Эпоха полковника Эркенова

19 июня в 05:53
105 просмотров

Он словно дал себе установку обязательно дожить до 70-летия Великой Победы, хотя мы все замечали, что здоровье его сильно пошатнулось, но он не сник и не захандрил, находясь в самой гуще предпраздничных мероприятий. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, посещение их на дому с подарками и приветственными адресами от мэрии городского округа, циклы мероприятий с молодежью – да мало ли дел у председателя совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов? Он и без праздничной суматохи в будни отдавался работе, заряжая окружающих оптимизмом и позитивом и создавая вокруг себя атмосферу духовного поиска. Принципиальный, а иногда просто бескомпромиссный, вечный правдоискатель с удивительным чувством юмора, умевший прекрасно петь и танцевать, он мог мгновенно преобразиться в молчаливого и проницательного мудреца, обладавшего глубокой, искренней верой. Результатом этого стало его паломничество к святыням ислама, и он стал носить новое имя Халис-хаджи.

Он словно дал себе установку обязательно дожить до 70-летия Великой Победы, хотя мы все замечали, что здоровье его сильно пошатнулось, но он не сник и не захандрил, находясь в самой гуще предпраздничных мероприятий. Встречи с участниками Великой Отечественной войны, посещение их на дому с подарками и приветственными адресами от мэрии городского округа, циклы мероприятий с молодежью – да мало ли дел у председателя совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов? Он и без праздничной суматохи в будни отдавался работе, заряжая окружающих оптимизмом и позитивом и создавая вокруг себя атмосферу духовного поиска. Принципиальный, а иногда просто бескомпромиссный, вечный правдоискатель с удивительным чувством юмора, умевший прекрасно петь и танцевать, он мог мгновенно преобразиться в молчаливого и проницательного мудреца, обладавшего глубокой, искренней верой. Результатом этого стало его паломничество к святыням ислама, и он стал носить новое имя Халис-хаджи.

И вот теперь его нет, нашего Владимира Басиятовича Эркенова, без которого трудно представить любое значимое мероприятие в Карачаевске и городском округе. Он ушел из жизни через пять дней после Дня Победы, не успев завершить очень важное начинание – реставрацию бюстов Героев Советского Союза и Героев России на Аллее Героев в Карачаевске, дописать задуманное. Обладая талантом публициста, Владимир Басиятович написал множество биографических очерков об известных людях Карачая…
В. Эркенов, полковник медицинской службы, в свое время спас немало жизней воинов в полевых госпиталях. После него остался урок верного, совершенно бескорыстного служения исторической памяти, урок, который востребован всегда, а в наши дни воспринимается с особой остротой. Не служба, а именно служение Отечеству, потому что он оставался настоящим полковником. Об этом красноречиво говорят его награды: орден «За службу Отечеству в Вооруженных Силах СССР» и 15 медалей.
…Родился В. Эркенов в 1939 году в старинном карачаевском ауле Схауат в семье Басията Чорнаевича, оперуполномоченного НКВД по Малокарачаевскому району. Самое первое впечатление детства: величественная панорама, открывающаяся между Боковым и Скалистым хребтами в долине реки Хасаут, берущей начало у горы Малый Бермамут. Каждый клочок земли здесь бережно обрабатывался трудолюбивыми жителями аула. Они построили большую мечеть, медресе, начальную школу. Сюда в 1936 году был направлен отец Владимира для борьбы с бандитизмом. В первые же дни Великой Отечественной войны он ушел на фронт и пал смертью храбрых под Сталинградом в звании старшего лейтенанта. За боевые подвиги был награжден орденом Красной Звезды. А его семью ждали суровые годы депортации в Казахстане…
Несмотря на тяжелую жизнь, мать смогла не только сберечь жизнь своих троих детей, но и дать им достойное образование. Владимир стал студентом лечебного факультета Ташкентского мединститута. Для него это были незабываемые годы – в древней столице Узбекистана он прикоснулся к сокровищнице мировой культуры. Из своей скудной стипендии он, ущемляя себя во многом, приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета им. А. Навои на 12 спектаклей, чтобы насладиться мастерством отечественных и зарубежных мэтров. Воспоминания о «хлебном городе» Ташкенте он потом пронесет через всю жизнь: это прохлада арыка в знойный день, запах горячей узбекской лепешки, испеченной в тандыре, величественные мечети, деревянный помост – айван в каждом дворе, где пили чай, ели, спали и принимали гостей…
После окончания мединститута В. Эркенов собирался стать гражданским врачом, но судьба распорядилась иначе – среди 40 выпускников он единственный был направлен на службу в армию. Возмущенный таким решением, он обратился за протекцией к земляку – начальнику саперной службы Туркестанского военного округа Аскеру Бадахову, которому впоследствии будет присвоено звание Героя России. Но в ответ услышал на родном языке категоричный отказ. Потом, по прошествии многих лет, Владимир поймет, в каком неоплатном долгу он перед этим человеком – за мудрый отеческий совет не пренебрегать армией. Благодаря Бадахову ему открылся огромный мир, воинское братство, благородная миссия полкового хирурга.
1966 год. Владимир Эркенов – ординатор-хирург операционно-перевязочного взвода медико-санитарного батальона 16-й гвардейской Пражской орденов Б. Хмельницкого и А. Суворова дивизии, дислоцированной в городе Бернау Восточной Германии. Его поразили красотой и величием Берлин, Дрезден, парк Сан-Суси в Потсдаме, собор Баха, где разливалась божественная музыка. Скорбью наполнилось сердце при посещении концлагерей Бухенвальд и Заксенхаузен, где были замучены генерал Карбышев и Яков Джугашвили, тысячи солдат и мирных жителей. Он долго не мог прийти в себя от мысли: как могут укладываться в деяниях и помыслах довольно слабого существа – человека – такие великие творения и беспредельные злодеяния?!
1968 год. Со своей дивизией В. Эркенов находился в Чехословакии, которая встретила довольно холодно. Началась печально известная «Пражская весна», когда СССР танками растоптал попытку демократизации в этой стране, пытаясь навязать чехам и словакам собственный метод мышления. В составе головных сил В. Эркенов как дежурный хирург одним из первых в санитарном автомобиле вошел в Прагу, которая представляла собой осадный город с обугленными домами, следами пожарищ, улицами, запруженными манифестантами в знак протеста. Если армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, то гражданское население, особенно молодежь, устраивало акции неповиновения, блокировало шоссе, люди бросали в советских военнослужащих бутылки с зажигательной смесью… Эти дни и ночи хирурга В. Эркенова были заполнены операциями, выхаживанием раненых. Иногда он сутками не мог попасть домой, чтобы выспаться. В числе нескольких офицеров Эркенов был представлен к ордену Красной Звезды, но впоследствии «наверху» решили ограничиться благодарственным письмом Министерства обороны СССР. Как и у подавляющего большинства здравомыслящих людей своего времени, у него осталось выстраданное чувство вины за ту «Пражскую весну» 68-го, но он был солдат, хоть и со скальпелем в руках, давший присягу…
Потом был Прибалтийский военный округ, где он прошел обучение на курсах по офтальмологии при медицинской академии в Ленинграде. Спустя время он попал в Забайкальский военный округ, где ему пришлось строить новую операционную, потому как старая была в таком состоянии, как после нашествия Мамая. В Забайкалье судьба свела Эркенова с генералом армии Владимиром Семеновым, который находился на лечении в Читинском окружном госпитале.
В своих мемуарах В. Эркенов писал: «Когда генерала Семенова назначили первым заместителем командующего Забайкальским военным округом, я сразу почувствовал определенное облегчение в хирургической службе. Он часто помогал мне получать медицинское оборудование и имущество без лишних проволочек. В один год в гарнизоне вспыхнула эпидемия болезни Боткина, и на базе 30-коечного инфекционного отделения госпиталя нам удалось пролечить 4500 солдат! Практически все медицинские силы были брошены на одно отделение. Работу во многом облегчила бесперебойная доставка всех необходимых лекарственных препаратов, и в этом была заслуга генерала Семенова».
После демобилизации из армии В. Эркенов вернулся в родные края, где ректор КЧГПИ А. Койчуев его, умудренного большим жизненным опытом, пользующегося большим авторитетом у земляков, наслышанных о безупречной военной репутации полковника медицинской службы, пригласил на работу в качестве своего помощника. И Владимир Басиятович с головой окунулся в воспитательную работу среди студентов, общественно-политическую жизнь республики. Благодаря организации «Джамагат», где активно сотрудничал Эркенов, удалось добиться присвоения звания Героя России девяти представителям карачаевского народа. А после избрания в 1996 году председателем городского совета ветеранов для Эркенова начался новый этап в жизни. Он горой стоял за ветеранов Великой Отечественной войны, жил их судьбами и проблемами, постоянно теребя и мэрию, и собес, и руководителей разных ОАО и ЗАО, чтобы подсобили тому или иному старику, нуждающемуся в помощи.
О многогранной деятельности совета ветеранов, которым руководил полковник Эркенов, красноречиво говорят многочисленные фотостенды в его рабочем кабинете: встречи со школьниками и студентами, координация работы музеев и залов боевой славы, «Голубые огоньки» для ветеранов войны. При содействии горсовета ветеранов было установлено 4 бюста Героям России, 10 мемориальных досок выдающимся землякам, оказана материальная помощь нуждающимся ветеранам на сумму более 3-х миллионов рублей. Ведя большую поисковую работу, В. Эркенов собрал уникальные факты из биографий земляков, которые легли в основу серии брошюр: «Богатырь на стальном коне» (о Харуне Богатыреве), «Горный орел» (о Джанибеке Голаеве), «Золотые звезды Отечества» (о Героях КЧР).
9 Мая, надев парадный мундир со своими орденами и медалями, Владимир Эркенов уже с утра, задолго до начала праздничных мероприятий на центральной площади Карачаевска, стоял у бюстов Героев. Если бы знать, о чем он тогда думал, но осталось на память это последнее фото, где запечатлен подвижник, патриот своей Родины и человек большой души полковник медицинской службы Владимир Басиятович Эркенов.
Мы не забудем вас и ваши добрые дела, как и ваши слова, составляющие жизненное кредо: «Память… Она та движущая сила, та пружина, та катапульта, что заставляет вновь и вновь возвращаться к нашим героям»…

НА СНИМКЕ: Владимир ЭРКЕНОВ. 9 мая 2015 года.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях