«Я очень люблю петь!»

30 сентября в 07:56
19 просмотров

«Звездочка» из Черкесска
Она кладет на стол сотовый телефон, включает музыку и начинает петь. Точеная фигурка изящно двигается мелодии в такт, жесты рук легки, красивы и удивительно говорящи, а по губам девочки можно прочесть каждое слово песни, звучащей из мобильника. И глядя на нее, трудно поверить, что перед тобой — очень слабо слышащий человек.
Стоит ли удивляться, что своим талантом Алина Акбаева покорила сердца членов жюри уже не на одном международном конкурсе?
­- Все началось в 2013 году, -­ рассказывает Оксана Лемешева, заместитель директора по воспитательной работе специальной (коррекционной) образовательной школы-­интерната 1 вида в г. Черкесске, где учится Алина. ­- По обыкновению, в Международный день глухих наши дети выступали на концерте в региональном отделении ВОГ.                                                                                          
«Звездочка» из Черкесска
Она кладет на стол сотовый телефон, включает музыку и начинает петь. Точеная фигурка изящно двигается мелодии в такт, жесты рук легки, красивы и удивительно говорящи, а по губам девочки можно прочесть каждое слово песни, звучащей из мобильника. И глядя на нее, трудно поверить, что перед тобой — очень слабо слышащий человек.
Стоит ли удивляться, что своим талантом Алина Акбаева покорила сердца членов жюри уже не на одном международном конкурсе?
­- Все началось в 2013 году, -­ рассказывает Оксана Лемешева, заместитель директора по воспитательной работе специальной (коррекционной) образовательной школы-­интерната 1 вида в г. Черкесске, где учится Алина. ­- По обыкновению, в Международный день глухих наши дети выступали на концерте в региональном отделении ВОГ. И там нам предложили принять участие в Общероссийском конкурсе «Утренняя звезда», который проводился Всероссийским обществом глухих в Ульяновске. Мы не отказались. И там Алина со своим жестовым пением заняла второе место! После такого успеха приглашения на всякие фестивали посыпались как из рога изобилия.
И вот в июле этого года Алина и Марина Гочияева, также учащаяся школы-­интерната, вместе со своими наставниками поехали в Санкт­-Петербург на VIII Международный творческий фестиваль детей с ограниченными возможностями «Шаг навстречу».
Блеснуть своими талантами в городе на Неве собрались более полутысячи детей из разных уголков России. Однако наши девочки совершенно не потерялись на их фоне. В номинации «Жестовое пение» и Алина, и Марина в разных возрастных категориях стали лауреатами 1 степени! Педагоги рассказывают, что, когда Алина исполняла песню «Журавли», люди не могли сдержать слез, настолько искренним, прочувствованным было выступление девочки. И неслучайно именно этим номером открывался заключительный гала­-концерт фестиваля.
А в августе Алина стала участницей Международного инклюзивного детского фестиваля-конкурса, проходившего в Крыму. На него съехалось около 600 детей не только из разных уголков России, но и из стран ближнего зарубежья.
­- В группе А соревновались дети с ограниченными возможностями, -­ рассказывает Оксана Владимировна, -­ а в группе Б — здоровые дети. Но на открытии, на заключительном гала-концерте, на ежедневных дискотеках и т. д. никакого деления детей не было. Все ребята общались на равных. И нас приятно удивила очень теплая, очень дружеская атмосфера фестиваля. Здоровые дети без каких­-либо напоминаний взрослых, просто по зову души помогали тем, кто нуждался в поддержке. Ведь среди участников фестиваля были и дети-колясочники, и дети с ДЦП, и многие другие.
­- Каждый день на фестивале проходили этнодискотеки, -­ вступает в разговор Оксана Погорелова, учитель­-дефектолог школы-­интерната. ­- На них самые многочисленные делегации представляли свои регионы. Скажем, сегодня на этнодискотеке тон задают ребята из Якутии, завтра — из Великого Новгорода и т. д. Мы для представления своего региона объединились с делегацией Кабардино­-Балкарии. И знаете, это было очень трогательно: когда выступала наша Алина, чтобы ее поддержать, вышли совершенно здоровые ребята из ансамбля «Сармат» (Северная Осетия) и стали танцевать вместе с ней.
Алина, «услышав» по нашим губам о «Сармате», сразу улыбается и с удовольствием перечисляет названия других запомнившихся ей хореографических ансамблей, ярко выступивших на фестивале: «Барс» (Северная Осетия), «Элия» (Кабардино­-Балкария)… Ведь несмотря на очень слабый слух, Алина достаточно хорошо говорит…
Пятнадцатилетняя девочка с улыбкой рассказывает и о том, как много новых друзей у нее появилось благодаря фестивалю — из Якутии, КБР, Великого Новгорода. Теперь она с ними переписывается ВКонтакте. А еще с нескрываемым восхищением вспоминает море, которое в Крыму необыкновенно чистое, прозрачное.
Вообще, Алина до сих пор переполнена самыми яркими впечатлениями от фестиваля. Но и сама девочка стала украшением этого фестиваля. В номинации «Жестовое пение», исполнив песню «Россия моя, купола золотые», Акбаева заняла первое место. Кроме того, она ярко выступила на открытии фестиваля с песней «Мой Кавказ» и на заключительном гала­-концерте — с песней «Пой, Кавказ!».
Вас не удивляет такой широкий репертуар? Лично меня — очень. Потому что за каждой жестовой песней скрывается огромный труд ее исполнителя и его наставника.
А Оксана Владимировна и не скрывает, что подготовить номер жестового пения стоит больших усилий, каждодневных долгих репетиций. Певцу надо иметь хорошую память, много работать над артикуляцией, жестами и т. д.
Но Лемешевой работа с поющими глухими и слабослышащими детьми — в радость. А успех Алины Оксана Владимировна во многом объясняет поддержкой семьи.

Слезами горю не поможешь
Семья у Алины и вправду замечательная. Папа, мама, брат Расул и она. Я не говорю уже о других родственниках.
­- Когда Расулу исполнилось два года, ­- с грустью вспоминает Полина Хасановна, мама Алины, ­- я вдруг стала замечать, что у сына появились проблемы со слухом. Зову его, к примеру, на улице, а он на зов не реагирует. Начались хождения по поликлиникам, больницам. Неоднократно ездила с ним на обследование и лечение в Москву. Никто не мог объяснить причину беды, а самое главное, слух у сына продолжал ухудшаться, несмотря на все наши усилия. Расулу не исполнилось еще и пяти лет, когда аналогичные проблемы начались у его младшей сестренки Алины. Она терять слух начала с трех лет. Скорее всего, сказалось лечение дочки в раннем возрасте антибиотиками. В два месяца у нее диагностировали пневмонию, в больнице малышка подхватила еще и грипп, в итоге жизнь ребенка спасали всеми возможными средствами. Жизнь спасли, а вот слух…
Никто не знает, сколько слез было пролито Полиной Хасановной, сколько горьких дум пришлось ей передумать за все эти годы. Но слезами горю, увы, не поможешь. Беда внесла в жизнь Акбаевых серьезные коррективы.
Чтобы Расул пошел в логопедическую группу детского сада, как настоятельно советовали специалисты в Москве, Акбаевы сняли квартиру в Черкесске, куда Полина Хасановна переехала с детьми. А глава семейства, Мурат Махсутович, продолжал жить и работать в Кумыше, он -­ директор Дома культуры, а еще занимается фермерством. Но, несмотря на расстояния, семья осталась дружной и крепкой.
И так продолжается до сих пор. Ведь после детского сада Расул вместе с Алиной пошли в школу­-интернат. Чтобы быть поближе к детям, Полина Хасановна устроилась сюда же работать фельдшером, благо образование позволяло.
­- Родители у Расула и Алины — всем родителям пример, -­ говорят в школе­-интернате. -­ Это люди, делающие все для того, чтобы их дети выросли достойными людьми. В этой семье нет детей­-инвалидов, есть просто дети со своими нуждами, потребностями, способностями, которые надо развивать. К примеру, Расул хорошо учится, ведет все праздники в нашей школе. Он прилично плавает, занимается настольным теннисом, дзюдо, шашками. В прошлом году в Кисловодске на Общероссийском конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья стал чемпионом по шашкам.
Множество увлечений и у Алины, которая также учится на «хорошо» и «отлично». К примеру, сейчас вместе с подругой она стала заниматься хореографией в студии при госансамбле «Эльбрус». В будущем мечтает стать сурдопереводчиком….

Команда единомышленников
­- Когда дети немного подросли, ­- рассказывает Полина Хасановна, -­ и пора было идти в школу, я очень много думала о том, куда их определить. Конечно, хотелось, чтобы они ходили, как все дети, в обычную школу, чтобы не чувствовали себя в чем­-то ущемленными. Но тут я совершенно неожиданно увидела передачу про школу­-интернат для глухих и слабослышащих детей в Черкесске и решила, что здесь им будет лучше. И ни разу не пожалела о сделанном выборе. Мои дети вполне нормально общаются со своими сверстниками. Например, у Алины в Кумыше немало подруг среди ровесниц. И по уровню знаний, как я наблюдаю, она ни в чем им не уступает. Грамотно пишет, хорошо решает. И в этом заслуга школы­-интерната. Ведь здесь каждому ребенку уделяется максимум внимания.
О том, насколько действительно серьезно занимаются с детьми в школе­-интернате, наша газета писала неоднократно. Достаточно вспомнить речевые праздники, которые проводятся здесь ежегодно. На них глухие и слабослышащие дети представляют целые спектакли. И каждый герой спектакля обязательно говорит. Не слово, не два. Говорит связно, предложениями. И таким достижением может похвастать далеко не каждая коррекционная школа 1 вида. Здесь педагоги узнают каждого ребенка по голосу, а ведь наше общество давно привыкло: раз глухой ­- значит, немой.
Наверное, все потому, что работает в школе­-интернате команда неравнодушных людей, настоящих профи во главе с таким же директором Заремой Кочкаровой. Просто удивительно, как эти люди не устают постоянно что­-то придумывать, находить новое, занимаясь с «проблемными» детьми, повышать уровень своих знаний, которые никогда не бывают лишними в работе с мальчишками и девчонками, особенно если речь идет о детях с ограниченными возможностями.
Вот и на сей раз, пока мы общались с Алиной, ее родными и наставниками, выяснилось, что сама Зарема Хамидовна только на днях вернулась из Москвы, с совещания по инклюзивному образованию, двое педагогов лишь вчера приехали из Астрахани, где проходил «круглый стол» по проблемам сопровождения детей после кохлеарной имплантации (к слову, в школе-интернате сегодня есть целый класс детей, которым проведена операция по кохлеарной имплантации), трое педагогов сейчас в Грозном на семинаре по инклюзивному образованию, который проходит на базе школы для детей с задержками психического развития (среди глухих и слабослышащих детей есть немало деток с сопутствующими заболеваниями, в том числе с задержками психического развития). И все это без ущерба для учебного процесса -­ отсутствующих педагогов на занятиях обязательно замещают коллеги. А в октябре двое педагогов-­дефектологов школы­-интерната поедут в Москву на 1 Всероссийский съезд дефектологов. И им будет что обсудить с коллегами, о чем спросить у высокопрофессиональных специалистов. Например, накопились вопросы по учебной литературе…
Проблемы, вопросы… Никуда от них не деться нам, взрослым. А вот девочка Алина кладет свой сотовый телефон на стол, включает музыку, и ей хочется петь. И она поет, потому что, как сама признается, очень любит петь. И знаете, что еще очень важно, ­- потому что ее научили петь…

НА СНИМКЕ: Полина АКБАЕВА со своими детьми Алиной и Расулом.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях