«Ибо нет места без духа слова…»

6 октября в 08:43
10 просмотров

Чаровница – осень в Теберде раньше, чем в других местах, разлила свои багряно-желтые краски по лесным массивам окружающих гор, где зеленым курсивом рельефно выделились хвойные исполины: «Сосны льют ароматный запах свой благодатный, не спеши, подыши»…
Ассоциации обычно рождаются неожиданно и внезапно – вспомнился школьный хор с продолжением слов песни: «В белой шали все горы, словно девушки в хоре…» До «девушек» нам еще далеко – мы, шестиклассницы, стоим во втором ряду на скамейках, белый верх – черный низ, уголки красных галстуков отпарены утюгом, и если они сатиновые, все равно сворачиваются в трубочки. Взмах руки хоровички, и – повели медленно, задумчиво: «Здесь поет вся природа, молодей год от года, край родной Теберда». Это мы, альты и вторые сопрано, и еще затаенно, и  вдруг – восторженный вскрик первых голосов: «Исходи ты Европу, азиатские тропы, обойди целый свет (два раза), мест красивее Домбая в мире не было, нет…».

Чаровница – осень в Теберде раньше, чем в других местах, разлила свои багряно-желтые краски по лесным массивам окружающих гор, где зеленым курсивом рельефно выделились хвойные исполины: «Сосны льют ароматный запах свой благодатный, не спеши, подыши»…
Ассоциации обычно рождаются неожиданно и внезапно – вспомнился школьный хор с продолжением слов песни: «В белой шали все горы, словно девушки в хоре…» До «девушек» нам еще далеко – мы, шестиклассницы, стоим во втором ряду на скамейках, белый верх – черный низ, уголки красных галстуков отпарены утюгом, и если они сатиновые, все равно сворачиваются в трубочки. Взмах руки хоровички, и – повели медленно, задумчиво: «Здесь поет вся природа, молодей год от года, край родной Теберда». Это мы, альты и вторые сопрано, и еще затаенно, и  вдруг – восторженный вскрик первых голосов: «Исходи ты Европу, азиатские тропы, обойди целый свет (два раза), мест красивее Домбая в мире не было, нет…».
Вспоминая эту песню на слова А.Суюнчева, я подходила к Тебердинской СОШ №1 им. И. Крымшамхалова, уже настроенная на более серьезный лад. Хотя песня о Теберде вспомнилась не случайно, как и то, что этот дивный уголок природы с ее царственной природой воспет многочисленными поэтами и писателями, запечатлен на полотнах художников. Скажу без преувеличения: учителям, живущим и работающим здесь, волею судьбы предначертано стать «гениями места». Этот термин, идущий из глубины веков, который обозначил древнеримский поэт Вергилий, применим к человеку, ревностно оберегающему неповторимую атмосферу места. «Ибо нет места без духа слова…»

Уже с порога школы, которой долгие годы руководит талантливый педагог и умелый организатор Татьяна Максимовна Ячменцева, каждый уголок уютных коридоров напоминает о том, что ты находишься в Теберде – об этом говорят красочные стенды, посвященные Исламу Крымшамхалову, Тебердинскому государственному биосферному  заповеднику, предметные стенгазеты. В школе идут уроки – где-то разбирают образ Базарова, где-то с головой ушли в компьютеры или ставят химические опыты…
А вот и кабинет заслуженного учителя КЧР, лучшего словесника Карачаевского городского округа Нины Алексеевны Поляковой, педагогический стаж которой составляет 44 года. В 1993 году она стала победителем республиканского конкурса «Учитель года», а ровно через 10 лет заняла почетное третье место. Годы не берут эту славную русскую женщину, она полна энергии, все так же лучезарна ее улыбка, а ученики ее просто обожают.
Биография ее может уместиться в несколько строк: родилась в селе Ачикулак Нефтекумского района Ставропольского края, окончила филфак Ставропольского пединститута, приехала  в Теберду. Правда, начинала она в СОШ № 2, «халиловской» школе, где проработала 11 лет. Н. Полякова, как и все ее коллеги, по сей день с большим уважением, теплотой и грустью вспоминает незабвенного директора второй школы Магомеда Исмаиловича Халилова, которого по праву считали учителем учителей.
 В свое время за передовым опытом к нему приезжали делегации школ из разных концов Ставрополья, не говоря уже о соседних районах. А секрет его успеха был прост – он буквально растворялся в школе, считая ее своей семьей и отдавая душу учителям и ученикам.
Приехав в Теберду совсем еще юной, Нина Полякова безоговорочно влюбилась в ее дивную природу и по какому-то наитию поняла, что ее-то в союзники она и возьмет для того, чтобы подобрать тот заветный ключ без права передачи к сердцам своих учеников. Экскурсии в заповедник, прогулки к озеру Кара-Кель, Джамагатским нарзанам, посещение краеведческого музея с последующими домашними сочинениями – это все было как бы «затравкой»  к большой и серьезной работе по изучению произведений классической литературы, где главное – знание бессмертных текстов. Как считает Нина Алексеевна, никакие инновации и гаджеты, продвинутые методики не заменят живой образной речи учителя и чтения учеником первоисточника. И самое ценное – ее нынешние старшеклассники, как и те, кто уже водит в школу внуков, читают, заучивают наизусть и стихи, и куски прозы, да и как же можно подвести Нину Алексеевну после ее мастер-классов по декламации! «Евгения Онегина» или «Мцыри» она может без запинки прочитать по памяти с любого места, как и другие длинные поэмы.
Полякова встретила меня в благодушном настроении: «Как мало надо для счастья словеснику! Мой Урусов порадовал тем, что прочитал-таки рассказ Бунина «Легкое дыхание» и, по-моему, вошел во вкус». Порадовавшись вместе с учительницей за ее ученика, я приступила было к интервью с ней, но Н. Полякова мягко, но в то же время настойчиво отклонила мое намерение: «За свой учительский век уже не раз была отмечена журналистами, поэтому рекомендую младшую коллегу».
Так я познакомилась с другим русоведом – Еленой Ефименко, к тому же руководителем лучшего в городском округе методобъединения учителей гуманитарного цикла. Здесь накоплен достаточно солидный опыт работы по развитию новых технологий, внедрению тренингов, проведению предметных декад. Большое внимание уделяется методике работы факультативных кружков, подготовке учащихся к олимпиадам. Учащиеся первой Тебердинской постоянно занимают первые места на городских олимпиадах, активно участвуют в республиканских.
Елена Васильевна родилась и выросла в Теберде, окончила эту же школу, где работает, поэтому у нее особенно трепетное отношение к этим стенам, где прошло школьное детство. «Я пошла по стопам своей учительницы словесности Валентины Васильевны Арнаутовой, – рассказывает Е. Ефименко. – Строгость и требовательность в ней сочетались с лиричностью, глубоким знанием предмета. Она каким-то непостижимым образом заставляла всех своих учеников не просто читать школьную литературу, а так, чтобы ее герои и действующие лица запомнились на всю жизнь».
Потом она со временем поймет, что для образованного человека, даже без вузовского диплома и уже в преклонном возрасте, должны, как пароль, звучать имена персонажей – от Акакия Акакиевича до Чацкого, от княжны Мэри до Сонечки Мармеладовой. В одном из своих интервью знаменитая детективщица Татьяна Устинова на вопрос: «Чем лечить общество?», не претендуя на оригинальность, ответила: «Только образованием, чтением книг. Больше нечем. Человек, который с утра до ночи ковыряется в Интернете, выжить не способен. Он не способен произвести  адекватное потомство, найти себе место в жизни».
– Елена Васильевна, в школу вернулось сочинение, пусть и не совсем выпускное, как у наших поколений, но как допуск к ЕГЭ. Повлияло ли это на читабельность классиков у школьников?
– Разумеется, и еще как! Ведь теперь сочинения – «ворота» к единому госэкзамену. Год русского языка в России во многом дал и нам, учителям словесности, импульс для творческого переосмысливания своей миссии в школе. Собственно, в нашей школе никогда не было «урокодателей», да и не приживаются такие в сильном творческом педколлективе. Только в наступившем октябре мы наметили немало интересного: конкурс стихов юных поэтов «Тихая моя родина», литературный вечер к 110-летию М. Шолохова «Судьба человека», цикл мероприятий к 120–летию С. Есенина и 95–летию Дж. Родари. Обычно все наши литературные «гостиные», вечера, утренники, читательские конференции проходят театрализованно, с использованием атрибутов эпохи, где жил тот или иной поэт или писатель. Пусть это будет лишь керосиновая лампа или гусиное перо в чернильнице…
 – Елена Васильевна, в вашей школе, я слышала, накоплен большой опыт краеведческой работы, которая красной строкой проходит в гуманитарном цикле, на интегрированных уроках…
– В марте у нас проходил семинар учителей городского округа «Как не любить эту землю» по творчеству Ислама Крымшамхалова. Неоценимыми помощниками для нас являются работники одноименного музея, который действует в Теберде около 40 лет. В апреле наши учащиеся принимали участие в республиканском конкурсе «Экология. Творчество. Дети», где они представляли свои сочинения. Мы тесно сотрудничаем с экологическим отделом заповедника, что также дает свои плоды. У нас немало школьных поэтов, которые занимаются в творческом объединении: Амина Аргуянова, Курман Батчаев, Джамиля Кочкарова, Расул Байчоров и другие. Их творчество, скажу без преувеличения, пронизано очарованностью окружающим миром, любовью к малой родине…
Держу в руках листок со стихами Амины Аргуяновой: «Как горный сказочный мираж, своим величьем поражая, стоите, словно грозный страж, хребет Кавказский охраняя…». И кто теперь может поспорить с тем, что школа, тот островок духовности, не является «гением места», свято сохраняющим его атмосферу, пронизанную духом творчества  и самосовершенствования?!

Людмила ОСАДЧАЯ.
НА СНИМКЕ: Учитель русского языка и литературы высшей категории Елена ЕФИМЕНКО.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях