«Наше дело должны продолжать сыны»

24 июля в 07:29
3 просмотра

160 лет назад на Северном Кавказе появилась ещё одна казачья застава. Её поставили на территории современной станицы Кардоникской. Заставу охраняли 17 казаков и один польский офицер. Вскоре она расстроилась и к 1862 году насчитывала 1353 жителя. Сейчас в Кардоникской – 7630 станичников. Из них 79,9% русских, но в станичном казачьем обществе состоят лишь 250 человек – членство заслуживается верностью казачьим заповедям, дисциплинированностью и трудолюбием.
«Почему доступ в казачество ограничен? – осведомилась я у атамана Ивана Васильевича Кондрашова. – Из-за неказачьего происхождения претендентов?»
«Эта тенденция была в прошлом, – возразил он. – Чрезмерное расширение рядов казачества могло угрожать льготам и размерам казачьих земельных наделов. Отбор оправдан и в наши дни, но по другим причинам.

160 лет назад на Северном Кавказе появилась ещё одна казачья застава. Её поставили на территории современной станицы Кардоникской. Заставу охраняли 17 казаков и один польский офицер. Вскоре она расстроилась и к 1862 году насчитывала 1353 жителя. Сейчас в Кардоникской – 7630 станичников. Из них 79,9% русских, но в станичном казачьем обществе состоят лишь 250 человек – членство заслуживается верностью казачьим заповедям, дисциплинированностью и трудолюбием.
«Почему доступ в казачество ограничен? – осведомилась я у атамана Ивана Васильевича Кондрашова. – Из-за неказачьего происхождения претендентов?»
«Эта тенденция была в прошлом, – возразил он. – Чрезмерное расширение рядов казачества могло угрожать льготам и размерам казачьих земельных наделов. Отбор оправдан и в наши дни, но по другим причинам. Только духовно развитые казаки смогут стать примером братства, достоинства и единства православных людей, сердцевиной казачества, качество которого напрямую зависит от вклада каждого из нас, от того, как мы обустраиваем свою повседневную жизнь. Настоящее и будущее казачества – в нашем старании, в числе прочего, сохранять традиции.
В казачье общество принимаем советом стариков открытым голосованием – здесь у нас демократия. Достоверность казачества определяем по документам, фотографиям, свидетельствам старших или по фамилиям. К присяге допускаем с восемнадцати лет. Посвящение в казачество – до восемнадцати лет. Совершаем это в храме, с целованием знамени, чаепитием. Между прочим, мы никого не оставляем в беде. Взяли недавно под покровительство мальца, которого пинали, шпыняли все, кому не лень. Теперь он казачонок, никто его не дразнит.
Патриарх Кирилл разъяснил в прошлом году, что суть понятия «казак» заключается, в первую очередь, в определённом образе жизни, столпами которой являются православная вера и любовь к Отечеству. Нельзя быть казаком… и жить в невенчанном браке. Таких бы казаков в старое время высекли плетью. Сегодня никто плетьми за это не бьет и бить не будет. Сегодня принадлежность к православной церкви – это свободный выбор. Так же как свободным выбором является и принадлежность к казачеству.
Казак должен быть хорошим семьянином и работником. Приходится жёстко поступать с теми, кто закладывает за воротник, распускает дома руки. Пытались одного казака поставить на путь истинный, как ни старались, ничего не помогало, пока не сняли с него форму. Так момент воспитательный произошёл сразу. Шёлковый по сегодняшний день.
Мы, казаки, ценим порядок – и дома, и в общественных местах. Дежурим по праздникам в центре, чтобы не случилось какой свары среди молодёжи. Увидим пьяного – быстренько под ручки, транспорт есть, отвозим домой. Охраняли храм во время встречи мощей Георгия Победоносца.
25 апреля наши казаки приняли участие в параде, посвященном 24-й годовщине реабилитации репрессированных народов и Дню реабилитации кубанского казачества, который состоялся в городе Краснодаре. Привезли оттуда фотографии торжественного молебна казаков у войскового собора князя Александра Невского, взвода барабанщиков, пешей и конной группы почетного караула, парадных расчетов Кубанского казачьего войска на Театральной площади. Впечатлениями поделились со школьниками – это у нас обязательно. Дети должны гордиться своей принадлежностью к казачеству».
«Соблюдение заповедей казачьих, равноценных православным, – дело нелёгкое, требующее определённых навыков, – продолжил после демонстрации привезённых из Краснодара видеозаписей председатель совета стариков Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска Николай Беспавлов. – Детей ориентируем так, чтобы им не было тягостно, как бурсакам в девятнадцатом веке. Подчас приходится наставлять их пап и мам, ни во что не ставящих своих родителей. Объясняем, что воспитанные на отвратительных примерах дети оставят их в старости «куковать» в одиночестве. Мы частые гости в школах, причём не в «обязаловку» или в качестве незваных гостей, а по зову своего сердца, классных руководителей и директоров. Нас приглашают на первый и последний звонки, на День Конституции, не буду перечислять все общественно значимые мероприятия – мы их никогда не пропускаем. Проводим большую работу по патриотическому воспитанию, особенно в этом году в связи с юбилеем Победы над нацистской Германией. Могу с гордостью сказать: наши дети достойны памяти павших. Они уже сызмальства понимают, что такое честь казака и что такое в этом ракурсе алкоголь и наркотики. Последний раз были в школе № 3. Директор Любовь Кононова пригласила на родительский день. Воспользовавшись случаем, я рассказал, как правильно воспитывать казачат».
Людмила Беспавлова, директор Кардоникского сельского Дома культуры, связывает возрождение казачества с народным творчеством. «Участницы нашего фольклорного ансамбля «Маричка», – считает она, – настоящие подвижницы. Мария Неведомая, Вера Тарасенко и другие женщины не один десяток лет самоотверженно собирают и исполняют казачьи песни, из которых «сочится» мудрость наших предков. Они выступают на праздниках – в станице, в нашем районном центре и на различных фестивалях. Их песни распевает молодёжь – казачья душа умеет веселиться».
Заведующая детской библиотекой Надежда Деньщикова собрала литературу о мудрости атаманов и стариков, об интернационализме. «Молодые головы горячи, – сказала она, – а книги учат, что из-за брошенного походя слова в любой момент может вспыхнуть непонимание, в том числе межнациональное. Исподволь, ненавязчиво я подсказываю юным читателям, как признавать свои ошибки, ведь в многонациональном регионе очень важно уметь признавать свою неправоту».
У заведующей Кардоникской сельской библиотекой Татьяны Татаренко несколько иной подход в общении с читателями – с учётом их возраста. «Славное прошлое и настоящее казачества отражены в литературе, – сказала она. – Поэтому мы подобрали книги, в которых зафиксированы отличительные черты казаков – патриотизм, удаль, преданность, верность в любви. Все они востребованы, как и фронтовые заметки. Никогда не залёживается на полке «Память земли» Владимира Фоменко о сельской молодёжи. У казаков богатая культура. У нас есть и сборники народных казачьих песен, дум, сказок, легенд. Есть публицистические произведения, рассматривающие лихость казаков сквозь призму современных обстоятельств. Книга поэта Ивана Котляревского, первого автора, избравшего казаков героями своего произведения, зачитана до дыр. Это значит, что казачье самосознание – в нужном, без перегибов, культурно-просветительском русле. Вот так мы, библиотекари, «работаем» на генетическую память наших станичников. Мы пропагандируем книги, чтобы в основе казачьего имиджа оказалась просвещённость с рациональной, современной атрибутикой. Например, в екатерининское время казаков олицетворял оселедец, чтобы было понятнее – чуб. Никто не догадывался, что этот причудливый обычай – своеобразная интерпретация Нового Завета -«страховка» грешных душ ради спасения из ада».
Огромную роль в нравственном воспитании детей и взрослых играет церковь. «Были времена, не так и давно, когда в нашей станице Кардоникской казаки ругались с кацапами (великоросс, житель Великой России. – От авт.), – поведала пожилая прихожанка Валентина Шевченко. – Русские жили вверху, хохлы – внизу. Ярились постоянно. Доходили до кулачных боёв и даже бойни. Влюблённые пары (казака с кацапкой) заставляли рыть землянки на Романовом кургане и селиться в них. Такая дикость была пресечена, когда станичники поняли, наконец, благодаря церковному просвещению, что принадлежат одной нации».
Кто свободен от греха? Душа казака очищается в Покровском храме, исполненном скорбью. Люди считают его становление с 1874 года. На самом деле он выстроен значительно позже. В 1937 году первоначальное здание переориентировали на народные нужды. Сначала открыли в нём клуб, затем приспособили под амбар. «Герострата»-кардоникца Ляпина, демонтировавшего купольные кресты, земляки до сих пор поминают недобрыми словами. К концу сороковых годов церковь разрушили под предлогом дряхлости деревянных стен. Чем провинился храм перед областным начальством, духовно осиротевшие прихожане не поняли и с содеянным не смирились. По словам отца Димитрия, «душа казака всегда искала Бога, желая служить ему». Активисты обивали пороги разных инстанций, пока им не разрешили обосноваться в одном из частных домов. Конечно, не совсем подобающее место для богослужений, но казаки были безмерно рады и такому решению проблемы. Вскоре настоятель отец Василий предложил возвести вокруг дома храм. Строили его всем миром во главе с ним. Возможно, поэтому, входя в церковь, сразу же проникаешься одухотворённостью.
Отец Василий был со своим народом больше двадцати лет. Нынешний настоятель храма иерей Димитрий Бурак свято чтит своих предшественников. «Наша церковь, – сказал он, – продолжает жить традициями, которыми никогда не пренебрегала. Православие вошло в жизнь станицы, обогащая существование людей. У нас периодически проводятся торжественные присяги на верность казачеству и православной вере. Казаки активно вносят в это благородное дело свою лепту. Они очень привязаны к Родине и обычаям. Даже переселившиеся на новые места жительства приезжают к нам креститься или венчаться. Мы отпеваем ушедших в мир иной земляков, не пожелавших упокоиться в чужой земле. Вообще церковь для казаков – всё. Именно здесь они чувствуют любовь Отца Небесного и Богородицы. Именно здесь находят ответы на вопросы, касающиеся всех сфер жизни казаков – от внешней мирской до глубинной духовной».
И не случайно при Покровском храме была создана воскресная школа «Добротолюбие». В ней большое внимание уделяется патриотическому воспитанию.
А на родительских собраниях третьеклассников школ № 1, № 2 и № 3 отец Димитрий предложил остановиться в рамках нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) на модуле «Основы православной культуры», обосновав это так: «Проживая в казачьей станице, будучи крещенными православными людьми, наши дети больше пользы для себя извлекут, изучая основы православной культуры… Выбирая для своих детей этот модуль, мы устанавливаем для них возможность более подробно ознакомиться с истоками своей религиозной культуры, ее богатейшим наследием и красотой». И родители с ним согласились…
В казачестве общее всегда доминировало над личным. И сегодня вновь стала приоритетной задачей служба Родине. По словам Беспавлова, кардоникские казаки учатся в кадетских корпусах и служат в Кубанском казачьем войске. Казачата физически развиваются в спортивных секциях.
«Но в мирное время, – уточнил атаман Кондрашов, – сыны должны продолжать дело старших. Исстари у нас были свои наделы. Сейчас что получается? Разъезжаются они, потому что старшие декларировали патриотизм, а надо было его прививать и приучать детей к земле. Она у нас есть, но работать на ней некому. За скотиной тоже надо ухаживать, но где взять рабочие руки? В нашем сельском поселении есть пашни, сенокосы, пастбища. На полях выращиваются картофель, славящийся своим вкусом, зерновые, подсолнух, сахарная свёкла, кукуруза: работай – не хочу!
Летом на подворьях дел невпроворот. Огороды дают всё необходимое для стола. В нынешнем году из-за дождей зелени хоть отбавляй. Сорняков тоже – на их уничтожение уходит немало времени и сил. Почти все домовладельцы разводят домашнюю птицу. Куры на мясо выращиваются за летний сезон, но больше несушек. Держим овец. Козы не в приоритете, но встречаются. Есть на хоздворах и крольчатники. Кролики ценятся за скороспелость и относительную недороговизну содержания. Откармливаем свиней. Живущие ближе к пастбищу содержат коров, обеспечивающих всеми необходимыми молочными продуктами, – хватает и себе, и на продажу, так же, как и мёда, несмотря на то, что пчеловодов можно пересчитать по пальцам.
Для селянина Родина должна начинаться не с песен, а с земли родной, требующей вложения сил и любви. Вот это мы и пытаемся сейчас возродить, сосредоточив нашу основную деятельность на воспитании молодёжи и подрастающего поколения.
Надо решать вместе с учителями и родителями, как приучать детей к сельскозяйственному труду. Санкции западных стран в этом плане играют нам на руку. Крестьян вновь начнут уважать. Поднимется спрос на нашу продукцию. Мы вновь превратимся в кормильцев страны. Известный факт – настроение поднимает желудок. А назначение казака, я так понимаю, – служить своему народу для его благоденствия, для процветания станицы, а не ради собственной корысти и славы».
И разве с этим поспоришь?

НА СНИМКАХ: Председатель совета стариков Баталпашинского казачьего

отдела Кубанского казачьего войска Николай БЕСПАВЛОВ и атаман Иван

КОНДРАШОВ; Заведующая детской библиотекой Надежда ДЕНЬЩИКОВА

и заведующая сельской библиотекой Татьяна ТАТАРЕНКО.
Фото Таулана ХАЧИРОВА.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях