Не дай Бог такого гостя

14 августа в 07:11
 просмотров

Аномальная летняя жара способствовала появлению на соседском Ставрополье большого количества саранчи. Старожилы говорят, что такой миграции этих насекомых в регионе не было уже лет 30. Не десятки, не тысячи – миллионы, сотни миллионов насекомых размером с маленького воробья мигрировали в Ставропольский край из соседней Калмыкии, Астраханской и Волгоградской областей, Дагестана в поисках еды. Саранчи так много, что в регионе введен режим чрезвычайного положения.
Борьба с прожорливым незваным гостем идет и на земле, и с воздуха, но противостоять гигантским стаям вредителей, которые пожирают гектары посевов на своем пути, химикаты не могут – при приближении самолетов малой авиации стая легко поднимается и уходит на другие поля.

Аномальная летняя жара способствовала появлению на соседском Ставрополье большого количества саранчи. Старожилы говорят, что такой миграции этих насекомых в регионе не было уже лет 30. Не десятки, не тысячи – миллионы, сотни миллионов насекомых размером с маленького воробья мигрировали в Ставропольский край из соседней Калмыкии, Астраханской и Волгоградской областей, Дагестана в поисках еды. Саранчи так много, что в регионе введен режим чрезвычайного положения.
Борьба с прожорливым незваным гостем идет и на земле, и с воздуха, но противостоять гигантским стаям вредителей, которые пожирают гектары посевов на своем пути, химикаты не могут – при приближении самолетов малой авиации стая легко поднимается и уходит на другие поля. «Самолет подлетает – и она поднимается, уходит. Приходится больше химикатов брать и гоняться за ней по всему краю», – сетуют ставропольские агрономы. С помощью сельхозавиации в крае уже удалось обработать почти 100 тысяч гектаров полей. Сколько площадей спасти не смогли, еще предстоит подсчитать. Нашествие саранчи продолжается.

Вкусовые предпочтения – соя, кукуруза, камыш. И если камыша вроде как не жалко, то поля фермеров уничтожаются в короткие сроки и напрочь – за день насекомое съедает больше собственного веса. Вместе огромная колония уничтожает по 3-4 тысячи тонн зелени ежедневно. Там саранче есть уже нечего, и они к источнику питания начали перелетать. Этот вид так и называется – саранча перелетная. Крейсерская скорость у летящей стаи, уходящей длиной за горизонт, – 40 км/ч.
Власти региона на прошлой неделе сообщили, что перелетная или азиатская саранча зафиксирована в 16 районах Ставрополья. «Для борьбы с вредителем задействовано 17 авиабортов и 14 наземных опрыскивателей, по состоянию на понедельник, перелеты вредителя были выявлены в 21 районе на 41,6 тысячи гектаров, в эту площадь входят не только сельхозугодья, но и населенные пункты, поймы рек и другие территории, привлекательные для саранчи», – говорится в сообщении.
Читаешь сводки по теме с устрашающими глаз фотоиллюстрациями и невольно задаешься вопросом – не нагрянет ли саранча к нам, ведь многие поля Ногайского, Адыге-Хабльского и Прикубанского района граничат с соседями.
За разъяснениями я обратилась сразу к нескольким специалистам. Комментарии по ситуации в республиканском Минсельхозе дал начальник отдела механизации и земледелия Николай Проноза. По его словам, обстановка в целом в КЧР пока спокойная, но все необходимые службы и в первую очередь – сами фермеры наготове. Им рекомендовано срочно сообщать даже о малых количествах прожорливого насекомого.
– Есть спецпрепараты, специалисты, которые при необходимости сделают все, что требуется, меры будут предприняты в короткий срок Но не дай нам Бог, как говорится, – отмечает Николай Алексеевич.
В Прикубанском районе заместитель главы администрации Анатолий Зайчук обеспокоен ситуацией не меньше:
– Наши фермеры уже вторую неделю бдительно охраняют свои поля. Да, климат у нас для саранчи менее привлекателен, но из-за такой жары опасность перелета саранчи и к нам сохраняется. Очень надеемся на то, что соседи не пропустят ее к нам.
Дали свои комментарии и в Россельхозцентре Карачаево-Черкесии. Здесь тоже совсем не жаждут увидеть тучи жесткокрылых насекомых на наших полях. По рассказу Галины Глазовой, начальника отдела защиты растений, Россельхозцентр в КЧР постоянно взаимодействует с сотрудниками Минсельхоза, районными начальниками сельхозотделов, а также с самими фермерами, в том числе из Ставропольского края.
– Ситуация действительно тревожная, поэтому мы в постоянной готовности. Регулярные рейды, осмотры своих приграничных полей, с захватом соседних территорий. Сейчас как раз пора кладки яиц у саранчи, поэтому важно найти те места, где она будет это делать. Тогда проведенная обработка гарантированно убережет нас на будущий год от полчищ этих прожорливых насекомых. Едят они в пору своего вылупления из яиц до периода становления «на крыло» очень много, и в этот период посевы сои, кукурузы гибнут в больших количествах. Любит саранча и камыш. Кстати, это и есть основная причина ее любви к Ставропольскому краю, поскольку погодные условия КЧР ее не слишком привлекают из-за частых дождей и прохладной погоды. На Ставрополье, где и камыша вдоволь, и балки с водой, ей привольно.
Вообще, как говорит Галина Борисовна, клин саранчи может растягиваться при полете до 100 км. В данном случае, по свидетельствам ставропольчан, от 2 км в ширину до 20 в длину летели стаи. Наблюдение – это единственный шанс отреагировать и спасти посевы.
– Мы готовы к обезвреживанию полей в случае залета и откладывания яиц на нашей территории. Саранча уязвима, когда она еще не на крыле. Сейчас она ищет место, чтобы отложить яйца, и этот момент упустить нельзя, иначе потомство при вылуплении съест все подчистую. Если прилетит к нам, то единственной заминкой может быть согласование насчет финансовых средств для закупки препаратов в соседнем крае, но мы надеемся, что Минсельхоз поможет оперативно и без проволочек решить эту задачу, – говорит Глазова.
В КЧР преимущественно нестадные насекомые – так называемая «кобылка», которая ежегодно в небольших количествах присутствует на нашей территории. Норма – 1-2 насекомых на квадратный метр, критический порог – 5-10 насекомых. Особых нашествий у нас никогда не было. Будем надеяться, что и в этот раз все обойдется.
Кстати, для тех, кого пугают эти действительно малосимпатичные насекомые, спешу добавить – вреда человеку они нанести не могут, поэтому даже если вы попадете в тучу летящей саранчи, ущерб будет больше моральный, ну и тактильные ощущения, конечно, не самые приятные, когда в вас врезается туча жестких крылатых пожирателей посевов.
И напоследок – такой интересный исторический факт. Первое летописное упоминание о нашествии саранчи на Русь относится к 1008 году, результатом которого был голод. Нашествие повторилось в 1094, 1095, 1103 и 1195 годах. Похожие напасти повторялись в XVI-XVII вв. В1824 году нашествие саранчи наблюдалось на юге современной Украины, в нескольких губерниях, причём на борьбу с ней был откомандирован Александр Сергеевич Пушкин, который составил краткий отчёт:
23 мая – Летела, летела
24 мая – И села
25 мая – Сидела, сидела
26 мая – Всё съела
27 мая – Опять улетела.

Л. НИКОЛАЕВА.

Поделиться
в соцсетях