Анкета и портрет

22 сентября в 04:31
2 просмотра

Признано, что достаточно полную информацию о человеке может дать только официальная справка. Но не всегда это так. Вот, например, данные из одной такой справки.
Баков Хангери Ильясович – доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки КБР и КЧР, член Союза писателей России.
Родился в 1940 году в ауле Жако Черкесской автономной области.
В 1942 году в боях за Сталинград погиб отец. Мать осталась с тремя малышами на руках.
Младшие классы окончил в сельской школе, а в 1956 г. был определен в областную школу-интернат – как сын погибшего участника Великой Отечественной войны. По окончании школы 2 года – рабочий строительной бригады совхоза. 1961-1964 – служба в Советской Армии.
1964-1969 – учеба в КБГУ – отделение кабардинского языка и литературы и русского языка и литературы историко-филологического факультета.

Признано, что достаточно полную информацию о человеке может дать только официальная справка. Но не всегда это так. Вот, например, данные из одной такой справки.
Баков Хангери Ильясович – доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки КБР и КЧР, член Союза писателей России.
Родился в 1940 году в ауле Жако Черкесской автономной области.
В 1942 году в боях за Сталинград погиб отец. Мать осталась с тремя малышами на руках.
Младшие классы окончил в сельской школе, а в 1956 г. был определен в областную школу-интернат – как сын погибшего участника Великой Отечественной войны. По окончании школы 2 года – рабочий строительной бригады совхоза.
1961-1964 – служба в Советской Армии.
1964-1969 – учеба в КБГУ – отделение кабардинского языка и литературы и русского языка и литературы историко-филологического факультета.
1969-1973 – аспирантура Института мировой литературы Академии наук СССР, написание кандидатской диссертации и успешная защита.
1973-2004 – преподаватель, а далее последовательно – доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан факультета, директор Института филологии Карачаево-Черкесского государственного педагогического института (позднее – КЧГУ им. У. Алиева).
С 2004 г. по настоящее время – главный научный сотрудник Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований.
Автор четырех монографий, одного сборника избранных статей о литературе, более сотни других научных трудов, он участвовал в создании фундаментальных коллективных работ «Адыгская энциклопедия», «История кабардино-черкесской литературы» в двух томах, не раз выступал с докладами на региональных, всероссийских, всесоюзных, международных научных форумах в нашей стране и за ее пределами, публиковался в солидных отечественных и зарубежных научных изданиях.
Подробно не упоминаем о таких видах деятельности, как создание многочисленных учебных пособий и программ, участие в составлении школьной программы по литературе, а также членство в межвузовских комиссиях и квалификационных советах всероссийского масштаба, потому что их и вправду множество, в то же время вклад юбиляра в каждую названную область значителен. Но даже и самого подробного перечисления было бы недостаточно для того, чтобы создать портрет человека, дать полное представление о том, что сделано им за несколько десятилетий плодотворного труда. Для этого нужно самому увидеть тот след, который человек проводит по целинному полю под названием жизнь.
Еще в студенческие годы Хангери выделялся из нашей общей среды масштабностью и оригинальностью мышления, а это, как считают психологи, явные признаки таланта. Он уже тогда целенаправленно изучал не просто общий курс литературы, а ее природу и отличительные особенности каждого автора.
«Ему повезло с удачно выбранной темой», – говорят иногда о человеке, если он успел все вовремя выполнить и получить высокую оценку своего труда. Но тема – это не лотерейный билет – ее актуальность и перспективность требуется увидеть, даже логически бесстрастно вычислить. И для этого нужно уповать не на слепую фортуну, а на ясность собственного ума, глубину знания проблематики, широту общего кругозора. Перспективность того или иного направления в науке умеет почувствовать только тот, кто в ней хорошо разбирается изначально. Вот и Хангери Ильясович, попав в аспирантуру, не гадал на кофейной гуще, а сразу же принялся за решение очень интересной и малоизученной проблемы – роли творческой индивидуальности в становлении и развитии новописьменной литературы. На примере анализа творчества нескольких поколений адыгских поэтов и писателей он блестяще изучил основные закономерности влияния яркой личности на процесс фактического возникновения и развития литератур, которые именуются новописьменными, а вернее – начали интенсивно развиваться только в конце ХIХ – начале ХХ столетий.
Сказать по правде, отечественное литературоведение, как и вся официально признанная эстетическая теория, несколько десятилетий находилось в состоянии вялотекущего кризиса, обусловленного слишком жесткой привязкой его теоретических постулатов к так называемой формационной теории. Предложенный Баковым ракурс исследования был в русле довольно корректных, но продуктивных попыток преодоления этого кризиса. Не скажу, что мой коллега и старый товарищ был первым, кто обратил внимание на это явление, но он оказался одним из первых, кто последовательно исследовал индивидуальные феномены в контексте всей истории национальной литературы.
Суть концепции заключалась в признании общих объективных законов развития искусства и литературы. Но при этом особое внимание акцентировалось на следующем суждении: не только время выдвигает достойных его личностей, но и сами личности играют важную, а иногда и решающую роль в выборе путей эволюции словесного искусства, всей совокупности видов искусства вообще и даже всего общества на определенном историческом этапе.
Избранный ракурс изучения оказался настолько интересным и перспективным, что в его русле можно сделать не одно и не два конкретных исследования. Неудивительно, что Хангери Баков написал на эту тему не только первую большую квалификационную работу, он и докторскую свою защитил на основе дальнейших и более глубоких разработок проблемы «личность и объективные законы эволюции адыгской литературы». Не будем вдаваться в обстоятельный анализ оригинальной научной концепции юбиляра, достаточно отметить, что теоретико-методологические принципы, выработанные профессором Баковым, признаны актуальными и состоятельными во всей отечественной гуманитаристике, и свидетельством тому служат не просто комплиментарные, а сугубо научно-оценочные отзывы многих ведущих литературоведов страны.
 В наше время редко какой уважающий себя исследователь истории литературы народов Северного Кавказа обходится без опоры на те обобщения и выводы, которые сделаны в статьях и монографиях профессора Х. Бакова. Естественно, без учета его трудов и его основополагающих выводов невозможно написать обобщающее научное исследование в области истории и теории нашей литературы. Невозможно также без апелляции к его статьям и книгам представить себе исследование творчества таких корифеев, какими являются Бекмурза Пачев, Тембот Керашев, Алим Кешоков, Алим Ханфенов, Исхак Машбаш, Хабас Бештоков, Борис Утижев и целый ряд других знаковых фигур адыгской национальной словесности.
 Довершая характеристику заслуг юбиляра в области научных изысканий, никак нельзя не упомянуть сделанного им вклада в литературоведение за последние десять с небольшим лет, когда он перешел на работу в исследовательское учреждение из вуза, которому было отдано более трех десятилетий. За это время им написано две монографии, совершенно разные по тематике, но близкие по духу – исследование многогранного художественного дарования одного из самых ярких представителей национальной литературы второй половины ХХ века Бориса Утижева, а также историко-литературный и теоретический труд, посвященный природе сатиры и юмора в адыгских литературах. И то, и другое – значительный вклад в национальное и отечественное литературоведение. Кроме того, он принял самое деятельное участие в завершении ранее начатой двухтомной «Истории кабардино-черкесской литературы». Здесь он выступил и в качестве автора, и в качестве одного из трех членов редколлегии. Весьма лестные и, надо признать, вполне заслуженные высокие отзывы получил выпущенный им в эти же годы сборник избранных статей, посвященных актуальным проблемам истории, нынешнего состояния и перспектив развития национальных литератур в современном мире.
Однако возвратимся к годам, проведенным в Карачаевске. Только появившись в стенах вуза, он уже обратил на себя внимание как блестящий оратор и разносторонне образованный специалист. Без этого, пожалуй, было бы невозможно читать лекции по таким совершенно разным темам, как родная кабардино-черкесская литература, литература народов страны, русский фольклор, современная зарубежная литература. Как он читал, об этом можно судить по тому, что начальство быстро приметило его и стало охотно водить приезжающие с проверкой комиссии именно на его занятия.
Но приметило его и более высокое начальство: его стали включать в состав разных комиссий федерального министерства, и благодаря этому Х. Баков побывал во многих крупных учебных заведениях страны. Побывал не просто с ревизией, а еще и с огромной пользой для себя – в плане обмена передовым опытом. Примечательно, что однажды, было это в Ульяновске, он так блестяще провел мастер-класс по творчеству Антуана де Сент-Экзюпери, что из трех десятков конкурсантов оказался одним из трех, которые получили высший балл.
Став руководителем факультета, а позднее – института в составе университета, он сумел поставить работу таким образом, что его подразделение всегда выходило на первое место среди других.
Хангери Ильясовичу принадлежит также заслуга создания первого в Карачаево-Черкесском госуниверситете специализированного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по литературе. Благодаря этому десятки молодых специалистов получили возможность писать, защищать свои диссертации, не ломая голову над тем, куда бы поехать и кого бы попросить о помощи. В деле подготовки национальных кадров это было бесценным подспорьем.
 Вот из таких и множества других дел общественного и государственного масштаба составлялся авторитет ученого и педагога; впоследствии знаками признания их явились те официальные награды и почетные звания, которые сами по себе не всегда способны дать полное представление о значении самой личности. Но чем мы ближе знакомимся с такими людьми, тем больше понимаем, что и за громкими званиями, и за не очень частыми награждениями стоят годы напряженной и продуктивной работы, без которой жизнь общества останется в черно-белом цвете.
 Говорят, представители гуманитарных дисциплин достигают поры интеллектуальной зрелости в довольно преклонном возрасте, потому что именно здесь огромную роль играет жизненный опыт в сочетании с накопленными теоретическими познаниями. Возможно, это не совсем так, потому что история знает множество примеров того, как блистательные знания и глубокие научные обобщения делались людьми довольно молодыми. Но что касается Хангери Ильясовича, то в свои семьдесят пять он полон идей и энергии, достаточной для их воплощения.
 Незаметно для себя мы из молодых начинающих превратились в среднее, а затем уж и в старшее поколение. Это превращение обозначено для Хангери Бакова не просто прибавлением в возрасте, но также научными трудами, научными и почетными званиями, наградами, множеством учеников, самые одаренные из которых пошли по стопам своего наставника и сами уже защитили кандидатские и докторские диссертации. Никому не дано знать, сколько нам отмерено жить на этой земле, и мы здесь ничего не решаем. Только вот какое дело. Юбиляр принадлежит к интенсивно редеющей когорте интеллектуалов, которые всю жизнь учатся, постигают мудрость жизни не только из Интернета, но и из живой нашей действительности. И к настоящему времени у него накопился огромный потенциал знаний и опыта, который ничем заменить невозможно. Поэтому и хочется, чтобы его знания, его умение, его доброта и высокая порядочность еще многие годы были активно действующей силой.

А. ГУТОВ.
доктор филологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки КБР.

Поделиться
в соцсетях