«Ты помнишь, как все начиналось…»

23 сентября в 11:55
10 просмотров

Любая юбилейная дата – серьезный повод задуматься, оценить обретенный опыт, проанализировать достижения и обсудить планы на будущее. Не исключение и нынешняя дата – 20-летие нашего Народного Собрания. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с Салыхом ХАПЧАЕВЫМ, депутатом Народного Собрания нескольких созывов, чтобы еще раз вспомнить историю становления парламентаризма в Карачаево-Черкесии.
– Салых Юсупович, как один из старейшин парламентаризма, депутат еще первого парламентского созыва вы должны помнить, с чего все начиналось…
– Конечно. Парламент Карачаево-Черкесии в определенной мере стал правопреемником областного Совета народных депутатов, но прошлого багажа в новых условиях оказалось явно недостаточно. Наши парламентарии начали работать в период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления, в условиях острого социально-экономического кризиса.

Любая юбилейная дата – серьезный повод задуматься, оценить обретенный опыт, проанализировать достижения и обсудить планы на будущее. Не исключение и нынешняя дата – 20-летие нашего Народного Собрания. Наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с Салыхом ХАПЧАЕВЫМ, депутатом Народного Собрания нескольких созывов, чтобы еще раз вспомнить историю становления парламентаризма в Карачаево-Черкесии.
– Салых Юсупович, как один из старейшин парламентаризма, депутат еще первого парламентского созыва вы должны помнить, с чего все начиналось…
– Конечно. Парламент Карачаево-Черкесии в определенной мере стал правопреемником областного Совета народных депутатов, но прошлого багажа в новых условиях оказалось явно недостаточно. Наши парламентарии начали работать в период формирования новой системы органов государственной власти и местного самоуправления, в условиях острого социально-экономического кризиса. К середине 80-х годов в стране сложилось тяжелое социально-экономическое положение, обострились межнациональные отношения, значительно снизился уровень жизни, а перестройка, демократизация, гласность обнажили проблемы, которые долгое время просто игнорировались. Речь идет о недостаточном внимании к национальным ценностям и традициям, о консервации остатков былого фактического неравенства. По причине администрирования испытывала трудности национальная культура, наблюдался определенный застой в сфере народного образования. Практически были упразднены национальные школы. У республики не было своего телевидения, книжное издательство, действовавшее долгие годы, имело статус отделения Ставропольского книжного издательства. В этих условиях Карачаево-Черкесия должна была, но не могла иметь равные партнерские права с республиками, краями, областями, экономическими регионами. Выход из создавшейся ситуации был однозначным: преобразование в самостоятельный субъект Российской Федерации.
Выражая волю народов, сессия областного Совета народных депутатов в ноябре 1990 года приняла решение о повышении статуса автономной области до уровня республики и вышла с ходатайством по этому вопросу в Верховный Совет РСФСР. Это решение полностью отвечало интересам всех народов и, безусловно, способствовало и способствует их дальнейшему сплочению, наращиванию экономического, научно-технического и культурного потенциала.
– Однако путь к республике был очень непростым. Прежде чем обрести свою государственность, республика сполна испытала потрясения, вызванные парадом суверенитетов самых разных уровней и масштабов: от провозглашения нескольких республик до суверенитета аулов. Поднимались вопросы о создании Карачаевской, Черкесской, Горской, Кубано-Зеленчукской республик, в ряде населенных пунктов звучали требования выйти из КЧР в состав близлежащих районов Ставропольского и Краснодарского краев. И все это – в небольшой республике, которую пытались растянуть на куски по национальным «квартирам».
– Да, и, разумеется, парламентарии Карачаево-Черкесии не могли безучастно наблюдать за всеми этими процессами, тем более что их избиратели высказывались за сохранение единства и территориальной целостности области, также за повышение статуса автономии до ранга республики в составе Российской Федерации.
На той же ноябрьской сессии в 1990 году было принято решение созвать внеочередную сессию для рассмотрения общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесии. В повестку дня сессии был внесен вопрос, который волновал тогда все народы. Звучал он так: «О реабилитации карачаевского народа в свете Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года, восстановлении его автономии, реабилитации казачества, сохранении единства и целостности территории области, провозглашении Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республики в составе РСФСР».
Непросто проходило обсуждение этого вопроса, но сессия приняла мудрое и единственно верное решение. Один из пунктов решения гласил так: «Учитывая сложившуюся многовековую дружбу между народами КЧАО, единый народно-хозяйственный комплекс, общность культуры, традиций и обычаев, принимая во внимание мнение большинства народных депутатов, а также исходя из Обращения к народам Северного Кавказа Председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцина, считать необходимым сохранение единства национально-территориального образования области. Провозгласить Карачаево-Черкесскую Советскую Социалистическую Республику суверенным государством в составе РСФСР, образуемым абазинами, карачаевцами, ногайцами, русскими, черкесами и другими народами…»
– Сегодня некоторые спрашивают, а была ли необходимость в таких преобразованиях? Ведь было немало и сложностей…
– Думаю, что жизнь полностью подтвердила правоту и актуальность этих изменений. Не могли в новой демократической России существовать субъекты разных «сортов», с разными правами и полномочиями. Образование новых республик поставило в один ряд все субъекты Федерации: они стали равноправными. Вместе с тем становление республики протекало далеко не в благоприятной обстановке. Наблюдалось некоторое осложнение межнациональных отношений, сопровождавшееся накалом страстей вокруг проблем суверенности. Обсуждение вопросов нередко принимало острый характер и обостряло межнациональные отношения, толкало отдельные группы населения на противозаконное провозглашение на территории Карачаево-Черкесской Республики новых государственных образований по национальным признакам. В какой-то степени начали повторяться события 20-х годов, но с той разницей, что эти устремления не были широко поддержаны самим населением.
– Думается, что одной из причин такого положения являлось также отсутствие правовой базы для функционирования органов государственной власти Карачаево-Черкесии?
– Да, и в этом отношении принятие Конституции республики было главной и первостепенной задачей. Трудным оказался и этот путь длиной в четыре года: столько времени было потрачено на принятие Конституции республики. Причин тому немало. Одна из них – стремление законодательной и исполнительной власти того времени предусмотреть в будущей Конституции рычаги, перетягивающие канат в сторону той или другой ветви власти. Вторая – необходимость избрания такого парламента, чтобы в его составе было паритетное, то есть равное, представительство депутатов всех народов, проживающих в регионе.
Когда выяснилось, что обе эти проблемы надо будет решать только в рамках федерального законодательства, то отдельные лидеры общественно-национальных движений вновь пустили идею разделения Карачаево-Черкесии на несколько карликовых республик по национальному признаку. Поэтому в республике тогда и возник вопрос о проведении опроса населения о будущем Карачаево-Черкесии.
Тогда, на волне сепаратистских течений, нашлось немало лидеров национальных и общественно-политических движений, которые хотели помешать проведению такого опроса. Органы государственной власти Карачаево-Черкесии постоянно ощущали на себе серьезное давление с их стороны. Оружием противников единства Карачаево-Черкесии стали организованные ими отдельные митинги, собрания, сходы, выступления в СМИ.
Вместе с тем, в городах и районах республики проводились и мероприятия в поддержку проведения опроса и сохранения единства Карачаево-Черкесской Республики. И вот, наконец, 28 марта 1992 года состоялся опрос, в котором приняло участие 75 процентов взрослого населения, из них 78,5 процента поддержали единство Карачаево-Черкесской Республики. Люди прекрасно понимали, что расчленение республики создало бы неразрешимые территориальные, хозяйственно-экономические и духовные проблемы.
– И как же республика обрела Конституцию?
– 9 августа 1994 года на сессии Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики был утвержден состав Конституционной комиссии, куда вошли 42 представителя различных национальностей. 19 апреля 1995 года Народное Собрание КЧР приняло постановление «О подготовке проекта Конституции КЧР». Для решения этой проблемы надо было, прежде всего, провести выборы депутатов Народного Собрания республики. По вопросу их проведения было принято специальное постановление Президиума Верховного Совета Российской Федерации, где наравне с датой проведения были расписаны все положения организации этих выборов. Однако из-за различных разногласий в обществе выборы переносились. Из-за затяжки проведения выборов нарушался один из пунктов федерального закона, где провозглашалась Карачаево-Черкесская Республика.
– То есть, складывалась парадоксальная ситуация. Еще в 1991 году была образована республика, но она до 1995 года не имела своего избранного Парламента, а функции нового республиканского Парламента брало на себя Народное Собрание с истекшим сроком полномочий бывшей автономной области, постоянно продлевавшее свои полномочия. Это вызывало немало споров в обществе вокруг правомерности функционирования такого законодательного органа. Как же вышли из этой ситуации?
– Не без вмешательства Москвы консенсус был найден, было принято решение о проведении 10 июня 1995 года выборов депутатов Народного Собрания республики, и по данному вопросу был принят соответствующий законодательный акт. 10 июня 1995 года состоялись первые альтернативные выборы депутатов Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики. В новый республиканский Парламент было избрано 73 депутата, представляющие различные партии и движения региона. В состав многонационального Парламента входили многие известные руководители предприятий, организаций, учреждений, представители интеллигенции, награжденные государственными наградами, почетными званиями. На альтернативной основе на 1-й организационной сессии председателем Народного Собрания КЧР был избран Игорь Владимирович Иванов, а его заместителем Заудин Догазович Хунов. 7 сентября 1995 года избранные депутаты Народного Собрания Карачаево-Черкесской Республики первого созыва приступили к разработке проекта Конституции. Был пересмотрен состав Конституционной комиссии, изменен количественный состав. В комиссию вошли уже не 42, а 24 человека. В ее адрес до рассмотрения в первом чтении проекта Конституции поступило 118 предложений, из которых не были учтены лишь 3 предложения.
И вот, наконец, 5 марта 1996 года на сессии Народного Собрания была принята первая Конституция Карачаево-Черкесской Республики. После ее принятия в первом чтении в Конституционную комиссию поступило еще 148 письменных поправок и предложений от депутатов, избиратели внесли 340 различных предложений. Обсуждение ее положений проходило в СМИ, на сходах, собраниях, в трудовых коллективах.
Говоря о Конституции нашей республики, сегодня хотелось бы высказать самые добрые слова благодарности в адрес тех депутатов и общественных деятелей, кто много сил и энергии вложил в разработку и принятие Основного Закона республики. Это известные в республике люди, депутаты прошлых лет Борис Абдулалиевич Агайгельдиев, Ахмат Абдулович Катчиев, Дмитрий Аскерович Физиков, Амурбий Амырович Боташев, Захар Сосланбекович Цахилов, Алик Хусинович Карданов, Геннадий Федорович Кулаков, Анастас Иванович Михайлиди, Умар Ереджепович Темиров, Михаил Михайлович Якуш и другие. Здесь необходимо подчеркнуть особую роль Главы Карачаево-Черкесской Республики Владимира Исламовича Хубиева, вложившего много сил и энергии в дело сохранения мира и стабильности в республике. Взвешенный, согласованный подход к принятию первой Конституции республики позволил органам государственной власти строить свою дальнейшую работу уже на стабильном правовом поле.
– Принятие Основного Закона республики позволило парламентариям первого созыва принять символику республики: Герб, Гимн, Флаг, а также ряд первоочередных законодательных актов о выборах депутатов Народного Собрания, Главы республики, о Правительстве республики, местном самоуправлении, концепции национальной политики, об управлении государственной собственностью КЧР, о языках народов республики, о статусе республиканского центра и др. В числе этих законодательных актов особо хочется сказать о законе «О выборах Главы Карачаево-Черкесской Республики», который был принят все же без учета отдельных обстоятельств, складывающихся в то время в республике…
– Да, реализация этого закона в некоторой мере обострила общественно- политическую ситуацию в Карачаево-Черкесии.    Соперничающие кандидаты на выборах на должность Главы республики и их команды в начале мая 1999 года свою выборную кампанию превратили в настоящее межнациональное противостояние. Выборы в первом туре 16 мая и во втором туре 21 мая 1999 года вывели массы людей на митинги и собрания.
Была обнаружена брешь и в самом законе о выборах Главы республики. Речь идет о досрочном голосовании избирателей и массовых злоупотреблениях этим правом. В результате этого во многих избирательных участках количество досрочно проголосовавших достигало 35-40 процентов. Всего же по республике досрочно проголосовало более 55 тысяч избирателей. Федеральному центру пришлось активно вмешаться в противостояние, которое набирало обороты. Определенные политические и националистические силы, движимые маниакальным стремлением к власти, пытались разыграть национальную карту, и хотя ситуацию и удалось удержать, но проигравшая сторона отказалась признавать итоги выборов, и начались судебные процессы… И только 22 октября 1999 года была окончательно поставлена точка в выборной кампании: Верховный Суд Российской Федерации признал В. Семенова избранным Главой Карачаево-Черкесской Республики.
Работа, начатая депутатами Парламента первого созыва, получила свое продолжение их коллегами второго созыва, выборы которых состоялись 19 декабря 1999 года.
На первом заседании Народного Собрания республики было избрано руководство Парламента и сформировано 8 постоянно действующих комитетов. Председателем Народного Собрания второго созыва был избран Джанибек Юнусович Суюнов, а его заместителем Руслан Хусеевич Хабов, и парламентарии активно включились в подготовку и принятие основных базовых законов. Таковы первые страницы истории парламентаризма в республике.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях