«Дела давно минувших дней…»

18 августа в 08:21
54 просмотра

Осенью 1825 года, который считается годом основания г. Черкесска, по всей видимости, была проведена лишь разметка земли под будущую станицу. Непосредственно же устройство и заселение Баталпашинской, как и других вновь образуемых станиц Хопёрского полка – Невинномысской, Беломечетской, Барсуковской, Карантинной, ныне Суворовской, и Бекешевской, – начались, вероятно, не ранее весны 1826 года. Заселение осуществлялось казаками Кубанского полка, по происхождению донцами, из расформируемой станицы Воровсколесской и казаками Хопёрского полка из станицы Ставропольской – к переселению были назначены 90 дворов из Воровсколесской и 141 двор Ставропольской. Переселение воровсколессцев состоялось к весне 1827 года, тогда как хоперцы в большинстве своём оказались в новой станице только после уборки урожая осенью 1827 года.

Осенью 1825 года, который считается годом основания г. Черкесска, по всей видимости, была проведена лишь разметка земли под будущую станицу. Непосредственно же устройство и заселение Баталпашинской, как и других вновь образуемых станиц Хопёрского полка – Невинномысской, Беломечетской, Барсуковской, Карантинной, ныне Суворовской, и Бекешевской, – начались, вероятно, не ранее весны 1826 года. Заселение осуществлялось казаками Кубанского полка, по происхождению донцами, из расформируемой станицы Воровсколесской и казаками Хопёрского полка из станицы Ставропольской – к переселению были назначены 90 дворов из Воровсколесской и 141 двор Ставропольской. Переселение воровсколессцев состоялось к весне 1827 года, тогда как хоперцы в большинстве своём оказались в новой станице только после уборки урожая осенью 1827 года.
Сохранившиеся архивные материалы, в частности, «Исповедная роспись Николаевского молитвенного дома» вновь образованной станицы за 1827 год, содержат практически полные списки баталпашинских казаков-первопоселенцев. Расчищенная территория была окопана глубоким рвом и ограждена двойным плетнем. С каждой стороны крепости были ворота с караульным помещением и вышкой для сторожевых постов. На вышке устанавливался высокий шест с большим пучком соломы и с бочкой смолы. При приближении врагов веха зажигалась, и дым загоревшейся соломы и смолы давал весть соседним сторожевым постам о появлении врага. Внутри ограды строились казачьи избы и другие постройки.
Станица Баталпашинская быстро разрасталась. Уже через 3 года в ней имелось 220 домов и 1600 жителей. Под руководством подполковника Хоперского казачьего полка Канивальского жители станицы отвели реку Тахтамыш, впадавшую в реку Кубань, на 5 километров выше станицы, по новому руслу, направленному вдоль восточной окраины станицы. По берегам нового русла реки Тахтамыш, переименованной в Абазинку, насаждались фруктовые сады и возделывались огороды. Сады были хорошими защитниками от восточных ветров. В 1850 году была проведена 9-я народная перепись, по которой в Баталпашинке значилось 2473 жителя. В 1860 году станица становится уездным центром Кубанской области. К 1868 году в ней уже действовали бригадное мужское и женское училища, за счёт армейской была построена первая войсковая больница на 48 коек. Указом Александра II 30 декабря 1869 года станица преобразована в город Баталпашинск. Тем не менее это решение так и не было претворено в жизнь, и Баталпашинская оставалась станицей вплоть до советских времён. С 1888 года она становится административным центром одного из семи отделов Кубанской области. В Баталпашинской велась торговля зерном и скотом; действовала лесопильня. В 1892 году в Баталпашинской насчитывалось 1892 дома и 10.106 жителей, из них коренных казаков – 2312 мужчин и 2217 женщин. Иногородних – 2873 мужчины и 2704 женщины.
В 1898 году станица Баталпашинская была связана дорогой через Клухорский перевал с Сухуми и через станицу Беломечетскую и станицу Невинномысскую со Ставрополем. В 1900-1903 годах было открыто 2-х классное училище. В 1905 году в станице Баталпашинской находились учреждения: управление Баталпашинского отдела, камера мирового судьи, воинская больница на 45 человек, местная команда, штаб третьего Хоперского полка, почтовое отделение и казначейство. Над помещением казначейства находилась каланча с пожарным колоколом. Пожарное депо состояло из 2 ручных насосов, 3 бочек, дрог с баграми и лестницей и семи лошадей. В 1910 году в станице были открыты для детей зажиточного казачества и купечества мужская и женская прогимназии, преобразованные в 1913 году в гимназии. В 1912 году на берегу Кубани была построена маленькая электростанция, дававшая свет учреждениям и отдельным домам богатых станичников. Наряду с функциями военного поселения Баталпашинская играла заметную роль в налаживании торговых и культурных связей с горскими народами. В обмен на соль, хлеб и ткани купцы, промышленники и казаки вывозили из горных районов скот, сухие кожи, бурки, башлыки, черкески и много других товаров.
В январе 1918 года в станице Баталпашинской был создан первый Совет рабочих, крестьянских, красноармейских, казачьих и горских депутатов. Поднявшиеся казаки станицы зверски убили первого организатора советской власти Макеева. Осенью 1918 года станица Баталпашинская была занята отрядами генерала Шкуро. Заняв станицу, он объявил мобилизацию в деникинскую армию. 5 января 1919 года армия Шкуро овладела Кисловодском, который был занят Красной Армией. Набрав в Кисловодске специалистов и техники, Шкуро организовал в Баталпашинке производство снарядов, патронов, сукна, кожаных сапог, бурок и шуб для Белой армии. Во власти деникинцев Карачай и Черкесия находились до весны 1920 года.
С 1922 года станица – центр Карачаево-Черкесской автономной области, с 1926 – центр Черкесского национального округа, с 1928 по 1943 – Черкесской автономной области. В 1931 году населённому пункту был присвоен статус города и имя Баталпашинск, но в 1934 году Баталпашинск был переименован в Сулимов по фамилии председателя Совнаркома РСФСР Д. Е. Сулимова. Однако в 1937 году Сулимов был расстрелян, после чего город переименовали в Ежово-Черкесск, в честь наркома внутренних дел Н. И. Ежова. В 1939 году, однако, после ареста и расстрела последнего, за городом сохранилась лишь вторая часть названия – Черкесск.
В 1934-м в городе был снесен собор Святителя Николая Чудотворца. В 1935-1939 годах здесь были построены: городской водопровод, электростанция, швейная фабрика, несколько новых цехов на заводе «Молот», мясокомбинат, хлебокомбинат, цементный завод, Дом Советов, дом связи, городская баня, гостиница, кинотеатр, педагогическое училище, родильный дом, детские ясли, детский сад.
На 1 января 1941 года город Черкесск имел 4566 жилых домов, 9 фабрик и заводов, 3 мельницы, 17 промыслово-кооперативных предприятий, три начальные школы, где обучались 497 человек, пять неполных средних школ с 1762 учащимися и шесть средних школ, в них обучалось 3540 человек, педагогическое училище, учительский институт. В городе работали четыре детских сада, музыкальная школа, областной музей краеведения, научно-исследовательский институт, областной драматический театр, 2 кинотеатра, областная больница на 140 коек, роддом на 25 коек, 2 поликлиники, 11 различных медицинских учреждений и детские ясли.
Во время Великой Отечественной войны тысячи горожан, представители всех народов республики, ушли на фронт, были сформированы Черкесский и районный партизанские отряды. С 11 августа 1942 года по 17 января 1943 года город Черкесск был оккупирован. За пять месяцев немецко-фашистские захватчики нанесли большой ущерб городу и населению. Было взорвано 30 зданий основных промышленных предприятий и учреждений, разрушены водопровод и электростанция, разграблены библиотеки, школы и учреждения. С момента вступления фашистских оккупантов в город начались массовые расстрелы партийно-советского актива и мирных жителей.
Актом Черкесской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний, совершенных захватчиками, зафиксировано вскрытие 19 ям около совхоза № 30, в которых было зарыто более 1530 трупов советских граждан, злодейски расстрелянных оккупантами. 17 января 1943 года Красная Армия освободила город Черкесск от немецко-фашистских захватчиков.

Материал подготовлен Ольгой МИХАЙЛОВОЙ.
(Продолжение следует).

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях