Хорлам — значит Победа

6 октября в 07:58
39 просмотров

Рецепт его успеха и творческого долголетия состоит, наверное, из присущего всем горцам трудолюбия и истинно европейской амбициозности. В год 70-летия Великой Победы народному артисту КЧР Хорламу Алиеву исполнилось столько же лет. Собственно, он и вырос с Победой, и его назвали в честь этого великого события Хорламом. А сцене, служению песне он отдал полвека.
…Яркой кометой Хорлам Алиев ворвался на подмостки сцен Домов культуры и зарождающихся тогда, в середине 60-х годов, ВИА Черкесска, Карачаевска, турбаз и санаториев Теберды и Домбая, его неподражаемый колоритный баритональный тенор звучал и в городах бывшего СССР, когда он гастролировал с эстрадно-хореографическим ансамблем «Эльбрус», которым руководил талантливый музыкант и певец, заслуженный артист России Магомед Джегутанов. И, безусловно, всенародную славу Хорламу принесла песня композитора Маджита Ногайлиева на слова Альберта Турклиева «Гоначхир».

Рецепт его успеха и творческого долголетия состоит, наверное, из присущего всем горцам трудолюбия и истинно европейской амбициозности. В год 70-летия Великой Победы народному артисту КЧР Хорламу Алиеву исполнилось столько же лет. Собственно, он и вырос с Победой, и его назвали в честь этого великого события Хорламом. А сцене, служению песне он отдал полвека.
…Яркой кометой Хорлам Алиев ворвался на подмостки сцен Домов культуры и зарождающихся тогда, в середине 60-х годов, ВИА Черкесска, Карачаевска, турбаз и санаториев Теберды и Домбая, его неподражаемый колоритный баритональный тенор звучал и в городах бывшего СССР, когда он гастролировал с эстрадно-хореографическим ансамблем «Эльбрус», которым руководил талантливый музыкант и певец, заслуженный артист России Магомед Джегутанов. И, безусловно, всенародную славу Хорламу принесла песня композитора Маджита Ногайлиева на слова Альберта Турклиева «Гоначхир». И она навсегда стала именно его песней и мгновенно всем полюбилась за лиричность и трепетность мелодии. Хотя в тексте описывается лишь красота природы и звучит обещание вновь вернуться в прекрасное ущелье Гоначхир, все равно в песне ощущаются некое любовное томление и нега, не зря ведь под нее танцевали танго на вечерах и объяснялись в чувствах, ее распевали на карачаевском языке многочисленные туристы. Но, так или иначе, эта песня – голос ушедшей эпохи, ее знак. И если с песней «Утомленное солнце нежно с морем прощалось…» в стране связаны предвоенные годы, с «Гоначхиром» в наших краях – 70-80 годы, хотя ее с удовольствием в наши дни слушает и молодежь, а уж старое поколение и подавно. Как и «Песню чабана» Джабаева, «Быть любимым не просто» Полада Бюль-Бюль Оглы, «Эти глаза напротив» из репертуара Валерия Ободзинского. А всего в репертуаре Хорлама Алиева более 100 песен.
– И все-таки, Хорлам Рамазанович, когда вы начали петь?
Мы сидим за чашкой чая, который подала его супруга Фатима в экзотичной, но по-своему уютной кунацкой, где журчит постоянно ручеек, выбивающийся откуда-то из-под камней, покрытых изумрудным мхом, здесь же в специальных подвешенных пластиковых мешках с питательной средой растут грибы… Об этом уникальном доме и усадьбе с итальянским патио, каменным садом, роскошным виноградником можно рассказывать часами, но не буду отвлекаться от темы. Скажу только, что строиться Хорлам начал в одном из живописных мест Карачаевска в 1974 году и постоянно что-то добавляет и видоизменяет, отвоевывая у прилегающей ко двору горы участки земли.
Хорлам задумчиво улыбается, ища ответ на мой вопрос. Наверное, память выхватывает черно-белые кадры давно ушедших лет. Может, ему вспомнились вечера в далеком киргизском кишлаке под Фрунзе, когда его отец и дядя, обладавшие сильными голосами, слаженно пели старинные карачаевские песни и на огонек к ним спешили со своими комузами и домбрами соседи-киргизы. Слаженные голоса сливались в хор, и было как-то надежно и спокойно от того, что вот собрались за столом взрослые мужчины не пить, а петь, и глаза их светлы и задумчивы. Почему такие посиделки в наше время большая редкость?
А может, вспоминает Хорлам, как пас овец на берегу горной реки Аксаут в предгорьях киргизского Ала-Тоо, и алые тюльпаны, шелковые травы вдохновляли юного пастушка на пение? И горное эхо вторило чистому голосу…
Но по-настоящему он научился петь в ансамбле Черкесского медицинского училища, куда поступил после школы. До сих пор он с особым почтением вспоминает своего первого учителя по вокалу Виктора Зверева и концертмейстера Солтана Сидакова, которые учили его держаться на сцене, вдумываться в смысл песни, чтобы она жила, а не промелькнула на сцене однодневнкой. В эти годы состоялось его творческое знакомство с композитором Маджитом Ногайлиевым и его песни «Синеокая» и «Отчизна» вошли в репертуар певца.
После окончания медучилища Хорлам начал работать фельдшером в здравпункте Черкесского завода холодильного машиностроения, а по вечерам спешил на репетиции в эстрадный ансамбль «Эльбрус», где пел в дуэте с известным солистом Борисби Узденовым. Был период, когда он одновременно учился в музыкальном училище и работал в «Скорой помощи».
– Золотые были времена! – говорит Х. Алиев. – Народ массово ходил в Дома культуры, работали кружки по интересам, а участники любительских ВИА и хореографических коллективов по зову души после рабочего дня на производстве ходили на репетиции, отшлифовывая концертные номера. Я с ностальгией вспоминаю наш ВИА «Алания» в Карачаевске – какие замечательные музыканты здесь работали: трубач Виктор Трунов, саксофонист Николай Булавин, гитаристы Фома Федосов и Юрий Дудов, душа коллектива, худрук Анатолий Шерстобитов! Тонкий музыкальный вкус нашего Толика, его бесценный опыт в аранжировке национальных мелодий и песен во многом помогали, чтобы песня звучала на особо страстном накале, завораживала слушателей. В те времена нашими главными зрителями были животноводы. Концерты на больших сценах Черкесска, Карачаевска, курортов – это для праздников, а трудовые будни «Алании» – это выезды на животноводческие точки. И порой приходилось выступать для 5-7 человек вместе с лекторами общества «Знание», библиотекарями, консультациями врачей, поскольку кошары и фермы находились на приличном расстоянии друг от друга. И мы были сродни фронтовым бригадам артистов, когда в самое горячее время заготовки кормов выезжали на горные луга с громоздким электродвижком и музыкальными инструментами, чтобы поднять настроение сельским труженикам. С нами были солисты тех лет: супруги Виктор и Валентина Коротких, Виктор Черноусов, Альберт Узденов, сестры Ася и Марина Салпагаровы…
Он с грустью вспоминает об ушедших друзьях и коллегах: Халите Хатуеве, Маджите Ногайлиеве, Солтане Сидакове. Был знаком Хорлам и с Валерием Ободзинским – судьба свела с ним на сцене одного из концертных залов Москвы.
Хорлам Алиев и сегодня радует своим творчеством, и каждый его выход на сцену – будь то на стадионе или в поселковом ДК – вызывает шквал аплодисментов.
– Хорлам Рамазановч, каковы успехи в Мариинском театре сына Заура, заслуженного артиста КЧР?
Напомню читателю: Заур Алиев получил почетное звание в 2008 году в 11-летнем возрасте за редкие вокальные данные, обширную концертную деятельность, активное участие в престижных конкурсах. После окончания экстерном школы был принят в 15-летнем возрасте стажером в Санкт-Петербургский театр под руководством Валерия Гергиева.
– В конце сентября после каникул Заур уехал в Санкт-Петербург и продолжает учебу и стажировку. Он вплотную занят вокалом, уроками сценического мастерства, иностранными языками. Труд оперного певца очень тяжел, трудоемок, и результат виден, как в фундаментальной науке, через большой промежуток времени. Там же, в городе на Неве, старший сын Тамерлан, он – успешный дизайнер.
Безусловно, Х. Алиев – любящий отец. С особой теплотой и нежностью он относится к старшей дочери от первого брака Альмире, и она отвечает ему тем же, зная, что всегда может опереться на надежное отцовское плечо… А вот и маленькая принцесса этого дома, дочь-третьеклассница Камила, любимица папы. Это серьезная и целеустремленная мамина помощница, в которой родители с малых лет воспитывают трудолюбие, аккуратность, самостоятельность.
– Хорлам Рамазанович, когда ближайший концерт?
– Готовлюсь порадовать земляков на День города Карачаевска, который безгранично люблю и в котором прошли лучшие годы жизни…

НА СНИМКЕ: народный артист КЧР Хорлам Алиев с дочерью Камилой.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях