Креститель и просветитель Руси
Во вторник во всех храмах страны прошли торжественные богослужения. Весь православный мир отмечал годовщину Крещения Руси. Именно Крещение Руси положило начало православной государственности и предопределило развитие различных сторон государственной и общественной жизни. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. А вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Оттого и сказано в акафисте св. равноапостольному князю Владимиру «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю… Радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю…»
Прозревший духовно князь Владимир положил начало и духовному прозрению русского народа. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития.
Во вторник во всех храмах страны прошли торжественные богослужения. Весь православный мир отмечал годовщину Крещения Руси. Именно Крещение Руси положило начало православной государственности и предопределило развитие различных сторон государственной и общественной жизни. Вместе с христианством на Русь пришла письменность, а с нею книжное просвещение. А вскоре появились и школы с учителями-священниками и книжники, собиравшие и переписывавшие книги. Оттого и сказано в акафисте св. равноапостольному князю Владимиру «Радуйся, Владимире, державы Российския просветителю… Радуйся, истиннаго просвещения и благочестия в ней насадителю…»
Прозревший духовно князь Владимир положил начало и духовному прозрению русского народа. Христианство повело к созданию громадных каменных храмов в главнейших городах. Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе развились и прочие искусства и художественные ремесла, в особенности ювелирное дело и производство эмали. Таким образом развилось национальное искусство.
Да, конечно же, эта дата вызывает в памяти имя киевского князя Владимира, крестителя страны. Недавно у нас побывали мощи равноапостольного князя. Мы напомним нашим читателям об этом удивительном человеке, ведь едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя Владимира Святого. Уже древнерусские книжники называли его равноапостольным, ибо подвиг его вполне соизмерим с апостольским: великая страна его стараниями освещена была светом христианской веры, и это событие на тысячелетие определило ход нашей истории.
Владимир был сыном киевского князя Святослава Игоревича и Малуши, ключницы матери Святослава, княгини Ольги. Воспитывался он в Киеве, при дворе своей бабки, княгини Ольги. Но еще долго презрительное прозвище “робичич”, то есть “сын рабыни”, преследовало его. Летом 969 года князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями. Старшему, Ярополку, достался Киев, Олегу – Древлянская земля. В это время в Киев пришли новгородцы, просившие себе князя. “Абы пошел кто к вам?” – насмешливо спросил их Святослав. Новгородцы, по совету дяди Владимира по матери, богатыря Добрыни, да-да, того самого, попросили себе на княжение Малушиного сына. Святослав согласился. Так Владимир еще ребенком стал новгородским князем.
Вскоре между Ярополком и Олегом началась война, в результате которой Олег погиб. Напуганный Владимир бежал из Новгорода “за море”, к варягам, в скандинавские земли, или Прибалтику. Спустя некоторое время во главе наемного варяжского войска он вновь появился в Новгороде, захваченном наместниками Ярополка. Так началась война между Владимиром и его братом. Успех сопутствовал Владимиру. Летом 978 года он осадил Киев. В окружении Ярополка нашелся предатель, Владимир вступил с ним в переговоры, и тот уговорил Ярополка прекратить сопротивление и сдаться на милость брата. Когда Ярополк вступил в покои Владимира, двое варягов, стоявших в дверях, подняли его на мечах “под пазуху”, не дав ворваться на помощь Ярополку его слугам. Так началось киевское княжение Владимира, которое продолжалось долгих тридцать семь лет.
Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. Он был жесток, злопамятен и непомерно сластолюбив. У Владимира было пять жен. Одну из них, полоцкую княжну Рогнеду, он насильно сделал своей супругой, начав войну с ее отцом, полоцким князем Рогволодом, после того как Рогнеда гордо отвергла предложение «сына рабыни» вступить в брак. Другой женой Владимира стала вдова Ярополка, некая гречанка, бывшая прежде монашенкой и привезенная в Киев князем Святославом, пораженным ее красотой. Помимо законных жен, князь имел сотни наложниц. Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником. Вскоре после вступления в Киев он на холме возле своего дворца поставил изваяния языческих богов: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симрагла и Мокоши. Владимир в эти годы совершает несколько успешных походов против поляков, волжских болгар, хазар, вятичей, присоединяет к Руси Волынь.
Далеко не сразу Владимир пришел к своей вере. Летопись рассказывает о том, что сперва князь принял послов от волжских болгар-мусульман, латинян и хазарских евреев, предлагавших ему принять их закон. Затем в Киев явился греческий философ, убеждавший Владимира в преимуществах православного вероучения. Владимир избрал “добрых мужей” и отправил их в разные страны, чтобы те на деле сравнили веры. Вернувшись в Киев, “мужи” рассказали о красоте византийского богослужения: “Не знали – на небе или на земле были мы, ибо нет на земле красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там Бог с людьми”.
Долгое время рассказ об “испытании вер” Владимиром считали вымыслом. Однако Русь и в самом деле окружали народы, придерживавшиеся разных вероучений, и приверженцы этих вероучений пытались привлечь к своей вере киевского князя. Летописное предание подтверждается свидетельствами иностранных источников, знающих о подобных посольствах князя Владимира. Так, известно о посольстве “царя Буладмира” (Владимира) в Хорезм с целью обсуждения возможности принятия руссами ислама. Владимир и в самом деле всерьез размышлял о вере. Но то, что в конечном итоге он выбрал христианское вероучение, конечно же, не случайно.
Ко времени княжения Владимира Русь уже давно и хорошо знала христианство. Христианами были и ближайшие соседи – поляки, чехи, болгары. Главное же заключалось в том, что русские, как и другие славянские народы, еще за сто лет до того имели возможность знакомиться со Словом Божиим на славянском языке, созданном для богослужения святыми Кириллом и Мефодием.
К сожалению, о самом крещении князя Владимира, несомненно, главном событии его жизни, мы знаем мало. Он посылает в Константинополь, к византийским императорам Василию и Константину, с требованием выдать за него замуж их сестру, порфирородную царевну Анну. Императоры соглашаются, но с непременным условием принятия князем христианства. “Скажите царям так, – обращается Владимир к посланникам императоров. – Я крещусь, ибо прежде испытал закон ваш, и люба мне вера ваша и богослужение, о котором поведали мне посланные нами мужи”. Царевна Анна в сопровождении своих приближенных и священников прибывает в Херсонес, где ее торжественно встречают жители. Однако Владимира внезапно поражает тяжелый недуг: “по Божественному промыслу в то время разболелся Владимир очами, так что ничего не видел, и скорбел очень, и не знал, что делать”. Анна послала к нему с такими словами: “Если хочешь избавиться от этой болезни, то крестись: иначе не выздоровеешь”. Князь повелевает крестить себя. “И когда возложил епископ руку на него, тотчас прозрел Владимир”.
Летопись рассказывает о свержении Владимиром языческих кумиров, поставленных им за несколько лет до этого. “Придя в Киев, повелел Владимир Перуна привязать к хвосту конскому и волочить его с Горы… и приставил 12 мужей бить его жезлием…”. Так Русь распрощалась со своим главным языческим богом. После этого последовало крещение киевлян в водах реки Почайны, притока Днепра.
Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Нет сомнений, что он искренне и всей душой принял новую веру. Летопись и княжеское Житие более всего отмечают его исключительное милосердие и нищелюбие. Услыхав слова Писания: “Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут”, Владимир начал творить множество добрых дел. “И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая, и любя, и милуя, подавая требуемое, нищих, и сирот, и вдовиц, и слепых, и хромых, и больных – всех милуя и одевая, и насыщая, и напояя. И так пребывал князь Владимир в добрых делах…” Это слова мниха Иакова, автора “Памяти и похвалы князю Владимиру”.
В память народа киевский князь вошел как Владимир Красно Солнышко – легендарный князь русских былин. Любовь народа снискали не только его христианские добродетели, но и неустанная забота об обороне Русской земли, ведь именно на долю князя Владимира выпала тяжелейшая задача борьбы с печенегами.
Владимир был похоронен в Киеве, в построенной им Десятинной церкви, при огромном стечении народа, оплакиваемый всеми киевлянами – и боярами, и убогими, малыми и великими. “И плакали о нем бояре как о заступнике земли, бедные же как о своем заступнике и кормильце…”
Чтить память своего крестителя русские люди начали уже в XI веке. Однако официальная канонизация князя Владимира задержалась на два столетия, и только в XIII веке князь Владимир был причтен к лику святых. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира была одержана одна из славных побед русского оружия – битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Невского, разгромила шведское войско.
«Владимир Красно Солнышко» – так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. Темная плоть превратилась в Красно Солнышко. Грешный и буйный язычник стал натурой богобоязненной. Его обращение ко Христу было подлинное, глубокое. От него, как от пламенеющего костра, зажглись огни веры в сердцах его людей. Вера очистила народ от грубого заблуждения идолопоклонства, изменила нравы людские. Она прославила тысячи святых угодников – наших соотечественников, которые ходатайствуют перед Богом за нашу землю, за нашу святую Церковь, за наш народ.
Материал подготовлен Ольгой МИХАЙЛОВОЙ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет