если раньше говорили: «Это мой дедушка», то теперь говорят: «Это мой прадедушка…»
Все, что есть в музее: отделы, витрины, мемориал с Вечным огнем – сделано руками ребят и педагогов. В экспозиции размещено более тысячи экспонатов. На застекленных стендах – анкеты с биографиями ветеранов Великой Отечественной войны. Вот строки из одной: «Я, Кмухов Зелимхан, потерял в войну дядю Магомета, двоюродных братьев Александра, Чапара, Датка…»
Ветераны – их в селе поначалу было много – были частые гости в музее. Послушаешь их – Хамида Локмановича Клычева, Салоби Тировича Байкулова, Гмару Уосмановича Шереметова и других – и встанет перед глазами история села, а в ней – история страны.
Сотни людей помогали ребятам создавать школьный музей. Гараби Пицович Таужев – участник штурма Берлина – сам пришел в школу и передал в музей все свои многочисленные награды. Понимал ветеран, что передает их в надежные руки. Чтобы отдать награды, истертые ветхие письма, так нужные ветеранам, нужны были широта души, открытость, готовность поделиться с людьми всем дорогим, единственным святым. Чтобы отдать. А чтобы сохранить, нужно умение понимать их не вещную, а человеческую ценность…
«Мы не от старости умрем – от старых ран…» – помните эти строки Гудзенко? Нет уже в живых Гараби Таужева, Мазана Клычева, Муссы Биджева, Керима Хутова, но их награды – дорогие реликвии – хранятся в музее на самом видном месте.
Музей хранит память не только о ветеранах войны. На разных дорогах, в разных делах отличились сельчане. Но село информировано о каждом досконально. Специальный стенд посвящен воинам-интернационалистам. Так, в Афганистане отслужили 23 человека – мужественные, смелые ребята.
Без запинки назовут следопыты мудреные названия венгерских, немецких городов, откуда в давние времена присылали письма выпускники школы, и с гордостью продемонстрируют символический флаг корабля, которым за отличные показатели был награжден Олег Огузов.
Жива в селе память и о героях других времен. В витрине – фотография, а под ней подпись: «Саид Халилов – революционер». Если вы захотите, много интересного расскажут ребята о нем и познакомят с письмами его сына и дочери.
Есть в музее стенды, посвященные истории Красного Востока. Это история дружной трудовой семьи, проникнутая уважением, любовью друг к другу двух народов – карачаевского и абазинского.
Педагоги, в особенности военрук Хаджи-Мусса Шоов, заслуги которого в создании музея преувеличить нельзя, всегда верили в силы детей, но, признаться, такой горячности юных сердец в желании, умении сберечь память о роде своем, о своем селе, о его истории, не ожидали. Впрочем, давно и не нами сказано: хранить память о других – оставлять память о себе.
…Спешат каждое утро ученики в школу. Но даже если опаздывают на первый урок, а навстречу им самый уважаемый, самый почитаемый в селе человек – Зуканай Хутов, ветеран Великой Отечественной войны, они обязательно остановятся, пожелают ему здоровья. Потому что они не знают войны. Они помнят о ней. А самое главное, они знают и помнят о том, что в селе в живых из ветеранов войны остались двое: Зуканай Хутов и Александр Огузов, несмотря на то что Огузов сейчас живет в Кисловодске, а значит, долг благодарности школьников перед ними, перед их ратным подвигом должен расти день ото дня…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях